Ирина Беспалова
Интегрированное занятие по ФЦКМ в подготовительной группе «Почему после лета наступает осень, а листья на деревьях желтеют?»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ комбинированного вида д/c №60 «Заинька»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.
На тему: «Почему после лета наступает осень, а листья на деревьях желтеют».
Подготовила : Смирнова И. В.
Тамбов,2013
Программное содержание:
дать детям обобщенное представление о смене времен года на земле, закрепить полученные знания об осени, характерных признаках осенних месяцев;
Публикация «Интегрированное занятие по ФЦКМ в подготовительной группе „Почему после лета наступает осень, а листья на деревьях желтеют?“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
формировать у детей умение логично отвечать на поставленный вопрос;
развивать любознательность, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе, воспринимать красоту осенний природы.
Материалы: схематическое изображение движения земли вокруг солнца, календарь наблюдений, картины на осеннюю тематику, подборка стихов об осени, дидактический материал к играм и игровым упражнениям.
Подготовка к занятию :
организация проведения практических упражнений и опытов по теме;
просмотр иллюстраций, предметных и сюжетных картин по теме;
рисование слайдов, иллюстраций.
Активизация словаря: время года, живописный, вдохновлять, багряный
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Послушайте стихотворение З. Федоровского.
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и разделись клены.
В пурпуре осинки только дуб зеленый.
- О каком времени года говориться в стихотворении? (об осени)
- Что делает осень? (краски разводит, раскрашивает листву)
- После, какого времени года наступает осень? (после лета)
- Почему так происходит? (ответы, предложения детей).
2. Вращение Земли.
Поговорим сначала о солнце.
- Какое солнце сейчас? (теплое, ласковое)
- Какое солнце было летом? (Яркое)
- Почему оно меньше светит? (Дни стали короче, а ночи длиннее)
- почему оно меньше греет? (Меньше находится на небе, чем летом)
Хотите узнать точнее, почему так происходит?
Солнце - это большой, раскаленный шар. Земля вращается вокруг солнца и одновременно вокруг себя. В результате этого, на земле сменяются времена года и части суток. Проведем опыт.
Опыт с глобусом и со свечей.
Зажигаем настольную свечу. Это солнце. Вокруг свечи вращается мяч. Это макет земли. Определяем, с какой стороны будет зима, с какой стороны будет лето, с какой стороны- осень и весна. Когда лучи от «солнца» падают прямо, то на земле тепло и это лето. Если лучи солнца падают под углом, то на земле осень или весна. Чем дальше относит шарик от свечки, тем меньше света на него падает, на земле наступает зима. (Дети проделывают опыт сами под наблюдением.)
Вывод: Если лучи солнца падают под углом, то на земле наступает осень.
Опыт «Солнце дарит нам тепло и свет».
Солнце главный осветитель. оно горит над землей, как ганская лампочка и дает тепло. Как можно проверить, что солнце дает нам тепло? Представим, что электрическая лампа – это солнце. Поставьте ладошку. Что чувствуйте? – Тепло, горячо. Ладошка нагрелась. Проверим, нагреются ли от света электрической лампочки разные предметы? Что вы обнаружите? Все предметы нагреваются, если на них падает свет. Солнечные лучи нагревают поверхность земли, а от нее нагревается воздух.
Вопросы для размышления:
-Что было бы, если солнце светило всегда одинаково? (То не было бы осени, зимы, весны.»
-Что было бы если б не было солнца? (не было бы жизни на земле)
3. Осенние явления природы. Игра с мячом.
А)Передача мяча по цепочке.
- Начало осени –солнце меньше светит, становится холодно.
- Долгота дня – День становится короче, а ночи длиннее.
- Растения - Желтеют и облетают листья с деревьев.
- Насекомые – Исчезают, прячутся, засыпают.
- Птицы – