Юлия Скворцова
«Понимание слов, обозначающих героев сказки «Репка». Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА / УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Класс: 3 (4 год обучения)
Предмет / программа : Речь и альтернативная коммуникация
Тема: Понимание слов, обозначающих героев сказки «Репка»
Тип урока : Урок систематизации и обобщения знаний и умений
I. Блок целеполагания
Деятельностная цель Формирование умения воспринимать услышанные слова и соотносить их с героями сказка «Репка»
Публикация «„Понимание слов, обозначающих героев сказки „Репка“, Конспект урока по предмету „Речь и альтернативная коммуникация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Репка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Содержательная цель Закрепления умений выстраивать последовательность в сказке «Репка»
Задачи:
1. Воспитательные Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, устойчивый познавательный интерес к предмету
Развивать социально значимые качества личности
Способствовать овладению элементарными навыками самостоятельной учебной деятельности
Воспитывать интерес к окружающему миру
2. Коррекционно-развивающие Формировать и развивать положительную мотивацию к обучению
Развивать умения понимать обращенную речь и выражать свои мысли.
Развивать умение следовать заданным вербальным и невербальным инструкциям учителя.
Корректировать и развивать внимание, память мелкую и крупную моторику.
3. Образовательные Дать представление о героях сказки «Репка»
Закреплять умения использовать картинные изображения при ответе не вопросы.
Расширение активного и пассивного словарного запаса.
Учить отыскивать героя сказки «Репка» по названию и соотносить его с изображением;
II. Инструментальный блок
Основные понятия: Репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
Межпредметные связи Окружающий природный мир
Формы организации деятельности Групповая, индивидуальная
Ресурсы - Компьютер, интерактивная доска, Мульфильм «Репка», Презентация на тему «Репка», музыкальная физкультминутка, музыкальная пальчиковая гимнастика, коммуникативная доска с ответами «да», «нет»
- Индивидуальные коммуникативные доски, картинки на липучках героев сказки «Репка», рабочие тетради, клей, разрезное изображение «Мышка»
III. Организационно – деятельностный блок
Этап
Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Дидактическое обеспечение
АСК Планируемые результаты
Личностные Предметные БУД
1. Организационный этап
Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне Устанавливает положительный контакт с учащимися. Формирует умение реагировать на собственное имя. Приветствует каждого ученика. Организует индивидуальную работу.
Прозвенел у нас звонок, начинается урок.
А кто пришел на урок?
ИМЯ, здесь? (Учитель спрашивает каждого ученика.)
Привет, ИМЯ. Быстрое включение учащихся в учебный режим. Слушают, отвечают. Приветствуют учителя. Садятся на рабочие места. Отвечают на вопросы учителя доступными средствами коммуникации Пиктограмма «Урок», предметный символ «Колокольчик», карточки с именами и фотографиями детей, жест – «Привет»; указательный жест Интерес к учебной деятельности Заинтересованное участие в процессе общения.
Знание своего имени, форм приветствия
Использование жестов согласия-несогласия
Ориентация в пространстве класса, на рабочем месте.
Знание пиктограммы начала урока, выполнение инструкций
Соблюдение ритуала начала урока
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Мотивация учащихся.
Сообщение темы и цели урока.) Уточняет название урока.
Создает эмоциональный настрой.
- Ребята, начался урок «Речь и альтернативная коммуникация». На этом уроке мы с вами учимся разговаривать.
Дети выбирают пиктограмму урока
Отвечают на вопросы учителя.
Пиктограмма урока «Речь и альтернативная коммуникация»
Кукла
Продуктивный контакт с учителем и одноклассниками
Эмоциональный отклик на игрушку
Познавательная активность Знание урока «Речь и альтернативная коммуникация» и пиктограммы его обозначения Фиксирование взгляда на лице педагога.
Понимание ситуации «Вопрос - ответ»
Посильные ответы на вопросы учителя
Артикуляционная гимнастика
Цель: развитие моторики артикуляционного аппарата Показывает и выполняет совместно с учащимися артикуляционную гимнастику.
- Чтобы хорошо научится говорить, нужно размять наш язычок.
- Давайте сделаем зарядку для язычка вместе с нашими «Поющими лягушками»
(артикуляционная гимнастика). Делают артикуляционную гимнастику.
Повторяют упражнения за учителем. Карточки для артикуляционной гимнастики.
Видео для артикуляционной гимнастики «Поющие лягушки» Взаимодействие с учителем и одноклассниками. Двигательная активность Знание упражнений артикуляционной гимнастики Прослеживание за движениями педагога
Подражание действиям педагога.
