Получи документы

Конспект урока истории в 5 классе на тему «Письменность в Древнем Египте»

Марина Клопкова
Конспект урока истории в 5 классе на тему «Письменность в Древнем Египте»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока: Письменность и знания древних египтян

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: сформировать у учащихся представление о письменности и знаниях Древнего Египта

Задачи урока:

1. Показать особенности и сложность египетской письменности

2. Рассказать, как была разгадана тайна иероглифов

3. Выяснить, как проходило обучение в школах Древнего Египта

План урока:

1. Организационный момент, проверка домашнего задания

Публикация «Конспект урока истории в 5 классе на тему „Письменность в Древнем Египте“» размещена в разделах

2. Изучение нового материала:

А. Загадочные письмена

Б. Египетские папирусы

В. Школа готовила писцов и жрецов

3. Подведение итогов. Рефлексия

Ход урока

А. Загадочные письмена

В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в остальных странах мира, – более 5000 лет назад. Знаний было накоплено больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передать другим. Именно это привело к появлению письма.

Учебник стр. 61-62 параграф 12 пункт 1. Вставьте пропущенные слова в текст.

В египетском письме более___ иероглифов. Первоначально они были похожи на. Такое письмо не передавало ___ языка, и многие слова, например, ___, просто нельзя изобразить рисунком. Один значок мог обозначать несколько. Гласные ___ иероглифами не передавались.

Как была разгадана тайна иероглифов.

На стенах египетских храмов, в гробницах фараонов, знатных вельмож помещено много загадочных знаков. Их долго не могли прочесть. Это были иероглифы – священные письмена. Французскому учёному Шампольону удалось прочесть древнеегипетские тексты. Впервые он увидел иероглифы в 11 лет. «Я прочту это, когда вырасту,» – сказал юный Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Он проявлял просто фантастические способности к языкам, знал латинский, греческий, древнееврейский, изучал все материалы, связанные с Египтом. Его внимание привлёк камень, найденный в Египте, на котором были надписи на древнегреческом языке и египетские иероглифы. Камень стал ключом к разгадке письменности Древнего Египта. Некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой, в древнегреческом тексте так было выделено имя фараона Птолемея, а на другом камне в рамке было имя царицы Клеопатры. Шампольон доказал, что иероглифы – это знаки письма. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным египтологом.

Обозначение чисел в Древнем Египте.

Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. Сотня, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 – согнутый палец, 100.000 – на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками. Записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево. Сперва шли единицы, затем десятки, потом сотни и так далее.

Вопрос учащимся: какой цифры не было у египтян?

Б. Египетские папирусы

Вопрос учащимся: что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать?

Иероглифы писали на папирусе.

Учебник стр. 63 параграф 12 пункт 3.

Правила изготовления папируса:

1. Разрезали

2. Укладывали

3. Сверху клали

4. Прижимали

5. Высушивали

В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складывают листы бумаги в современной книге. Поэтому его листы склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки).

Запись в тетрадь: папирус – материал для письма в Древнем Египте

В. Школа готовила писцов и жрецов

Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное учреждение. А в Египте школы открывались при храмах.

Вопрос к учащимся: кто выступал в роли учителей?

Вопрос к учащимся: сколько лет сейчас продолжается обучение в школе?

В Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 15 лет. В древнеегипетской школе пол устлан циновками: на них сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель. За ним раб несёт письменный прибор. Учитель садится в резное кресло. Дети получают свитки и начинают осторожно их разворачивать. Начинающим ученикам давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем доверяли папирус.

В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Но в Древнем Египте не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов.

В школах занимались также астрономией, определяли движение небесных светил. Именно в Египте была определена продолжительность года (365 суток, год поделён на 12 месяцев и составлен точный календарь, указывающий время разливов Нила. Для измерения времени они использовали водяные часы.

Получили развитие в Египте и медицинские знания. В Египте были хирурги, которые делали сложные операции, зубные врачи. В качестве лекарств использовали отвары трав, настойки. Были найдены папирусы с описанием различных заболеваний и методами их лечения, например, «Хирургический папирус», «Книга сердца», «Книга глазных болезней».

Каждый ученик носил с собой в футляре заострённую тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями – для чёрной и красной краски. Текст писали чёрной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом.

И поэтому на уроках русского языка вы часто слышите словосочетание «красная строка», что означает писать с новой строчки.

Рефлексия

Игра «Данетки»

1. В египетском письме более 200 иероглифов (нет)

2. Первые иероглифы были рисунками (да)

3. В египетской школе учились дети знатных и богатых родителей (да)

4. Основной материал для письма был папирус (да)

5. Папирус был ломкий, его сворачивали в свитки (да)

6. В школах готовили ремесленников (да)

7. В школах роль учителей выполняли жрецы (Да)

8. В египетской школе могли учиться все желающие (нет)

9. В египетском календаре было 365 дней (да)

10. В египетских школах занимались астрономией (да)

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 1 классе на тему «Многоугольники» по УМК «Школа России» Конспект урока математики в 1 классе Тема: «Многоугольники» (УМК «Школа России») Составила: Хромова Наталия Сергеевна Цель: создать условия.

Конспект урока на тему «Предпринимательская деятельность» по дисциплине «Основы предпринимательства» в 9 классе Е. А. Гавриловчук преподаватель ГОУ «Тираспольское суворовское военное училище» г. Тирасполь Приднестровье/Молдова Конспект урока на тему:.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф»Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф» Цели: воспитание национальной памяти, формирование у детей внимания к духовной культуре, интереса и уважения к историческому прошлому, приобщению.

Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I» Конспект урока в 10 классе. Тема: «Царствование Павла I» Тип урока : получение новых знаний Цели: пробуждение интереса к историческому деятелю.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

Технологическая карта урока истории в 10 классе «Введение в Новейшую историю» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет ИСТОРИЯ. 10 класс Предмет История Всеобщая Класс 10 Номер урока 1 Урочная/не-урочная форма Урок изучения.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов» Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг. Формируемые УУД: познавательные.

Видео и конспект урока математики во 2 классе на тему «Квадрат» Квадрат. Цель: систематизировать представление о прямоугольнике; дать представление о квадрате. Задачи: познакомить с квадратом, с его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока истории в 5 классе на тему «Письменность в Древнем Египте»
Опубликовано: 5 июня 2023 в 23:15
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока истории в 5 классе на тему «Письменность в Древнем Египте»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Клопкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД