Любовь Владимировна
Конспект урока по валянию из шерсти «Бусы»
▼ Скачать + Заказать документы
МБУ ДО «Центр детского творчества»
Конспект урока по валянию из шерсти «Бусы»
Разработала: Филичкина Л. В.
педагог дополнительного образования
Занятие познакомит учащихся с историей возникновения валяния войлока и технологией валяния на примере шариков-бусинок.
Не губи ты жизнь бездельем,
Занимайся рукодельем!
Результат – на радость нам,
Публикация «Конспект урока по валянию из шерсти „Бусы“» размещена в разделах
- Бусы, бусинки
- Валяние из шерсти, фелтинг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шерсть. Валяние, картины из шерсти
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Нашим близким и друзьям!
Цель: Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и технологией валяния на примере валенок.
Задачи: обучающая: изучить стиль русского народного творчества, обучить работе с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.
развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, рукоделию, развитию самостоятельности, способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся, уметь анализировать, делать выводы, развивать коммуникативные умения через групповую деятельность.
воспитательная: воспитать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь при выполнении работы, точности.
Методы и приё мы обучения: наглядные, беседа, практическая работа.
Инструменты и принадлежности для работы:
• Компьютер
• Образцы шариков
• Технологические карты
• Жидкое мыло
• Ведерка для воды
• Полотенце
• Ёмкости для валяния
Ход урока
1. Организационный момент.
• проверка готовности к мероприятию;
• проверка присутствующих;
2. Объявление темы урока.
Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашей творческой мастерской. Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения валяния, выполним небольшие шарики- бусины способом мокрого валяния. Вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость вашего творения обязательно почувствуют те, кто будет это творение смотреть.
3. Изучение нового материала.
• Словесно-иллюстрационный рассказ (История валяния)
Войлок – от тюркскогоajlyk – «покров, покрывало», в английском языке – Felt, в немецком– Filtz. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния. Началось же все, согласно легенде, во времена Ноя. Первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый шерстяной ковер. Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н. э. Валяя шерсть диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду, и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать. В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа.
В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды, например, юбок, утеплении домов.
Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как декора, этакой "изюминкой" в одежде и интерьере.
Ознакомление учащихся с образцами валяния, выполненных в технике сухого и мокрого валяния.
Существуют два способа валяния : сухое и мокрое. При сухом валянии используют специальные иглы. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти. Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти.
Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы.
Материалом для валяния служит непряденая шерсть (тонкорунная) и вязальная шерсть.
Рассказ педагога сопровождается показом образцов пряжи, игл.
Мокрое валяние - это классический способ. Основная хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.
Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать изделия надо не менее 40 раз. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды, и объемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь).
• Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при валянии.
4. Изучение санитарно-гигиенических требований и правил охраны труда при валянии
• На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями.
• Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди
• Включать и выключать утюг следует сухими руками.
• Выполнять влажно-тепловую обработку изделия следует стоя на резиновом коврике.
• Необходимо следить за правильным положением терморегулятора.
• Нельзя оставлять включенный утюг без внимания.
• Соблюдать осторожность со специальными иглами для валяния, так как они очень острые.
5. Практическая работа. Изготовление шариков-бусинок.
Задание 1. Подобрать цветовую гамму шерсти, продумать декор будущих бус, зарисовать эскиз.
Задание 2. Наложение слоев войлока, формирование цветовой гаммы и декора.
• В начале работы на пленку кладется шаблон валенков и на него тонким слоем укладывается шерсть основного цвета в двух направлениях: горизонтально и вертикально.
• Затем он поливается мыльной водой, накрывается пленкой и не долго катается руками.
• Не раскрывая пленку, мы переворачиваем ее и после этого открываем. На открытый шаблон выкладывают такой же слой, что и в первый раз. Мылят водой и накрывают пленкой, катают руками и переворачивают.
• Повторить эту двойную операцию три раза.
• На четвертый слой необходимо выложить на пряжу нитки для декора или пряди другого цвета, затем мылят и накрывают пленкой, катая.
• С другой стороны повторить операцию.
• Пятый слой закрепляющий. Он тоньше всех остальных. С помощью него закрепляют нитки или корректируют цветовой рисунок. Края у пятого слоя подгибают на деталь кроме голенища.
• После выкладывания слоев изделие хорошо с усилиями катают до скрепления всех слоев, примерно 20 минут.
Физкультминутка.
Вы хорошо потрудились, теперь дадим нашим глазам и рукам отдохнуть. Сделаем несколько упражнений.
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно, это знаем мы давно.
(руки ставим перед грудью, повороты вправо и влево)
Головой теперь вращаем
Вправо-влево, а потом,
(вращаем головой вправо и влево)
Три-четыре, приседаем,
Ножки разминаем.
(приседания)
Мы размяться все успели,
И на место тихо сели!
Отдохнули. Теперь продолжим работу. Мы скатали все слои и теперь нам необходимо раскрыть пленку и выжать все лишнею мыльную воду.
• Выжимаем валенки и восстанавливаем объемную форму валенка. Лепим как из пластилина.
• Как только мы восстановили форму, мы снова сминаем и убираем излишки воды.
• Затем опять лепим форму. И так до полного высыхания.
• Как только мы получили нужную нам форму валенков, с минимум водой. Мы споласкиваем их под проточной струей, удаляя все мыло.
• И заново лепим форму. Не бойтесь шерсть запоминает форму сразу же и затем ее восстанавливает. Поэтому уделите ей внимание в начале лепки.
• Ваши бусины готовы.
Домашнее задание: Хорошо высушить работу.
6. Физкультминутка.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
И головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко не ленись.
Глаза мы открываем, наконец.
Зарядка окончилась и
Каждый из нас молодец!
Уборка рабочих мест
7. Анализ работы
Педагог: Молодцы, у всех получилась замечательная шарики – бусины, из которых вы сможете собрать на нитку бусы по вашим эскизам.
Подведение итогов – анализ бусинок (оригинальность идеи, аккуратность).
• поощрение обучающихся. Что получилось? Что было сложнее всего?
• Оценка настроения и интереса детей.