Выполнение посильного задания
3. Актуализация знаний и умений
Цель: систематизация и обобщение полученных знаний о игрушках. Активизация мыслительных операций, познавательных процессов. Организация фиксирования индивидуальных затруднений учащихся Предлагает просмотреть мультфильм «Репка». Создает проблемную ситуацию: вспомнит последовательность появления героев. Комментирует действия учеников. Называет предмет, если ребенок не говорит
Подводит к выводе, что герои разные и их появление происходит друг за другом
-Давайте посмотрим и вспомним сказку «Репка». (Учитель демонстрирует мультфильм)
- Давайте, сейчас воспроизведем сказку, и вспомним как называются герои сказки «Репка» Дети смотрят мультфильм «Репка»
Эмоциональный отклик на игровую ситуацию
Активное участие в совместной деятельности. Элементы сотрудничества с учителем и одноклассниками. Понимание понятия героях сказки «Репка» Ответ на вопрос в доступной форме
Переключение взгляда с одного предмета на другой.
Поиск нужной картинки
Произвольность действий с картинками Удерживание внимания до конца задания
4. Обобщение и систематизация знаний
Цель. Закрепление и обобщение о героях сказки «Репка» Закрепление названий героев сказки и х последовательное появление. Формирования умений отвечать на вопросы учителя используя индивидуальную коммуникативную доску.
Ребята, давайте вспомним с чего началась сказка? Что посадил дед?
Правильно репку.
(На экране появляется репка)
Какая репка выросла? Большая – пребольшая.
Кто первый пошел репку тянуть? Дед.
Пошел дед репку тянуть (на экране появляется изображения деда)
Тянет – потянет. Вытянул репку?
Нет, не вытянул.
Позвал дед, кого?
Бабку. (На экране появляется бабка)
Давайте, поможем бабки дойти до деда.
Тянут – потянут. Вытянули репку?
Нет, не вытянули.
Позвала бабка, кого?
Внучку.
На экране появляется внучка.
Ученики отвечают на вопросы, взяв изображение репки прикрепляют его на ИКД, а владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно. Дети показывают жестом «большая».
Ученики отвечают на вопросы, взяв изображение деда прикрепляют его на ИКД, а владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно.
Дети отвечают на вопрос, указывая на табличку «ДА» или «НЕТ». Владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно.
Ученики отвечают на вопросы, взяв изображение бабки прикрепляют его на ИКД, а владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно. Ученик работает с интерактивной доской, выполняя задание учителя.
Дети отвечают на вопрос, указывая на табличку «ДА» или «НЕТ». Владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно. Ученики отвечают на вопросы, взяв изображение внучки прикрепляют его на ИКД, а владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно.
Индивидуальные коммуникативные доски (ИКД)
Изображения героев сказки «Репка»
Жест «Большой»
Коммуникативная доска с ответам «ДА», «НЕТ»
Охотно участвует в совместной деятельности.
Испытывает потребность в новых знаниях.
Отвечает на вопросы
доступными средствами коммуникации.
Узнавание и различение героев сказки.
Понимание слов, обозначающих героев
Узнавание последовательность появление героев. Фиксирует взгляд на лице педагога.
Подражает действием педагога
Переключает взгляд с одного предмета на другой.
Удерживает произвольное внимание.
Физкульминутка
Цель:
снижение физического напряжения, развитие общей моторики Создает условия для снятия переутомления, меняет виды деятельности, обеспечивает кратковременный активный отдых А внучка решила с вами немного поиграть. Давайте поиграем с внучкой Машей и выполним зарядку.
Координируют движения с речью и музыкой. Восстанавливают тонус для дальнейшей работы
Пиктограмма «Физкультминутка»
Музыкальное сопровождение
Видео сопровождение
Участие в совместной деятельности.
Двигательная активность
Эмоциональная разгрузка Знание движений физкультминутки Фиксирование взгляда на видео.
Подражание действиям педагога.
Закрепление названий героев сказки и х последовательное появление. Формирования умений отвечать на вопросы учителя используя индивидуальную коммуникативную доску.
Молодцы, ребята, поиграли с нашей Машей. И с внучкой тянут – потянут. Вытянули репку?
Нет, не вытянули.
Кого позвала внучка? Я вам подскажу. Послушайте, кто это говорит?
Правильно собачку Жучку. (на экране появляется изображение собаки и лисы спрятанные за кустами). Давайте найдем за каким кустом собака Жучка.
тянут – потянут. Вытянули репку?
Нет, не вытянули
Кого позвала собачка Жучка? Я вам подскажу. Послушайте, кто это говорит?
