Шенцева Галина
Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Деньги»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок окружающего мира по теме : «Деньги»
Цели:
• дать определение понятию «деньги»; познакомить с историей возникновения денег;
• рассмотреть виды денег: банкноты и монеты;
• определить функции денег;
• учить анализировать, сравнивать;
• развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность;
• воспитывать интерес к изучению окружающего мира, трудолюбие;
Публикация «Конспект урока окружающего мира в 3 классе „Деньги“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Финансовая грамотность для школьников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• корректировать познания учащихся, используя такой тип урока, как урок-путешествие.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Форма урока : урок исследования понятия с творческим заданием.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, парная.
Методы работы: рассказ, беседа, работа с учебником, исследовательский метод, творческая работа.
Ход урока :
1. Организационный момент.
Сценка «В цветочном магазине» (слайд 3)
- Скажите, пожалуйста, сколько стоят у вас ромашки?
- Пять рублей за штуку.
- А сколько стоят гвоздики?
- Семь рублей за штуку.
- Ну а розы, розы сколько стоят?
- Девять рублей за штуку.
- Ребята, какие цветы купим?
- Мальчики, а вас для кого цветы?
- Мы хотим подарить их нашей учительнице.
- По какому поводу?
- Мы подарим цветы, настроение у учительницы поднимется и она поставит сегодня нам всем пятёрки.
- Вы правы, но только в одном.
- В чём?
- Цветы действительно поднимают настроение.
- А оценки?
- А оценки поднимают ваши знания и хорошие ответы. Желаю удачи!
- Спасибо.
- Ребята! Какие выводы можно сделать из этой сценки?
- Чтобы купить цветы, нужны деньги. Цветы поднимают настроение, поэтому их надо дарить женщинам. Цветы не влияют на наши оценки. Чтобы получать хорошие отметки, надо хорошо учиться.
- Правильно, чтобы получать хорошие оценки, надо слушать внимательно, правильно и красиво говорить, что мы и будем делать сегодня на уроке окружающего мира.
- Мы совершим увлекательное путешествие по странам мира, узнаем много интересного и полезного.
2. Речевая разминка (слайд 4)
а) Вначале, как всегда, мы проведем речевую разминку:
• лошадка
• машина
• самолет
б) Шо – шо – шо – говорим мы хорошо!
Уть – уть – уть – начинаем мы наш путь!
- Итак, в путь!
3. Филворд (слайд 5)
- Перед вами ФИЛВОРД. Найдите слово.
ДРУЗЬСЛОКТРУБОЛ
ШАКОНЫПЛАТЬЮС
МОСДЕНЬГИФЛАПО
ЯХТУПРОДУКЧАЮН
СТЕНКЛОЯШЛЫРУЧ
- Это слово деньги.
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем работать по теме: «Деньги».
Мы узнаем:
Что такое деньги?
Когда появились деньги?
Какими были первые деньги?
Перед вами карта мира. Что определяет государство? (слайд 6)
- Площадь земли, границы, флаг, герб, язык, деньги.
- Совершая путешествие, мы будем делать остановки в странах, и выполнять задания, рассмотрим флаги и денежные знаки. Денежные знаки имеют национальные особенности. Правительство каждой страны стремится сделать такой денежный знак, который легко узнаваем.
5. Введение в новую тему.
- Назовите нашу Родину (Приднестровье).
Рассмотрите слайд и назовите столицу нашей Родины (Тирасполь). (слайд 7)
- Что вы можете сказать о нашей республике?
- У нас протекает река Днестр. У нас три государственных языка: русский, молдавский, украинский. Наши соседи Украина и Молдова.
- Продолжаем путешествие.
6. Проверка домашнего задания.
- Перед вами наш ближайший сосед – МОЛДОВА. Рассмотрите слайд. (слайд 8)
- Здесь мы проведем проверку домашнего задания.
- Что было задано на дом?
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- На прошлом уроке мы работали над темой «Какая бывает промышленность».
- Было задано прочитать в учебнике и подготовить реферат (Дети читают рефераты).
7. ФИЗМИНУТКА
- Следующая страна – Америка. Рассмотрите слайд. (слайд 9)
- В этой стране мы проведем физминутку: (слайд 10)
Аты – баты, аты-баты,
Мы шагаем, как солдаты:
Я тяну, тяну носок,
Друг идет наискосок.
Я считаю: раз, два, три, четыре, пять,
Друг не хочет отставать.
8. Работа над темой урока.
- Следующая страна – Россия. (слайд 11)
- Россия очень большая и красивая страна.
- Россия – большой друг Приднестровья.
- В этой стране мы остановимся и поработаем над новой темой: «Деньги» и узнаем, как называлась первая монета в России и что такое нумизматика.
- Кто-то из вас сейчас может сказать, что такое деньги?
- Деньги нужны каждый день, мы все зависим от них.
- Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства.
- Все вы с детства знаете, что деньги нужны всегда. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается.
9. Сообщения учеников.
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ. (слайды 12-18)
- Кто перед нами? Первобытные люди, они жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.
- А что же было дальше?
Сообщение ученика 1: (слайды 19-27)
- Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди научились выращивать нужные растения, приручили животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Люди поделили работу между собой. Одни охотились, другие выращивали животных, третьи – пахали землю, сеяли хлеб.
- Чему научились люди?
- Что у них появилось?
Сообщение ученика 2:
Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей. Как же стали поступать люди?
Они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было. Они осуществляли обмен, торговые сделки. И чтобы упростить обмен люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, ткани, даже сушеную рыбу. Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными.
- Какие предметы использовали для обмена?
Сообщение ученика 3: (Слайд 28)
Одними из первых денег были раковины каури – моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах сверлили дырочки и нанизывали их на веревочку как бусы. Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Однако у них был недостаток – они тяжелые и занимают много места. Монеты были золотые, было опасно и неудобно богатым купцам возить с собой большое количество золотых монет. Золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты – всё, во что вложен труд.
- Из чего делали первые деньги?
10. Зарядка для пальчиков.
Продолжаем путешествие. Следующая страна – Китай. (Слайд 29)
В этой стране мы остановимся, сделаем зарядку для пальчиков: (слайд 30)
Кто из пальчиков ловчее?
Руку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают,
Головами все кивают.
11. Словарная работа в тетрадях. (слайд 31)
Запишите в тетрадях слова и их значение.
Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. Деньги могут быть сделаны из бумаги, меди, серебра и золота.
Банкноты, купюры – это денежные знаки, сделанные из бумаги.
Рубль – это денежная единица (от слова «рубить»).
- Раньше были в ходу серебряные слитки – гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, ее рубили топором пополам. Такую половину и называли рубль. Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег.
12. Исследовательская работа.
Отправляемся в самую древнюю страну – Египет. (слайд 32)
Эта страна просуществовала три тысячи лет. В этой стране деньги делали из серебра, золота, бронзы.
Сейчас мы рассмотрим монеты, бумажные деньги и постараемся определить, к какой стране они относятся. (Дети рассматривают монеты, деньги).
- К какой стране они относятся?
Многие из этих денег не имеют действия. Ими нельзя пользоваться.
Мир меняется, меняются и деньги.
Появились люди, которые стали собирать старинные монеты и деньги.
Их называют нумизматами.
13. Работы с учебником.
Отправляемся в страну Пакистан. (Слайд 33)
В этой стране мы остановимся, рассмотрим слайд и поработаем с учебником (стр. 69)
14. Обобщение: нужность денег и важность человеческих ценностей.
Следующая страна – Япония. (Слайд 34)
В этой стране мы отправимся в магазин. (Слайд 35)
- Что можно купить за деньги?
- Все ли можно купить за деньги?
- Нет.
- Что нельзя купить? (небо, море, звезды, солнце, здоровье, дружбу, уважение людей, ветер и т. д.). (Слайд 36-37)
15. Работа с пословицей. (Слайд 38)
Деньги не грибы, можно и зимой найти.
- Объясните смысл этой пословицы (ответы учеников).
- Ребята, а что нужно для того, чтобы иметь деньги?
- Их нужно заработать.
- А как это сделать?
- Нужно приобрести профессию.
- Кем вы хотите стать?
Ученики:
Когда я вырасту, работать пойду.
Какую профессию я получу?
Надо подумать, кем мне быть,
Какую профессию получить.
Ведь профессий в мире так много,
И получать много денег, ох, как охота!
Тут торопиться никак нельзя,
Надо взвесить все против и за.
На права, наверное, отучусь,
И машину водить научусь.
Стану водителем классным я,
Будет гордиться мною семья!
Водитель везде пригодится,
Хороший всегда сгодится.
Хлеб развозить, такси водить,
В скорой рулить, ребятишек возить.
Будет денег много у меня,
Если в маршрутке работать буду я.
А ты кем хочешь быть?
А я на военного учиться пойду,
И Родину свою защищу!
Буду в армии я служить,
Родине буду пользу приносить!
А я, пожалуй, в спасатели пойду,
И много людей я там спасу!
Спасу от огня, спасу от воды,
Спасу от очень большой беды!
Звание большое я получу,
И пенсию хорошую заслужу!
Профессий в мире – прям не счесть,
И в каждой работать – это честь!
Но есть профессия одна,
Она интересная и всегда нужна.
Учитель – профессия эта,
Где нет ни отдыха, ни сна, ни обеда.
В учителя только лучшие идут,
И только с годами замечен их труд.
Мы учителей своих уважаем,
И слушать Вас, мы обещаем.
Мы знаем – Вы делаете всё,
Чтобы всем нам было в жизни хорошо!
- Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены. Например, здоровье.
- За деньги не купить хорошее настроение, любовь близких, уважение окружающих.
- Учитесь жить, стараясь не соизмерять всё с деньгами. Далеко не всё продается и покупается.
16. Закрепление знаний.
- Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного.
- Каждая страна имеет свои денежные знаки. А какие, мы сейчас вспомним. (Слайд 39)
17. ИТОГ (слайд 40)
- На этом урок окончен. Сегодня вы хорошо поработали.
- Давайте завершим наш урок высказываниями :
Мне было интересно узнать, что…
Знания, которые я получил, мне пригодятся…
Я узнал, что…
Больше всего мне понравилось…
Урок полезен тем, что…
Выставление оценок.
Домашнее задание. Прочитать текст в учебнике.