Елена Приходько
Конспект занятия по развитию речи в группе младшего возраста «Сказка о глупом мышонке»
Конспект по развитию речи в группе младшего возраста
Образовательные задачи:
• формирование монологической и диалогической речи;
• совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных в роде и числе, составление простых предложений, распространение их прилагательными);
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в группе младшего возраста „Сказка о глупом мышонке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мышь. Все о мышках для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о глупом мышонке», сказка
- Темочки
• учить строить свои высказывания о последующих событиях сказки;
• обучение детей сотрудничеству, изображению повадок животных, соответствию образу, своевременному вступлению в диалог, эмоциональному выступлению перед публикой;
• закрепить знание детьми «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака, восстанавливая сюжет по памяти.
Коррекционно-развивающие задачи :
• развивать речевую активность детей; обогащать активный словарь новыми понятиями, лексико-грамматическими категориями;
• развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, артикуляционной моторики, координации речи с движением;
• развитие интереса, любознательности, чувства сопереживания к мышонку и желание ему помочь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• воспитание в детях любви к творчеству детского писателя С. Я. Маршака;
• формирование навыков самообслуживания, самостоятельности;
• воспитание коллективизма, усидчивости, активности, уверенности.
Материалы и оборудование:
• портрет писателя С. Я. Маршака;
• атрибуты для драматизации сказки : ширма, маски – шапочки;
• игрушка – Мышонок;
• магнитная доска.
Словарная работа:
• продолжить работу над слоговой структурой, просодической стороной речи (развитие плавной, размеренной, ритмизированной, интонационно окрашенной, мимикой, связной диалогической, монологической речью;
• обогащать активный словарь новыми понятиями: корочка, огарочек, овес, лежанка, дремлет
Предварительная работа:
• чтение «Сказки о глупом мышонке», объяснение значения непонятных слов, разбор труднопроизносимых слов, показ сценических образов;
• чтение сказок, где одним из главных персонажей является мышь;
• оформление в группе выставки книг (с участием родителей) с портретом писателя;
• выставка рисунков детей по «Сказке о глупом мышонке»;
• кружковая работа: аппликация способом рваная мозаика «Мышонок»;
• разучивание подвижной игры «Кот и мыши»;
• привлечение родителей к процессу подготовки к театрализации: изготовление атрибутов и декорации;
• работа над мимикой, пантомимикой, интонацией.
Методические приемы:
• использование художественного слова;
• показ;
• поощрение;
• беседа
Интеграция областей:
• речевое развитие;
• социально-коммуникативное;
• физическое развитие;
• познавательное развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия:
Организационный момент
(Дети, стоя полукругом выполняют вместе с воспитателем упражнение)
Фонопедическое упражнение «Дили – дили»
Дили – дили – дили – дили!
Колокольчики будили:
Всех жуков – Ж-ж-ж, пауков – Х-х-х
И веселых мотыльков – У-у-у-у-у.
Дили – дили – дили – дили!
Колокольчики будили:
Всех котят – мяу-мяу, всех ежат – Ф-ф-ф
И веселых медвежат – Р-р-р.
И воробушек проснулся – чик-чирик,
И галчонок встрепенулся – кра-кра.
Громко крикнем всем «Ура!»
Воспитатель: - Дети, послушайте загадку и отгадайте, о ком она.
Маленький рост, длинный хвост.
Мягкая шубка, острые зубки.
Дети: - Это мышка
Воспитатель: - Если это маленький детеныш мышки, как его можно назвать?
Дети: - Мышонок.
