Марина Клопкова
Конспект урока истории в 5 классе на тему «Письменность в Древнем Египте»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока: Письменность и знания древних египтян
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: сформировать у учащихся представление о письменности и знаниях Древнего Египта
Задачи урока:
1. Показать особенности и сложность египетской письменности
2. Рассказать, как была разгадана тайна иероглифов
3. Выяснить, как проходило обучение в школах Древнего Египта
План урока:
1. Организационный момент, проверка домашнего задания
Публикация «Конспект урока истории в 5 классе на тему „Письменность в Древнем Египте“» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Древний Египет для детей
- История. Уроки истории
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
2. Изучение нового материала:
А. Загадочные письмена
Б. Египетские папирусы
В. Школа готовила писцов и жрецов
3. Подведение итогов. Рефлексия
Ход урока
А. Загадочные письмена
В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в остальных странах мира, – более 5000 лет назад. Знаний было накоплено больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передать другим. Именно это привело к появлению письма.
Учебник стр. 61-62 параграф 12 пункт 1. Вставьте пропущенные слова в текст.
В египетском письме более___ иероглифов. Первоначально они были похожи на. Такое письмо не передавало ___ языка, и многие слова, например, ___, просто нельзя изобразить рисунком. Один значок мог обозначать несколько. Гласные ___ иероглифами не передавались.
Как была разгадана тайна иероглифов.
На стенах египетских храмов, в гробницах фараонов, знатных вельмож помещено много загадочных знаков. Их долго не могли прочесть. Это были иероглифы – священные письмена. Французскому учёному Шампольону удалось прочесть древнеегипетские тексты. Впервые он увидел иероглифы в 11 лет. «Я прочту это, когда вырасту,» – сказал юный Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Он проявлял просто фантастические способности к языкам, знал латинский, греческий, древнееврейский, изучал все материалы, связанные с Египтом. Его внимание привлёк камень, найденный в Египте, на котором были надписи на древнегреческом языке и египетские иероглифы. Камень стал ключом к разгадке письменности Древнего Египта. Некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой, в древнегреческом тексте так было выделено имя фараона Птолемея, а на другом камне в рамке было имя царицы Клеопатры. Шампольон доказал, что иероглифы – это знаки письма. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным египтологом.
Обозначение чисел в Древнем Египте.
Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. Сотня, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 – согнутый палец, 100.000 – на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками. Записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево. Сперва шли единицы, затем десятки, потом сотни и так далее.
Вопрос учащимся: какой цифры не было у египтян?
Б. Египетские папирусы
Вопрос учащимся: что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать?
Иероглифы писали на папирусе.
Учебник стр. 63 параграф 12 пункт 3.
Правила изготовления папируса:
1. Разрезали
2. Укладывали
3. Сверху клали
4. Прижимали
5. Высушивали
В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складывают листы бумаги в современной книге. Поэтому его листы склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки).
Запись в тетрадь: папирус – материал для письма в Древнем Египте
В. Школа готовила писцов и жрецов
Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное учреждение. А в Египте школы открывались при храмах.
Вопрос к учащимся: кто выступал в роли учителей?
Вопрос к учащимся: сколько лет сейчас продолжается обучение в школе?
В Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 15 лет. В древнеегипетской школе пол устлан циновками: на них сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель. За ним раб несёт письменный прибор. Учитель садится в резное кресло. Дети получают свитки и начинают осторожно их разворачивать. Начинающим ученикам давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем доверяли папирус.
В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Но в Древнем Египте не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов.
В школах занимались также астрономией, определяли движение небесных светил. Именно в Египте была определена продолжительность года (365 суток, год поделён на 12 месяцев и составлен точный календарь, указывающий время разливов Нила. Для измерения времени они использовали водяные часы.
Получили развитие в Египте и медицинские знания. В Египте были хирурги, которые делали сложные операции, зубные врачи. В качестве лекарств использовали отвары трав, настойки. Были найдены папирусы с описанием различных заболеваний и методами их лечения, например, «Хирургический папирус», «Книга сердца», «Книга глазных болезней».
Каждый ученик носил с собой в футляре заострённую тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями – для чёрной и красной краски. Текст писали чёрной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом.
И поэтому на уроках русского языка вы часто слышите словосочетание «красная строка», что означает писать с новой строчки.
Рефлексия
Игра «Данетки»
1. В египетском письме более 200 иероглифов (нет)
2. Первые иероглифы были рисунками (да)
3. В египетской школе учились дети знатных и богатых родителей (да)
4. Основной материал для письма был папирус (да)
5. Папирус был ломкий, его сворачивали в свитки (да)
6. В школах готовили ремесленников (да)
7. В школах роль учителей выполняли жрецы (Да)
8. В египетской школе могли учиться все желающие (нет)
9. В египетском календаре было 365 дней (да)
10. В египетских школах занимались астрономией (да)