Стеняева Елена
Конспект урока по предмету «Финансовая грамотность» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития у учащихся умения подсчитывать доходы и расходы семьи; создать у учащихся представление о разных источниках доходов семьи и непредвиденных расходах, соотносить расходы и доходы семьи.
Планируемые результаты
Личностные результаты: понимание того, что деньги зарабатываются трудом человека.
Метапредметные результаты :
-выполнять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль;
Публикация «Конспект урока по предмету „Финансовая грамотность“ в 4 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Финансовая грамотность для школьников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-оценивать правильность финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
-исправлять свои действия на основе оценки и учета выявленных ошибок.
Предметные результаты :
-объяснять и сравнивать основные источники дохода семьи; -приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов и расходов семьи; -считать общую сумму доходов семьи на условных примерах; -объяснять и сравнивать доходы и расходы семьи; -анализировать полученные данные; -составлять элементарную круговую диаграмму
Основные понятия: доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, виды источников доходов и расходов.
Сценарий занятия
Начинаем познавать и вопросы задавать Применяем знания, прикладываем старания.
Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает фамилию семьи- «Петровы», «Ивановы», «Сидоровы», «Скворцовы».
1. Постановка учебных целей.
Из класса на фоне тишины, начинают диалоги заранее подготовленные ребята.
1. Группа
- О, у тебя новая игра? Ой, у тебя и телефон новый?
- Да, родители не смогли купить, чего-то у них с финансами туго.
- У моих тоже бюджет трещит, говорят что доходов мало, а расходов куча!
2. Группа
-Настя, какие у тебя наушники чудные. Вот бы мне такие. –Мне бабушка денег дала. Она у нас рукодельница, вышивает картины и через интернет продает. – А ты говорила, что копишь на планшет. Как? Много накопила? -Не так-то это просто оказалось. Все время куда-то приходится тратить.
3. Группа
- Ты слышал, у Катьки Мышкиной родители собираются в Турцию
- Интересно откуда у них столько денег? Мои копят, копят, то в машине что-то полетело, то кредит никак не выплатят
- Завидуешь?
-Да нет, просто обидно. Кто-то на тройки учится и в Турцию ездит, а кто-то на «4»-«5» и толку никакого.
4. Группа
- Ты идешь сегодня на футбол? -Нет.
-А что случилось?
-Я сегодня работаю.
-Ничего себе! А где? Много платят?
-За уборку дома 20 руб, за вынос мусора 10руб,забрать сестру из садика 10руб. Так по мелочи набегает за неделю рублей 50.
5. Группа
-Ты чего плачешь? Родители обещали скейт и не купили.
-А причина? Опять двоек нахватала?
-Есть немного, но не в этом дело. Мама говорит, что когда у папы бизнес раскрутится, тогда и купит. Сказали – «Потерпишь! Не все блага сразу.»
Ваня и Дима:
Ваня:
-Не пойму почему у одних есть деньги, а у других, вроде бы не лодыри, но денег не хватает?
Дима:
- Не знаю, тут разбираться нужно. Чего-то мы с тобой не догоняем.
Учитель:
-Ребята, какая у всех этих ребят проблема (не хватает денег)
-Какое слово звучит чаще всего (финансы, доходы, деньги, расходы)
-Где происходят события, в каком сообществе (в семье)
-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на занятии нашего кружка?
(о семейном бюджете)
2. Планирование работы.
Учитель:
-Как вы думаете, чтобы помочь разобраться Ване и Диме в этих сложных вопросах, с чего нужно начать (составить план)
1. Узнать, что такое семейный бюджет.
2. Из чего он складывается.
3. Какие бывают расходы и доходы.
4. Составить анализ семейного бюджета с помощью круговой диаграммы.
5. Ответить на вопрос Вани и Димы (сделать вывод).
-Любая семья имеет доходы. Это те деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи. Ни одна семья не может жить и без расходов. Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план доходов и расходов, хотя бы приблизительный. А это и есть бюджет. Конечно, се-мейный бюджет может быть и не записан на бумаге. Он, как правило, составляется не на год, а на более короткий срок, например на месяц. Но он должен быть обязательно, иначе могут возникнуть неприятности.
- Попробуем составить семейный бюджет, но прежде посмотрим небольшой ролик о семейном бюджете.
Просмотр ролика о семейном бюджете.
