Алена Шумилова
Конспект урока по географии в 6 классе «Состав и строение гидросферы»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект урока по географии
ФИО учителя: Шумилова Алена Геннадьевна
6 класс
Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли. Номер урока № 1. Тема урока : «Состав и строение гидросферы».
Базовый учебник
География. Природа и люди. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А. И. Алексеева. - М. : «Просвещение» 2010.
Цель урока :
Формировать представление учащихся о гидросфере.
Задачи:
- обучающие
Публикация «Конспект урока по географии в 6 классе „Состав и строение гидросферы“» размещена в разделах
- География. Уроки географии
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- формировать знания о составе и строении гидросферы;
- формировать представление о Мировом круговороте воды в природе;
- раскрыть значение воды в природе для всего живого на Земле.
- развивающие:
- развивать умение сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;
- развивать навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;
- формировать умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
воспитательные:
- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Тип урока :
Урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся:
Фронтальный опрос, беседа, работа с картой и схемами.
Необходимое техническое оборудование:
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, физическая карта мира, раздаточные материалы, учебник («География. Природа и люди. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А. И. Алексеева. - М. : «Просвещение» 2010.»)
Понятийно-категориальный аппарат усвоения:
Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.
Способы действий учащихся:
выявить значение воды для человека; выявить свойства воды; выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли.
Ценностный компонент урока :
выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы.
Работа с учебником:
работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями.
Терминологический словарь:
гидросфера, мировой круговорот воды в природе.
Структура и ход урока
Учитель
Ученики
1. Организация начала урока
1) Приветствие, повторение изученного на прошлом уроке :
Что такое горы? На какие группы делятся горы по высоте?
Что такое горная цепь, горный хребет?
2) Изучение нового материала:
Тема урока : Состав и строение гидросферы
План урока :
Гидросфера – это…
Состав гидросферы
Свойства воды в природе
Круговорот воды в природе.
Охрана гидросферы
2. Основная часть урока :
Гидросфера
Учитель выясняет, что дети знают о гидросфере.
Гидросфера— прерывистая водная оболочка Земли, располагающаяся между атмосферой и земной корой, включает в себя совокупность всех вод планеты: материковых (глубинных, почвенных, поверхностных, океанических и атмосферных.
Объясняя состав гидросферы, учитель заполняет схему.
Состав гидросферы :
-Вода морей и океанов
- Воды суши
-Вода в живых организмах
-Вода в атмосфере
Вода покрывает почти поверхности нашей планеты. Используя карту, докажите этот общеизвестный факт. Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте?
Состав гидросферы
Рисунок 71 учебника дает возможность определить, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Затем учитель обращает внимание на то, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода соленая, в ней растворены химические соединения.
Давайте составим в тетради схему состава и строения гидросферы. Учитель раздает детям дидактические материалы.
Свойства воды в природе
Учитель рассказывает детям о важном значении воды в природе, просит рассказать детей, что они знают о воде.
При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеет цвета (в малом объёме, запаха и вкуса. В твёрдом состоянии называется льдом (кристаллы льда могут образовывать снег или иней, а в газообразном — водяным паром.
Вода, как элемент глобальной экосистемы, выполняет четыре очень важные функции:
1) вода является основной составной частью всех живых организмов и растений (так тело человека на 70% состоит из воды, а некоторые организмы, такие как медуза или огурец - на 98-99%);
2) с участием воды происходят многочисленные процессы в экосистемах (например, обмен веществ, тепла);
3) воды Мирового океана – основной климатообразующий фактор, главный аккумулятор солнечной энергии и «кухня» погоды для всей планеты;
4) вода – один из наиболее важных видов минерального сырья, основной природный ресурс, который потребляется человечеством (сегодня воды используется в тысячи раз больше, чем нефти и угля).
Применение воды человеком:
• Земледелие
• Питье и приготовление пищи (питьевая вода представляет собой воду из какого-либо источника, очищенную от микроорганизмов и вредных примесей)
• Растворитель
• Теплоноситель
• Замедлитель (ядерных реакций)
• Пожаротушение
• Спорт
• Инструмент (для разрыхления, раскалывания и даже резки пород и материалов)
• Смазка (для подшипников)
Интересные факты:
• В среднем в организме растений и животных содержится более 50 % воды.
• Если бы на Земле не было впадин и выпуклостей, вода покрыла бы всю Землю слоем толщиной 3 км.
• Если бы все ледники растаяли, то уровень воды в земных океанах поднялся бы на 64 м и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой.
• Морская вода при обычной её солёности 35 ‰ замерзает при температуре 1,91 °C.
Круговорот воды в природе
Приступая к вопросу о мировом круговороте воды в природе, учитель обращает внимание на слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств.
Не случайно поэт А. Дитрих писал:
В звонкой льдинке и слезинке,
И в дождинке, и в росинке —
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Далее, используя рисунок 72 учебника, учитель объясняет, как происходит Мировой круговорот воды. Следует обратить внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение». Поэтому вначале надо выяснить: начало круговорота и его этапы. Необходимо обратить внимание на то, с какой скоростью происходит круговорот в различных частях гидросферы. Обобщая знания, учитель подчеркивает, что мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.
Учитель просит перерисовать в тетрадь схему мирового круговорота воды в природе.
Охрана гидросферы
Ребята, подумайте и расскажите, как проявляется загрязнение воды продуктами хозяйственной деятельности человека в Мировом круговороте воды?
Учитель дополняет ответы детей.
3. Заключительный этап, рефлексия:
Обобщение совместно с учащимися изученного материала. Выставление оценок за урок с комментариями.
Дети здороваются с учителем, поднимают руки, отвечают на вопросы по теме прошлого урока.
Дети поднимают руки, рассказывают, что знают о гидросфере.
Дети переносят схему состава и строения гидросферы в тетради.
Дети отвечают на вопрос.
Дети наклеивают в тетрадях схемы состава и строения гидросферы, подписывают составные части, как на рис. 71, записывают вывод со стр. 101:
«Подавляющая часть гидросферы – это жидкая соленая вода океанов и морей».
Дети приходят к выводу, что у воды есть ряд важных функций и свойств:
• Медленно нагревается и медленно остывает
• При замерзании увеличивается в объеме
• Растворяет многие вещества
Дети записывают вывод:
«Вода играет важнейшую роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.»
Дети записывают вывод:
Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле.
Перерисовывают в тетрадь схему круговорота воды в природе.
Дети поднимают руки, отвечают на вопрос.
Дети приходят к выводу со стр. 104 и записывают его:
«Загрязнение гидросферы возрастает из-за деятельности человека. Это создает опасность для жизни на Земле.»
Дети рассказывают, что больше всего запомнилось, понравилось, удивило.
Делают вывод:
Основная часть гидросферы – это соленая вода морей и океанов. Без воды жизнь на Земле невозможна, т. к. она играет важную роль в строении и развитии земных оболочек. Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. Все больше пресной воды используется человеком для хозяйственных нужд.
Домашнее задание:
• Прочитать параграф
• Найти и записать пословицы и поговорки о воде
Дети записывают домашнее задание.