Оксана Шугарова
Конспект вечера развлечений для подготовительной группы «Русские наигрыши» на основе народного творчества.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект вечера развлечений для подготовительной группы "Русские наигрыши" на основе народного творчества - это авторская разработка из цикла занятий по развитию слухового восприятия детей и ознакомлению с русскими народными инструментами, их выразительными возможностями и роли в народном творчестве.
Публикация «Конспект вечера развлечений для подготовительной группы „Русские наигрыши“ на основе народного творчества,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
В процессе ознакомления с русскими народными инструментами дети учатся распознавать группы инструментов, особенности их звучания, анализируют их выразительные возможности, сравнивают с инструментами симфонического оркестра, закрепляют свои представления о комплексе "композитор-исполнитель-слушатель" применительно к народному музыкальному творчеству, а также знакомятся с русской традиционной культурой.
В конспекте использованы как авторские разработки, так и материалы из "Танцевальной ритмики" Т. И. Суворовой, из "Танцевального калейдоскопа" Новиковой и Сухановой.
Конспект вечера развлечений для подготовительной группы «Русские наигрыши» на основе народного творчества.
Основные задачи:
Развивающие.
1. Развивать музыкальное восприятие, образную речь детей, побуждая их сравнивать звучание различных народных инструментов и изменение характера музыки.
2. Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности).
3. Побуждать детей к радостному восприятию звучания народных инструментов, различным проявлениям творчества в музыкально-ритмических движениях, ритмопластике, пении, народных музыкальных играх.
Обучающие.
1. Развивать слушательскую культуру детей, совершенствовать представления о звучании русских народных инструментов, их выразительных возможностях.
2. Формировать представления о составе оркестра народных инструментов, особенностях их звучания.
3. Закреплять во всех видах музыкальной деятельности знания детей о русской национальной культуре и народном творчестве.
4. В играх – формировать представление о коллективности и вариантности народного творчества.
Воспитательные.
1. Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.
2. Воспитывать доброту, умение сочувствовать.
3. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству и национальной культуре России.
4. Формировать патриотическое и высокогражданственное сознание.
Музыкальный материал, используемый в досуге:
1.«Светит месяц», русская народная плясовая в исполнении оркестра русских народных инструментов.
2.«Былинный напев», пьеса в исполнении ансамбля гусляров (аудиокассета «Русская тройка»)
3.«Семеновна», пьеса в исполнении ансамбля балалаечников (там же).
4.«Осенняя песня», сл. и муз. Бобковой
5. Байновская кадриль. «Танцевальная ритмика» №4, Т. И. Суворова
6. Кадриль «Мани-Вани» («Танцевальная ритмика» №4, Т. И. Суворова)
7. Русская народная игра «Огородник»
8. Хоровод «Топотушка», музыкальное сопровождение – «Велик день» ансамбль «Иван Купала» (авторская разработка движений музыкального руководителя Шугаровой О. А.)
Атрибуты, наглядный материал:
1. Карточки с изображением инструментов и музыкантов к игре «Подбери инструмент»
2. Ложки.
3. Репа – игрушка на палочке.
Дети входят в зал хороводом под русскую плясовую «Светит месяц» (движения Новиковой и Сухановой, «Танцевальный калейдоскоп» №1)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Собрались мы с вами позабавиться как в деревне раньше наши бабушки да дедушки веселились. Поэтому пришли мы с вами в сарафанах да в рубахах ярких, как ходили раньше люди русские. А сначала поздороваемся, да по-нашему, по-старому.
Приветствие в хороводе «Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы!»
- А скажите мне, какие вы движения русские народные плясовые знаете?
Дети показывают и называют «ковырялочку», «воротики», «полочку», «тарелочки» и т. д.
- Молодцы! Спляшем весело!
Дети исполняют русскую плясовую «Светит месяц» (движения Новиковой и Сухановой, «Танцевальный калейдоскоп» №1)
- Ох, плясали весело! Отдохнем, на завалинке посидим, послушаем музыкантов русских. А что за музыканты играть будут – не знаю, не ведаю. Угадаем вместе.
Звучит «Былинный напев», пьеса в исполнении ансамбля гусляров (аудиокассета «Русская тройка»)
- Кто же это заиграл? (дети – гусляр, гусли)
- А музыка какая по характеру звучала? (широкая, напевная, задумчивая, лиричная, мелодичная, звонкая, переливистая)
- Верно, а ведь гусли так и называют – гусли звончатый, переливчатые да яровчатые. Из чего гусли сделаны? (из дерева)
- Верно, гусли делались из дерева – из сосны, березы, а самые ценные, самые звонкие гусли изготавливались из белого клена – явора. Вот народ и прозвал их яровчатыми. Гусли – это русский народный инструмент. Он «работает» в каком оркестре? (народных инструментов). Верно. А есть в симфоническом оркестре инструмент, похожий по звучанию и способу игры на гусли? (арфа). Молодцы. Арфа и гусли – одни из самых древних инструментов на земле.
- К какой же группе инструментов мы отнесем гусли? (струнных щипковых). Верно, гусляр играет на гуслях, защипывая или перебирая струны руками.
- Назовите еще струнные инструменты народного оркестра (балалайка, домра).
- Ну, вижу я, все-то вы знаете. Приглашаю вас поиграть со мной в игру мудреную. Справится с ней только настоящий знаток.
Проводится игра «Подбери инструмент», музыкальное сопровождение – «Семеновна» в исполнении ансамбля балалаечников.
- Поиграли, молодцы, свои знания и удаль показали. Да только на Руси люди очень талантливые всегда были – не только инструменты делали и играли на них, да еще и пели с удовольствием. Мы с вами знаем песню о России. Споем вместе.
«Осенняя песня», сл. и муз. Бобковой
- Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
Об искусниках – умельцах
На весь мир молва идет.
Ложкари играть начнут,
Ноги сами в пляс пойдут.
От зари и до зари
Веселятся ложкари!
«Веселые ложкари», «Байновская кадриль», Т. Суворова.
- Ай, да, ребятушки! И поют, и играют, все на свете знают! В танец русский приглашаю, в пары вас я зазываю.
Кадриль «Мани-Вани» («Танцевальная ритмика» №4, Т. И. Суворова)
- Русские люди – на все руки от скуки: и петь, и плясать, и загадки гадать. Да и в работе не сробеют - поле вспашут, да и засеют. А вырастет урожай – веселись да собирай! Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Игра «Огородник», русская народная хороводная игра
- Веселились мы, играли. Но наверное, устали? Отдохнуть нам всем пора. Встанем в хоровод веселый, попляшем напоследок, да отправимся отдыхать!
Хоровод «Топотушка», музыкальное сопровождение – «Велик день» ансамбль «Иван Купала» (авторская разработка движений музыкального руководителя Шугаровой О. А.)
Дети хороводом выходят из зала.
Игра «Подбери инструмент»
Авторская разработка музыкального руководителя Шугаровой О. А.
Программное содержание: осваивать понятия «исполнитель на музыкальном инструменте», расширять знания детей о различных исполнителях (в зависимости от инструмента – гусляр, балалаечник, ложкарь, домрист, гармонист и т. д., пополнять словарный запас, развивать восприятие звучания народных инструментов, развивать координацию и ориентирование в пространстве, закреплять навык движения хороводным или топающим шагом.
Игровые материалы: парные картинки с изображением музыкального инструмента и исполнителя – балалайка и балалаечник, домра и домрист, гармонь и гармонист и т. д.
Ход игры: детям выдаются карточки вразбивку. Под музыку дети двигаются хороводным или топающим шагом. С остановкой музыки дети должны найти свою пару – музыкальный инструмент и исполнитель. Важно, чтобы дети во время движения держали карточки на виду и видели изображения друг у друга.
Хороводная игра «Огородник»
Играющие стоят в хороводе. В центре – водящий «Огородник», топает 3 раза ногой.
Дети: Кто там?
Водящий: Огородник.
Дети: За чем пришел?
Водящий: За репой!
Дети двигаются по кругу и поют:
Сверху репа зелена,
Посередке толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к репе подойдет –
Всяк за вихор возьмет
Водящий движется по кругу противоходом. На окончание попевки Водящий останавливается рядом с одним из игроков, касается его рукой. Водящий и выбранный игрок поворачиваются спиной друг к другу за кругом. Остальные дети кричат:
Раз, два, три, беги!
Огородник и выбранный игрок обегают круг по внешней стороне хоровода в противоположные стороны. Тот, кто обежал круг и вернулся на место последним, становится Огородником.