Реализация плана
-Прежде чем вы приступите к практической части нашего занятия обговорим условия нашей деловой игры:
- Условия работы в группах:
1. Слушать главу семьи;
2. Говорить в полголоса;
3. Распределить между членами группы роли согласно листа-задания;
4. Внимательно читать задания ;
5. Представление результатов с помощью демонстрации пост-листа.
-Каждая группа – семья получает лист- задание.
Распределяют роли : мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат и т. д. (заранее готовятся бейджи с именами членов семьи)
Каждый член семьи в карточке, в графе»профессия»- пишет свою профессию; в графе «доходы»- заработок ; в графе «расходы» -на что тратит деньги. После заполнения карточек каждым членом группы, заполняется общая таблица данных расходов и доходов, подсчитываются общие доходы и расходы семьи. Составляется круговая диаграмма. (Предварительно учащиеся знакомятся на уроках математики с видами представления информации и ее анализом в виде диаграмм, графиков, таблиц).Условная семья делает вывод о том, что может позволить, а на что у семьи пока не хватает средств. (в листах – заданиях различные блага: путешествия, приобретение автомобиля, компьютера, телефона и т. д.)
На решение поставленной задачи примерно 10-15минут.
3. Результат действий
-Какая семья готова представить свои результаты?
-Посмотрите план презентации ваших решений. У каждой семьи он находится на столе.
План презентации результатов
1. Что такое семейный бюджет
2. Профессии членов семьи
3. Доходы семьи
4. Расходы семьи
5. Диаграмма
6. Что может, а чего не может позволить семья
4. Рефлексия
-Можем ли мы ответить на вопрос Вани и Димы?
-Почему одна семья может себе что-то позволить, а другая нет?
(У каждой семьи разные доходы и расходы. Не все живут одинаково. Все должны трудиться)
- О чем сегодня узнали?
-Чему научились?
-Кому понравилось занятие поднимите желтый смайлик. Кому не очень зеленый.
5. Домашнее задание
-Составьте свой домашний бюджет вместе с родителями.
ЛИСТ-ЗАДАНИЕ
семья Петровых
Папа – работает в магазине менеджером, зарплата 35.000
Мама – работает воспитателем в детском саду, зарплата -16.000.
Сын- школьник в 5 классе,
сестра - 4 года детский сад, бабушка –пенсионерка – пенсия 14.000
Семья Петровых живет в съемной квартире.
Семья планирует съездить в город Сочи, путевка на четверых 75.000
Обязательные платежи:
ЖКХ -5.000
ПИТАНИЕ – 18.000
САДИК – 2.000
За квартиру хозяйке – 7.000
Общая таблица
Член
семьи профессия доходы расходы
ЛИСТ-ЗАДАНИЕ
семья Ивановых
Мама – работает медицинской сестрой -18.000.
Бабушка – пенсионерка – 15.000, она работает, ее зарплата -12.000,
Дочь школьница в 7 классе. Младшая сестра 4 года – ходит в детский сад, брат –студент – стипендия 500.
Семья Ивановых проживает в своем доме.
Семья планирует отремонтировать крышу, потратив 25.000.
Обязательные платежи:
ЖКХ -6.000
ПИТАНИЕ – 17.000
САДИК – 2.000
Общая таблица
Член
семьи профессия доходы расходы
ЛИСТ-ЗАДАНИЕ
семья Скворцовых
Мама – работает парикмахером в салоне красоты -14.000.
Бабушка – пенсионерка – 15.000, дедушка работает в порту регистратором и получает – 18.000; дочь школьница в 6 классе. Младший брат 5 года – ходит в детский сад.
Семья Скворцовых проживает в своем доме.
Семья планирует купить дочери смартфон за 12.000.
Обязательные платежи:
ЖКХ -6.000
ПИТАНИЕ – 21.000
САДИК – 2.000
Общая таблица
Член
семьи профессия доходы расходы
ЛИСТ-ЗАДАНИЕ
семья Сидоровых
Папа – работает водителем в такси, зарплата 20.000
Мама – работает продавцом в магазине «Магнит», зарплата -18.000.
Сын- студент – стипендия 2.000,
сестра – школьница 6 класса
Бабушка –пенсионерка получает пенсию-15.000.
Семья планирует покупку газовой плиты за 23.000.
Обязательные платежи:
ЖКХ -7.000
ПИТАНИЕ – 20.000
САДИК – 2.000
СТИПЕНДИЯ – 2.000
Общая таблица
Член
семьи профессия доходы расходы
Таблица члена семьи ___
член семьи профессия доходы расходы