Беседа
Воспитатель: (задает вопросы детям по кругу)
- Какой мышонок по цвету? (белый)
- Какой мышонок по величине? (маленький)
- Какая шерстка у него на ощупь? (пушистая, мягкая, гладкая, теплая)
- Что у него есть на мордочке, перечисли? (ушки, нос, глаза, усы)
- Расскажи, какие у мышонка ушки? (у мышонка маленькие, розовые, ушки)
- А какие у нашего мышонка глазки? (у него красивые, чёрные, круглые)
- Какой нос у мышонка? (У мышонка розовый, маленький носик)
- Какие усы у мышонка? (У мышонка длинные, тёмные усы)
- Посмотрите, какая у мышонка мордочка? (Мордочка вытянутая, длинная)
- Что ещё есть у мышонка? (У мышонка есть 4 лапки : 2 передние и 2 задние)
- Какие лапки у мышонка? (Лапки у мышонка маленькие, цепкие с коготками-царапками)
- Расскажите про хвост мышонка. (длинный, гибкий, подвижный хвостик)
- Как вы думаете, что умеет делать мышонок? (Мышонок умеет быстро бегать, прятаться в норке)
- Что мышонок может делать своими чуткими ушками? (Он прислушивается)
- Что он делает своими крошечными лапками-царапками? (Лапками – царапками он чистит свою шерстку, умывает мордочку, в лапках держит корм)
- Как вы думаете, какой наш мышонок по характеру? Если он быстро двигается? Если он смешной? Если он ловко прыгает? (Он шустрый, проворный, весёлый, прыгучий, забавный, юркий, ловкий, смешной, подвижный, быстрый, смелый)
- Нравится вам мышонок? (Да)
- А сейчас мы поиграем.
Подвижная Игра «Мыши и кот»
(Дети водят хоровод, в середине «спит» кот).
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.
(Кот просыпается, ловит мышей. Мыши убегают в домики).
Воспитатель: - Этот забавный зверек нравится не только вам, но и писателям. И один из них даже сочинил сказку
(воспитатель обращает внимание на портрет С. Я. Маршака и его книгу)
- Как она называется и кто её автор?
(Эта сказка называется «Сказка о глупом мышонке», написал её Самуил Яковлевич Маршак)
Воспитатель: - Мы уже познакомились с этой сказкой, знаем ее героев. Вспомним сказку и с помощью масок – шапочек превратимся в ее персонажей. Для того, что бы во время сказки произносить четко все звуки в словах, помассируем наш язычок. Помогут нам в этом ваши губы и зубы.
Упражнение для расслабления мышц органов артикуляции.
Самомассаж языка
Язычок погладим ласково губами,
А затем постукаем бережно губами.
Язычок погладим ласково зубами.
Нежно покусаем мы его зубами.
И опять погладим ласково зубами.
А потом похлопаем бережно губами
И в конце погладим ласково губами.
Воспитатель: - Чувствуете, как понравился язычку такой массаж? Теперь он готов слушаться и делать, так как вы ему велите.
Драматизация «Сказка о глупом мышонке»
Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок :
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи! –
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка :
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождичка в саду
Червяка тебе найду. -
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!-
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
- Приходи к нам тетя Жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
-Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара. -
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь. -
Побежала мышка-мать,
Тетю Лошадь в няньки звать:
-Приходи к нам тетя Лошадь,
Нашу детку покачать.
- И-го-го! – поет лошадка. –
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок. -
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош,
Очень страшно ты поешь.
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя Свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю. –
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:- Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь.
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
- Приходи к нам, тётя Клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло. –
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь! –
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя Щука,
Нашу детку покачать. –
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка :
-Мяу-мяу, спи, мой крошка!
-Мяу-мяу, ляжем спать,
-Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош!
Очень сладко ты поешь!-
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…
Воспитатель: - Как вы думаете, куда он делся? (мышонка утащила кошка).
Воспитатель: - Почему в сказке мышонка называют «глупым»? (мышонка называют глупым, потому что он не слушался маму, потому что он другим нянькам говорил, что их голос не хорош, потому что он был маленький и не знал других животных).
Воспитатель: - Правильно, он был ещё маленьким и многое не знал и не понимал. Что же произошло дальше, как вы думаете? (Мышка-мама и все няньки пошли искать мышонка, он успел убежать от кошки и вернулся домой).
Воспитатель: - Какое еще может быть продолжение этой сказки? (мышонок попросил прощения у мамы, сказал, что будет ее слушать, вовремя ложиться спать)
Воспитатель:- О том, что случилось с мышонком потом, по многочисленным просьбам детей и их родителей С. Я. Маршак написал в новой книге «Сказка об умном мышонке». С ней мы познакомимся в следующий раз.