Наталья Овчаренко
Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме «Про воду»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тип урока : изучение нового материала с элементами практической работы
Цель урока : способствовать формированию представлений о распространении воды в природе, значении для растений, животных, человека, свойствах воды.
Задачи урока :
образовательная: экспериментальным путем выявить состояние воды
развивающая: создать условия для развития речи детей, логического мышления, памяти, а также экологической культуры
воспитательная: способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к воде
Публикация «Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме „Про воду“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД:
осознают значение воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы.
Коммуникативные УУД:
- строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
При построении урока реализуются дидактические принципы:
• принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
• принцип связи теории с практикой.
Методы и приё мы:
словесные: беседа;
наглядные: иллюстративный, наблюдение, видеометод;
практические: поисковый метод, групповая работа, рефлексия.
Оборудование:
у учителя: компьютер, экран, проектор, диск с презентацией,, тест, глобус
у учащихся: учебник, рабочая тетрадь, тест, атрибуты для опытов, цветные карандаши
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что воду нужно использовать бережно, не тратя ее напрасно, усвоить предназначение воды, свойства воды.
Ход урока
Этапы урока ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Орг. момент -Здравствуйте, ребята!
-Прозвенел звонок весёлый,
Вы начать урок готовы? Приветствие друг друга.
Проверяют готовность к уроку
Организация рабочего места
2. Актуализация знаний
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
- О чём мы говорили на прошлом уроке?
-Какой вывод сделали?
-Проверим, как вы усвоили материал. Проведё м тест:
1. Отметь верное утверждение:
А воздух не относится к природе
Б воздух-часть живой природы
В воздух-часть неживой природы
2. Воздух нельзя
А услышать
О увидеть
И почуствовать
3. Какое из этих транспортных средств не загрязняет воздух?
Г автобус
Д велосипед
Ж автомобиль
4. Что нужно сделать, чтобы воздух в городе был чистым?
А больше сажать зелёных насаждений
Б разводить костры, сжигать мусор
В вырубать кусты и деревья Ответы детей.
Чистый воздух- основа жизни.
Приложение 1
В
О
Д
А Метапредметные результаты:
Коммуникативные результаты:
Оформлять свои мысли в письменной форме.
Личностные результаты:
Развитие мотивации учебной деятельности.
Формирование основ экологической культуры
3. Самоопределение к деятельности (постановка проблемы,
формулирование темы и целей урока). Слайд 6
-Сверьте свой результат с эталоном.
-Если вы правильно ответили на вопросы теста, то узнаете тему нашего урока.
-Так какая же тема нашего урока?
-Откройте учебники на с. 60 и прочитайте тему урока.
-Что вы уже знаете о воде?
- А что бы вы ещё хотели узнать о воде?
-На какие вопросы вы бы хотели услышать сегодня ответ?
-Предположите, какие учебные задачи поставим перед собой?
Я предлагаю ещё ответить на вопросы, (если назовут не все.)
-Прочитайте задачи урока на доске :
1. Вода в природе.
2. Значение воды для растений, животных и человека.
3. Свойства воды.
4. Охрана воды.
-Откуда мы можем получить информацию? Ответы детей.
-Вода.
Работают с учебником.
Ответы детей.
-Какую роль играет вода для всего живого?
-Какая бывает вода?
Ответы детей.
Предположения детей.
Ответы детей.
Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (задачи).
Выдвижение предположений.
Коммуникативные результаты:
Слушать и слышать друг друга.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Вступать в диалог.
Умение взаимодействовать.
4. Решение проблемы-открытие новых знаний (решение учебных задач)
5. Физминутка
.
Вода- самое распространённое вещество на земле. Трудно найти на Земле место где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.
-А почему без воды нам не прожить?
-Рассмотрите фотографии в учебнике на с. 60. Подумайте и скажите, какую роль играет вода в нашей жизни?
-Взгляните на глобус. (у каждого ученика глобус). Раскрутите глобус. Какого цвета больше всего на нём?
Голубой краской на глобусе изображена вода – все реки, моря и океаны на нашей планете. Если соединить всю воду в одно место, а сушу в другое, то посмотрите на экран что получится (соотношение воды и суши).
-Какой вывод можно сделать?
-А какая вода в морях и океанах?
- А какую воду использует человек?
- Посмотрите на схему соотношение пресной и солёной воды. Какой вывод можно сделать?
-Кто может ответить, что является источником пресной воды?
-Давайте рассмотрим карту нашей области и найдём водоёмы нашего края.
-Для чего мы используем воду?
Правы вы или нет, давайте проверим, выполнив задание:
-В парах ответьте на вопрос с помощью учебника стр. 52:
- Для чего мы используем воду?
Вспомните свои ответы, правильно ли вы предполагали, для чего мы используем воду?
Вывод: Вода наш друг и помощник. Без воды не приготовить лекарство, не замесить тесто – ничего не сделать без воды.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брас
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтёрлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой и отправились домой.
Высказывают свои предположения.
-Голубого.
-Голубым на карте изображают воду.
Ответы детей.
Воды на земном шаре больше чем суши.
Солёная.
Пресную.
Пресную воду надо беречь, её очень мало.
Реки, озёра, родники, подземные ключи.
-Находят нужную информацию.
Ответы детей (перевозка пассажиров и грузов, для мытья тела, посуды, употребление в пищу, для отдыха на воде, с помощью гидроэлектростанций получаем электроэнергию)
Выполняют упражнения. Преметные результаты:
Значение воды, бережное отношение к ней.
Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение наблюдать и делать выводы.
Выдвижение предположений.
Коммуникативные результаты:
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные результаты:
Способность к мобилизации сил и энергии.
Личностные результаты:
Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах
6. Открытие нового знания (продолжение)
-Ребята, а хотите узнать больше о воде? Перед нами сегодня откроется новая страничка знаний.
-Предлагаю наш класс на время превратить в научный центр – лабораторию.
-Кто такие исследователи?
-Что будет предметом исследования?
-Давайте поставим задачи, которые нам предстоит решить в ходе исследования?
-Какие у вас возникают вопросы, глядя на воду в колбе?
-Много задач надо решить, за дело.
-Начнём наше исследование.
Тема: свойства воды.
1. Первое свойство Цвет Ответьте на вопрос: Какого цвета вода?
-А сейчас проверим. У вас на партах находятся стаканчики с жидкостями, №1 и №2. Поставьте перед собой два пустых стакана. Налейте жидкости из стаканов №1 и №2.
-Что вы налили? Давайте сравним две жидкости?
-Какое свойство воды мы только что открыли?
2. Свойство Прозрачность.
Возьмите карандаш и приложите его с другой стороны стаканчиков с водой и молоком.
-Что вы заметили?
-Что значит прозрачная?
-В словаре прозрачность описывается как способность пропускать свет.
-Какой вывод можно сделать?
3. Свойство Запах.
На столе: стакан с водой, лимон.
-Понюхайте лимон, а затем стакан с водой.
-Какой вывод вы можете сделать?
4. Свойство. Вкус.
На столе: стан прозрачный 3 шт., лимон, сахар, вода.
-Возьмите 3 стакана, налейте в них воду.
-В первый выдавите сок лимона, во второй положите кусочек сахара и помешайте, в третьем только вода.
-Попробуйте на вкус жидкости из всех трёх стаканов.
-Что вы можете сказать о вкусах данных жидкостей?
-Какой вывод можно сделать?
5. Свойство. Растворитель.
-Посмотрите, что произошло с сахаром?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Вода является растворителем для некоторых твёрдых веществ.
-Итак, на какой вопрос вы сейчас ответили?
- О каких свойствах вы узнали?
Лаборатория- это научный центр, где проводят исследования.
Исследователь- это человек, который занимается научной деятельностью.
Вода.
Ответы детей.
-Какого цвета вода?
-Чем пахнет вода?
-Какая вода на вкус?
Ответы детей
Вода без цвета.
Ответы детей.
Высказывают мнения.
Вода прозрачная.
У воды нет запаха.
Нет запаха.
Нет вкуса
Ответы детей.
Вода без вкуса.
Растворился.
Вода- растворитель для некоторых твёрдых веществ.
Свойства воды.
Вода без запаха, без цвета, без вкуса. Является растворителем для некоторых твёрдых веществ.
Предметные результаты:
Свойства воды.
Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение наблюдать и делать выводы.
Выдвижение предположений.
Коммуникативные результаты:
Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные результаты:
Развитие мотивации учебной деятельности.
Развитие умения контролировать свою работу.
7. Открытие нового знания. (Продолжение работы по теме).
9. Первичное закрепление.
-Мы с вами уже говорили о том, что всем живым существам на планете необходима вода, а для некоторых из них вода является домом, н-р, для рыб.
Без воды не прожить ни одному живому существу на планете.
-К сожалению, водным источникам тоже грозит беда.
- От чего же?
-Всему живому на земле нужна вода, а особенно чистая вода. При недостатке воды работа организма нарушается. Потеря воды опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды только несколько дней, так как в воде растворяются важные вещества, необходимые для работы организма.
-В учебнике на с. 61 рассмотрите фотографии, объясните, отчего загрязняется вода?
-Как ещё человек загрязняет воду?
-Давайте подумаем, что вы, дети, можете сделать для того, чтобы вода была чистая?
(Проблемная ситуация)
-А сейчас я хочу пригласить вас на прогулку к озеру.
-Посмотрите, что скажите?
-Хочется вам отдохнуть на берегу такого озера? Почему?
-Кто и что загрязняет водоёмы?
-Помните, что запасы пресной воды на земле не велики. Мы должны не загрязнять водоёмы и расходовать воду в школе и дома экономно.
-Что значит экономно?
- Ребята, как вы думаете смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока?
Итоговое обобщение.
-Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал.
-Заполните таблицу «Свойства воды».
-Ребята, вы- настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа:
-вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположения.
И как результат – открытие нами свойств воды. Молодцы! Спасибо вам, ребята за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь.
Мнения детей.
Не сбрасывать мусор в водоёмы.
По возможности очищать от мусора берега рек, озёр.
Не уничтожать растения, обитателей водоёмов.
Сажать деревья около водоёмов.
Ответы детей.
- Озеро грязное.
-Здесь неприятно находиться.
- Фабрики, заводы, человек.
Приложение 2
Самостоятельно заполняют таблицу.
Предметные результаты:
Свойства воды.
Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
Поиск и выделение необходимой информации.
Умение наблюдать и делать выводы.
Выдвижение предположений.
Коммуникативные результаты:
Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные результаты:
Развитие мотивации учебной деятельности.
Развитие умения контролировать свою работу.
Предметные результаты:
Значение воды для животных, растений и человека.
Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
Выдвижение предположений.
Коммуникативные результаты:
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
Личностные результаты:
формирование основ экологической культуры
Предметные результаты:
Значение воды.
Коммуникативные результаты:
Слушать и слышать друг друга;
Личностные результаты:
Развитие умения контролировать и оценивать свою работу.
10. Рефлексия учебной деятельности.
-На столах у вас лежат сигнальные карточки. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, хорошо поработали, поднимите зелёную фишку. Если не очень довольны собой, поднимите жёлтую фишку. Кто желает рассказать? (2 человека).
-Кто может сказать для чего нам могут пригодиться знания, которые мы получили сегодня на уроке?
Высказывают своё мнение.
Познавательные: Формирование самостоятельности, ответственности, познавательной активности.
Регулятивные:
Контролировать свою деятельность
Нарисовать любой водный пейзаж, с. 52-55 учебника прочитать и ответить на вопросы.
11. Домашнее задание.