Татьяна Вдовенко
Конспект урока чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы по изучению басни
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка;
- уточнить представления о жанровых особенностях басни;
- формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли;
- закреплять умение выполнять постройку в соответствии с предложенной схемой;
- развивать пространственные представления;
- воспитывать умение работать в группе (сообща, договариваться, распределять роли);
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Откройте свои тетради и подготовьте ручки.
Публикация «Конспект урока чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы по изучению басни» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Крылов И. А. Конспекты уроков для 1-10 классов
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Словарная работа: мораль, согласье, лад, мука, поклажа, воз, рваться, судить, из кожи лезть.
2. Основная часть.
- Обратите внимание на портрет. Кто знает кто это?
(И. А. Крылов – русский баснописец)
- «Дедушка Крылов», так его называли, был очень добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни. Басня – это короткая поучительная история. Это маленькое произведение, которое учит жить по справедливости. В баснях Крылов писал о животных, а подразумевал людей. В каждой басне Крылова есть – мораль. Это главная мысль, то, чему учит басня.
- Назовите, какие еще басни Крылова вы знаете.
(Стрекоза и муравей; Ворона и лисица; Лебедь, щука и рак; Мартышка и очки; Квартет; Слон и Моська; Свинья под дубом; Волк и Ягненок; Осёл и соловей; Волк на псарне)
- Сегодня мы с вами познакомимся с одной басней И. А. Крылова.
Загадка
В зоопарке, в тиши вод,
Птица белая плывёт.
Взгляд её, изгиб спины –
Всё в ней дивной красоты. Кто эта птица?
(Это лебедь)
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!
Конечно, это …
(Щука)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед,
Все под водой –
Хватает клешней. Кто же это?
(Это рак)
- Умницы. Чем они отличаются?
(Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным. Отличаются разным питанием, разным передвижением – лебедь – летает, щука – плавает, рак – ползает)
- Молодцы. А что же их объединяет?
(Их объединяет место жительства. Рак и щука живут в воде, а лебедь живет около воды и в воде)
- Молодцы, а вот еще в данный момент их объединяет название басни, «Лебедь, рак и щука»
(демонстрация иллюстраций)
- В басне встретятся слова, которые мы записали в начале урока. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.
Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.
Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – колесная повозка с поклажей.
Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.
Судить – высказывать свое мнение.
Мука – тяжелое дело, причиняющее страдания.
Из кожи лезть – очень стараться что-то сделать.
3. Физминутка
Давайте прочитаем эту басню.
Басня Лебедь, щука и рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Мораль басни Лебедь, щука и рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
- Понравилась вам басня?
(Да)
4. Беседа по содержанию басни.
- Кто главные герои? За какое дело взялись герои басни?
(Они собрались везти поклажу)
- Правильно. Как герои везли поклажу? Давайте послушаем, как об этом говорится в басне. (Из кожи лезут вон)
- Получилось у них сдвинуть воз с места? (Нет)
- Как вы думаете, почему же «воз и ныне там»?
(У них ничего не получилось. Они не смогли увезти его)
- Да вы правы. А почему они не смогли его увезти?
(Они тянули в разные стороны (примеры из текста)
- Чему же учит эта басня? Какова мораль басни? (зачитать из басни)
(Басня учит договариваться между собой, быть дружными, находить общее решение)
- Да, молодцы! А как вы думаете, смогли бы они увезти воз, если бы договорились между собой?
(Да, смогли. Они ведь живут в воде и у воды и если бы договорились, то смогли бы его сдвинуть)
- Басня нас учит быть дружными, чтобы мы умели договариваться между собой, находить общий язык.
- Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их.
(«Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно»)
- Молодцы, все пословицы назвали правильно, они все подходят к содержанию басни.
- Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои.
5. Итог занятия.
- Чем занимались сегодня? С каким произведением познакомились? Какова мораль этой басни?
6. Домашнее задание.
Прочтите дома любую басню и на уроке расскажите о её морали.