Правильно кошка Мурка. (нам экране появляется кошка Мурка)
Кошка Мурка хочет с вами поиграть. Давайте поиграем с кошкой и разомнем наши пальчики.
Молодцы.
И кошка Мурка помогала тянуть репку. Тянут – потянут. Вытянули репку?
Нет, не вытянули
Кого позвала кошка?
Правильно мышку. Дети отвечают на вопрос, указывая на табличку «ДА» или «НЕТ». Владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно.
Ученики отвечают на вопросы, взяв изображение собаки прикрепляют его на ИКД, а владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно. Ученик работает с интерактивной доской, выполняя задание учителя.
Дети отвечают на вопрос, указывая на табличку «ДА» или «НЕТ». Владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно.
Ученики отвечают на вопросы, взяв изображение кошки прикрепляют его на ИКД, а владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно.
Ребята выполняют пальчиковую гимнастику за учителем.
Дети отвечают на вопрос, указывая на табличку «ДА» или «НЕТ». Владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно.
Ученики отвечают на вопросы, взяв изображение мышки прикрепляют его на ИКД, а владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно. Индивидуальные коммуникативные доски (ИКД)
Изображения героев сказки «Репка»
Жест «Большой»
Коммуникативная доска с ответам «ДА», «НЕТ»
Охотно участвует в совместной деятельности.
Испытывает потребность в новых знаниях Отвечает на вопросы
доступными средствами коммуникации
Узнавание и различение героев сказки.
Понимание слов, обозначающих героев
Узнавание последовательность появление героев. Фиксирует взгляд на лице педагога.
Подражает действием педагога
Переключает взгляд с одного предмета на другой.
Удерживает произвольное внимание.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель: установление правильности и осознанности усвоения новых знаний, выявление причин ошибок, исправление их Организует совместное выполнение задания учащимися на усвоение новых знаний. Определяет уровень усвоения новых знаний, выявляет пробелы, корректирует их. Проводит контроль усвоения знаний. Индивидуальная работа.
Давайте узнаем вытянули репку. Мышка за кошку, кошка за собачку, собачка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Вытянули репку?
Правильно вытянули репку. Дети отвечают на вопрос, указывая на табличку «ДА» или «НЕТ». Владеющие речью ученики подкрепляют ответ устно.
Жест «Большой»
Коммуникативная доска с ответам «ДА», «НЕТ»
Охотно участвует в совместной деятельности.
Испытывает потребность в новых знаниях.
Охотно участвует в совместной деятельности.
Выстраивают последовательность. Понимают и различают героев сказки «Репка» Переключает взгляд с одного предмета на другой.
Удерживает произвольное внимание.
Пальчиковая гимнастика
Цель:
развитие мелкой моторики Создает условия для коррекции точных движений руки, меняет вид деятельности, обеспечивает кратковременный активный отдых.
- Сейчас мы разомнем пальчики и будем работать в тетрадях
-«Вышла кошка на окошко…»
Выполняют пальчиковую гимнастику Массажные мячики, музыкальная пальчиковая гимнастика
Участие в совместной деятельности.
Двигательная активность Знание движений пальчиковой гимнастики Фиксирование взгляда за движениями педагога.
Подражание действиям педагога.
6. Первичное закрепление новых знаний
Цель: организация закрепления знаний и умений на уровне применения в изменённой ситуации, включение знаний и умений в общую систему знаний.
Предлагает учебное задание склеить разрезное изображение мышки из сказки «Репка».
Обобщает и закрепляет полученные знания
Посмотрите картинка мышки, но она разрезана на 4 части. Давайте соберем картинку правильно и приклеим в тетрадь. Дети выполняют задания в тетрадях. Рабочие тетради, клей, разрезное изображение. Пиктограмма «Приклей» Мотивация на выполнение задания
Заинтересованность в результате Соотнесение картинки с образцом.
Выполняет стереотипные инструкции
7. Рефлексия учебной деятельности
Цель: подведение итогов урока. Оценка результатов деятельности учащихся на уроке Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока. Фиксирует новое содержание, изученное на уроке. Организует самооценку.
- Хорошо, ребята.
Учитель звонит в колокольчик, что обозначает конец урока.
- Занятие окончено. Поставим каждый себе по одной оценке – магниту. Прозвенел у нас звонок и закончился урок. Учитель показывает пиктограмму «Перемена» Ученики выполняют инструкцию учителя. Предметный символ «Колокольчик»; карточка – пиктограмма «Молодец»; пиктограмма «Перемена» Пользуется доступными средствами коммуникации. Выполняет стереотипные инструкции.
Выполняет ритуал учебного поведения.