Елышева Анастасия
Конспект занятия по речевому развитию для старшего дошкольного возраста «В поисках осенних красок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», Физическое развитие», «здоровьесберегающие технологии».
Образовательные задачи:
Обучающие задачи: Закрепить знания детей об осенней поре года, через обобщенное представление.
- Учить образовывать прилагательные.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию для старшего дошкольного возраста „В поисках осенних красок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- Развивать логическое, наглядно - образное мышление, внимание, творческую речевую деятельность детей.
- Умение мыслить, анализировать, сравнивать, развивать устную речь
- Совершенствовать пластику, координацию движений пальцев рук.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, желание помогать другим в трудной ситуации, умение слушать, не перебивать.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
Количество участников: 6 детей подготовительной группы.
Материалы и оборудование: мультимедиа презентация, аудиозаписи музыкальных произведений; игровой коврик; перчатки, глаза, ротики, бантики; коробка, звезды, нарезанные листочки; конверт.
Словарная работа: метеорит, волшебный информационный портал.
Ход образовательной деятельности.
Педагог: Здравствуйте, мои друзья!
Дети здороваются. Слышится звук входящего письма.
Педагог: Друзья, что это такое? Может быть письмо? Посмотрите, кажется, на почту детского сада пришло письмо.
Давайте прочитаем
На экране открывается письмо: «Здравствуйте ребята! На нашей планете в первый раз наступила осень, мы слышали от Землян, что это очень красивое время года! Но к сожалению мы не можем увидеть всей красоты осени, так как на нашу планету упал Метеорит Разочарования и наша планета стала бледная, а жители куда то пропали! Помогите нам найти все краски и жителей нашей планеты!
Педагог: Друзья, что же делать? Как мы можем помочь этой планете?
Д: ответы детей
Педагог: Какие краски у осени?
Дети: ответы детей.
Педагог: Все верно! Ведь осень-это не только грязь и слякоть. Осень- это золотые кроны деревьев, багряная и шуршащая трава под ногами, вкусные,полезные фрукты и овощи. А еще это радость и веселье. И, я предлагаю нам отправиться на эту планету. Думаю, что наше путешествие будет интересным, а может быть даже опасным. Вы готовы?
Дети: Да!
Педагог: Нам понадобятся фонарики.
Дети проходят и берут по одному фонарику.
Педагог: А попасть на планету нам поможет волшебный портал.
На экране появляется изображение волшебного портала и выключается свет.
Педагог: Выполняем круговые движения.
Педагог с детьми берут фонари и выполняют круговые движения лучами фонарей вокруг портала.
Пусть засияют ярко лучи!
Лучи точно в центр теперь направляйте
Светят на центр портала.
И громко слова за мной повторяйте:
«Ты, Фонарь, свети, свети,
Путь-дорогу укажи
Через портал волшебный пройдем,
И краски там найдем!»
Педагог: Вот мы и оказались на планете. Посмотрите, действительно все вокруг серое, грустное.
(На экране - черно-белое изображение планеты). Но где же нам найти краски?
Дети: Ответы детей.
Педагог: Думаю, нам нужна карта, что определиться куда идти. (На экране - карта). Смотрите друзья, на карте показан маршрут, пройдя который мы сможем найти краски. Здесь три дорожки красная, желтая и зеленая. Я предлагаю вам, разделится парами на три дорожки. Для этого нужно выполнить задания, и определится кто, на какой дорожке.
Педагог находит черно-белые картинки, раздает детям. (огурец, лист кленовый, лук, и т. д)
Педагог: Назови, что это, и какого цвета должен быть.
Дети: Ответы детей.
Дети проходят на свои дорожки.
Педагог: Посмотрите друзья, дорожки не простые, а с заданиями. За каждое выполненное задания, мы продвигаемся вперед.
Речевая игра для игрового коврика: «Осенняя палитра».
Правила игры с игровым ковриком.
1. В игре участвуют 6 человек, делятся парами на три дорожки.
2. Определить при помощи звуковой дорожке, кто будет ходить первым.
3. Становясь на определенный квадрат на игровой дорожке, ребенок вынимает на игровом поле конверт с заданием. После того как задания выполнено, игрок продвигается в перед.
4. Игра ведется, пока не закончит последние игроки.
Один, два, три, четыре, пять! Будем мы стихи читать»
Цели: Формировать у детей интерес к заучиванию стихов, расширять словарный запас, развивать связную речь. Развивать способности к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
Картинка символ на поле - «дети читают книгу».
Ребенок вынимает из кармана картинку с изображением какого-нибудь предмета, про который нужно рассказать стихотворение.
«Загадушка».
Картинка символ на поле изображение сундука.
Цель: Развивать логическое, наглядно - образное мышление, внимание, творческую речевую деятельность детей, умение мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать.
Ребенок вынимает картинку из кармана, не показывая ее другим участникам игры, и, глядя на картинку, придумывает загадку. Рассказывает о предмете, при этом используя в описании признаки, действия и назначение предмета, не называя его.
«Жадина» (Мой, моя, моё)
Картинка-символ на поле-изображение попугая Кеши.
Цель: Закрепление умения согласовать притяжательные местоимения с существительными.
Назвать предметы, про которые можно сказать:
-Это мой….
-Это моя….
- Это моё…
«Расскажи стихи руками»
Цель: Способствовать развитию речи и творческой активности.
Картинка-символ на поле изображение ладошки.
Ребенок должен рассказать пальчиковую игру и показать вместе с друзьями.
«Вопрос Вопросович»
Картинка- символ на поле – изображения знака вопроса.
Цель: Развивать логическое, наглядно - образное мышление. Учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Игра «С какого дерева лист?»
Игра «Приготовь борщ»
Игра «Кто спит зимой»
«Придумай слово»
Картинка-символ на поле-изображение «думающий смайлик»
Цель: закреплять с детьми умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Развивать речь, мышление, расширять словарный запас.
На карточке изображен предмет и дана схема слова-названия предмета.
Ребенок называет этот предмет так, чтобы это было слово:
- с одним слогом,
- с двумя слогами,
- с тремя слогами.
«Назови действие».
Картинка-символ на поле – изображение стрелок.
Цель : Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенного на ней героя и действие, которое он выполняет. Обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами. Развивать игровые навыки, внимание, воспитывать усидчивость.
Назовите, что делает изображенный человек, предмет и т. д.
Педагог: Молодцы, мои дорогие друзья! Какие вы все бесстрашные! Показали, что вы действительно ничего не боитесь! Пора двигать дальше. Куда двигаемся дальше? Посмотрим на карте!
Дети: ответы детей.
Педагог: Да! Все верно! Нам нужно найти коробку.
Дети находят звезды. Внутри звезд находят осенние краски.
Педагог: Молодцы! Как думаете, какую краску нам могут подарить эти листочки.
Дети: ответы детей.
Педагог: Друзья, я предлагаю раскрасить планету осенними красками. Оранжевые, желтые, бордовые листочки, собранные в букет, могут оживить любую планету.
Для этого мы подумаем на осенние листочки.
Носиком вдыхаем, сложить губы-трубочкой и долго дуть как ветерок.
Педагог: Посмотрите, Друзья! У нас получилось! Мы смогли вернуть все краски и радость!
Педагог: Друзья, а ведь мы во время путешествия по этой планете ни разу не видели ее жителей.
Может нам в этом поможет карта? Куда же теперь нам двигаться?
Дети смотрят на карту. Объясняют направления движения.
Педагог: Что же за ладошки? Отправляем в путь.
Педагог с детьми двигают, в то направления где мастерская.
Педагог: Что это!
Дети: ответы детей.
Педагог: Я, поняла! Давайте, попробуем представить жителей этой планеты, как они могут выглядеть. В этом нам помогут волшебные ручки.
Звучит спокойная музыка, дети с педагогом подходят к столам, на которых лежат перчатки, глазки, ротики, разноцветные помпоны и т. д.
Педагог: Какие интересные жители у вас получились! Чем они любят заниматься? Поиграем с ними?
Упражнения из биоэнергопластики:
-Улыбка
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.
- Часики
Ладонь сжать в кулак. Указательный палец поднять вверх. По счёт кисть руки поворачивается влево - вправо.
- Качели
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз -вверх.
- Чашечка
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.
На экране Новое звуковое сообщение.
Спасибо, Земляне! Что вернули все краски и жителей этой планеты. Примети от нас подарки, они лежат в сундуке.
Дети подходят и получают раскраски.
Педагог: Что за звуки? Это же наш портал! Он закрывается. Нужно спешить. Иначе мы не сможем попасть домой! Скорее фонари! Выполняем круговые движения!
Раздается звук волшебства. Огни выключаются, загорается свет.
Педагог: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Понравилось вам наше приключение? Что тебе понравилось больше? А тебе Арслан? А тебе Ксюша? и т. д
Педагог: Я благодарю вас за увлекательное путешествие, а сейчас мы с хорошим настроением вернемся в группу.
Литература:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа). Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
4. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
5. Развитие речи детей дошкольного возраста средствами и методами ТРИЗ. Методическое пособие. – Саров, 2009.
6. Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы. / Сост. О. И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
7. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
8. Алексееева М. М., ЯшнаБ. И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]/М. М. Алексеева,Б. И. Яшина// М. :Издательский центр “Академия”, 2000. - 400 с.
9. Гвоздев А. От первых слов до первого класса [Текст]/А. Гвоздев. -Издательство Саратовского университета. 1981. - 352 с.
10. Большакова С. Е. «Метод мануального сопровождения при моторной алалии»// Журнал «Логопед»№8, 2012г, с. 12-23.
11. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М. : Детство-Пресс, 2011.
12. Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. – Режим доступа: https://festival. 1september.ru/articles/103050
13. Развитие познавательной сферы детей с ОНР через формирование мелкой моторики рук Хоменко Н. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/410410/
14. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. М. : Арктур, 1999.
15. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М. : Арктур, 2001.