МААМ-картинки

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Мягкий знак на конце и в середине числительных» (УМК «21 век»)

валентина шубина
Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Мягкий знак на конце и в середине числительных» (УМК «21 век»)

Тема урока : «Мягкий знак на конце и в середине числительных».

Цели:

образовательная - познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных.

развивающая - развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные.

воспитательная – воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия. воспитание дружеских отношений между собой.

Публикация «Конспект урока по русскому языку в 4 классе „Мягкий знак на конце и в середине числительных“ (УМК „21 век“)» размещена в разделах

Оборудование: карточки – карточки для индивидуальной работы, таблицы, раздаточный материал, магнитофон с грамзаписью, сигнальные квадраты.

Ход урока:

1. Организационный момент:

- Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрым и ласковым взглядом. Давайте с таким же настроением проведем весь урок.

- Ребята, а при какой погоде мы испытываем радость, тепло? (при солнечной, теплой)

-Согласна. И сегодня в этом классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок.

-Давайте откроем наши тетради, запишем число (18 марта, классная работа.

- Возьмите желтый карандаш и поселите солнышко к себе в тетрадь.

- Ребята, а если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы, наш класс заиграет всеми цветами радуги.

- Сколько цветов у радуги? (7)

-А можете их назвать? (каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

-Сегодня, вы должны работать быстро, правильно выполнять задания, помогать друг другу, чтобы у нашей радуги образовались все 7 красивых дуг.

-За каждое правильно выполненное задание будет появляться дуга радуги.

2. Словарная работа.

- Ребята, поднимите руку, кто любит ходить в магазин?

-Вот и начнем наш урок с посещения магазина.

-Сегодня мы посетим магазин «Канцтовары»

- Где располагается товар в магазинах? (в витрине)

- У нас тоже с вами есть витрина и товар….

- Посмотрите какой товар у нас в наличии и чего вы пожелали себе приобрести.

- А когда товар покупают, то покупателю кроме кассового чека что еще выдают если он пожелает? (товарный чек)

-Правильно, товарный чек, в котором записывается наименование товара, его цена и общая стоимость всей покупки.

- А кто производит эту запись? (продавец)

- Ребята, поднимите руку, кто мечтает стать продавцом?

- Хорошо. Вот сегодня мы с вами и поучимся заполнять товарный чек.

-Возьмите все желтую карточку-это товарный чек. Посмотрите, как мы должны его заполнять. В товарном чеке 3 колонки: номер по порядку, название товара и цена.

Товар у нас в ветрине, на каждом предмете есть ценник.

- А первым посетит наш магазин

- Молодцы! Вас приветствует первая дуга радуги. (красная)

- Ребята, посмотрите и скажите: что вы заметили, какие слова расположены в 1 столбике?

(словарные)

-Почему их так называют? (их нельзя проверить, а надо запомнить)

- А где мы можем их найти и посмотреть? (в словаре)

- А какой части речи являются эти слова? (существительными)

- Назовите признаки, по которым вы узнали, что это существительные? ( дети называют: вопрос что? обозначают предмет)

- А какой части речи являются слова 2 столбика? (числительные)

-Обоснуйте свой ответ. Почему?

-А теперь подсчитайте на какую сумму мы купили товар (тридцать пять рублей - 35 рублей)

-Назовите числительное.

- Какое оно? (составное)

-Перед вами оранжевая дуга радуги.

- А сейчас с одним из слов 1 столбика составьте предложение. У кого уже готово? (идет записывает на доске)

ПРОСТОЙ КАРАНДАШ ЛЕЖИТ НА ПАРТЕ.

- Выполните синтаксический разбор этого предложения.

-Молоды! И вас приветствует 3дуга. (желтая)

- А теперь настало время игры. Для этого сядьте поудобнее, выпрямите спинки и слушайте внимательно). Ответы на вопросы вы должны показывать движениями : или «да»-хлопаете, или «нет»-топаете.

- Готовы?

3. Игра «Скажи да или нет».

- Наша речь состоит из предложений? (да)

- Предложения состоят из слов? (да)

- Слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет)

- Это числительные? (да)

-Числительные бывают большие и маленькие? (нет)

- Числительные бывают порядковые и количественные? (да)

- Числительные бывают простые и составные? (да)

- Порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет)

- На вопрос, «который» отвечают количественные числительные? (нет)

- Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да)

- Составные числительные состоят из 2 и более слов? (да)

- Простые числительные состоят из одного слова? (да)

- Молодцы! И вот появляется дуга зеленого цвета.

4. Работа с текстом. (сигнальный квадрат)

- Продолжим урок. У вас на парте лежит оранжевая карточка. Возьмите её и давайте прочитаем по цепочке. При чтении подумайте о чем здесь говорится?

Наступала ночь. Термометр показывал тридцать восемь градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег.

Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх красные и желтые лучи. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через семь минут красный огонь залил все небо. Через десять секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым.

Дальний север - северок,

Ветер гонит из-под ног

Мёрзлые снежинки

Жёсткие, как льдинки.

И при звёздах и луне

Небо плещется в огне

Цветоизлиянием -(Северным сиянием)

- Что же такое северное сияние? (это разноцветное цветоизлияние)

*Весной и осенью в полярных областях можно наблюдать одно из красивейших явлений природы — полярное сияние. На ночном небе загораются сверкающие дуги, переливаясь разными красками.

*Полярное (северное) сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.

* А по старинным финским легендам, это лисы охотятся на сопках и чешут бока о скалы так, что искры летят на небо превращаясь в северное сияние.

- Ребята, а мы прочитали текст или набор предложений?

-Почему вы так думаете? (предложения связаны по смыслу, у них общая тема)

- Из этого текста надо выписать числительные.

Работаем по вариантам.

(2 ученика у доски)

1вариант - выписывает простые. Простые числительные – это слова с одной основой, Простые числительные состоят из одного слова.

2вариант -выписывают сложные. Сложные числительные состоят из 2 основ.

- Кто выполнит это задание, повернет ко мне зеленый квадрат.

Если у кого возникнут вопросы - желтый квадрат)

3) Проверка выписанных числительных.

(обменялись тетрадями, взяли красный карандаш)

1вариант - (девятнадцать, пятнадцать, семь, десять, тридцать).

2вариант - (пятьдесят, шестьдесят)

- Какое числительное мы не написали? (тридцать восемь)

- Почему? (оно составное)

-Обоснуйте ответ. Как вы догадались (из 2 слов состоит)

Хорошо! За выполнение этого задания мы встречаем голубую дугу радуги.

5. Гимнастика для глаз.

* Посмотрите на меня, поморгайте 5 раз, затем закройте глаза и подушечкой указательного пальца сделайте им легкий круговой массаж.

6. Сообщение темы урока.

- Ребята, а что вы заметили одинакового в написании числительных? (что во всех числительных есть «ь» знак)

-А где стоит «ь» знак? (в некоторых он написан в конце, в некоторых в середине)

- Так кто же может сформулировать тему нашего урока?

Тема урока : «Мягкий знак на конце и в середине числительных».

- Молодцы.

7. Объяснение нового материала:

1) Работа карточкой-таблицей.

-Возьмите карточку голубого цвета.

- Давайте еще раз хором прочитаем тему нашего урока.

- Рассмотрите внимательно таблицу и скажите : Чем она может нам помочь?

(рассказать о правописании ь знака в числительных)

- Где пишется «ь» в числительных? (на конце и в середине)

-Давайте посмотрим в каких числительных «ь» пишется на конце? (читаем в таблице)

- Приведите примеры:

- Зачитайте когда «ь» знак пишется в середине? (читаем в таблице)

-Приведите примеры.

- О чем еще может нам рассказать эта таблица? (когда «ь» знак не пишется)

- Так когда же он не пишется? середин числительных 15,16,17, 18, 19)

- Ребята, а хотите я вам раскрою секрет, как проще запомнить это правило?

( А секрет таков: если на конце числительного есть «ь», то в середине его писать не надо, а если в конце нет «ь» знака, то он пишется в середине. «ь» знак надо писать только один раз)

8. Физкультминутка. (под музыку.)

Дети скачут: раз, два, три

Приседают, молодцы!

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Подровнялись! Сели.

9. Заочная экскурсия в лес. (грамзапись пение птиц)

- А теперь давайте пофантазируем! Закройте глаза.

(Звучит запись с голосами птиц)

-Послушайте и скажите: Где мы можем услышать это пение? (В лесу).

- Голос, какой птицы мы услышали? (соловья.)

- А зимой можно его услышать? (Нет)

- Почему? (Он улетает на юг)

- Как называют таких птиц? (Перелетными)

- А каких птиц мы можем увидеть зимой? (Ворону, воробья, синицу и т. д.)

- Как они называются? (Зимующие)

- Как живется зимой таким птицам? (Тяжело)

- А чем мы можем им помочь? (Кормушки сделать)

- Вот сегодня на уроке русского языка мы продолжим выполнение нашего проекта. «Помогите птицам»

- Я предлагаю вам прямо сейчас помочь птицам. Каждый правильный ответ – горсть зерна в кормушку, а на перемене мы повесим кормушку на участке.

(На столе учителя – кормушка, зерно в мешочке.)

10. Проверка усвоения новых знаний.

- Для этого надо выполнить самостоятельную работу.

- У вас на партах есть карточки желтого и зеленого цвета.

Карточку желтого цвета могут выполнять все ребята, а зеленая карточка с заданием повышенной сложности.

- Посмотрите внимательно какую карточку вы выберете.

Если вы выбрали зеленую карточку, то поставьте кубик ко мне зеленой стороной.

Если вы выбрали желтую карточку, то поставьте желтой стороной.

- Приступили к выполнению заданий.

2. Проверка.

(вызываю по одному, если ответ правильный - кладут горсть в кормушку)

- Хорошо! Вот и сыты будут наши птички.

- Что мы с вами наполняли семенами? (кормушка)

Запишите слово «Кормушка» и сделайте разбор слова по составу.

КОРМУШКА.

И вот за хорошую работу к вам спешит (синяя дуга)

11 Итог урока.

- Ребята!

-Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

-С какой частью речи мы работали весь урок? (числительным)

- Повторите правило с которым познакомились на уроке?

- Какие задания у вас вызвали затруднения?

- А с какими заданиями бы вы встретились на следующем уроке?

- Ну вот и последняя дуга радуги. (фиолетовая)

12. Выставление оценок.

13 Рефлексия урока.

- Посмотрите появилась прекрасная радуга, которая радует нас нашими успехами. А под ней лесенка – чудесенка. Ваша задача поставить себя на одну из этих ступенек. У вас на партах человечки - это каждый из вас. Вы должны поставить себя на одну из ступенек- рассуждая следующим образом:

1) Если вы считаете, что хорошо усвоили эту тему, можете четко повторить правило, не допустили ошибок в самостоятельной работе - прикрепите героя на верхнюю ступеньку.

2) Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, но ошибок на это правило вы уже не допускаете - на вторую ступеньку.

3)Если вам нужно еще раз послушать объяснение, так как вы не понимаете как действовать – третью.

(Дети подходят и прикрепляют своих героев на соответствующие места и объясняют почему)

Публикации по теме:

Конспект урока по математике в 1 классе на тему «Порядок» Урок математики в 1 классе по теме «Порядок» разработан на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Урок немецкого языка по теме «Классная комната» в 3 классе Образовательные задачи этапа урока Содержание этапа Показатели выполнения образовательных задач этапа Условия выполнения образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Мягкий знак на конце и в середине числительных» (УМК «21 век»)
Опубликовано: 6 июля 2014 в 15:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД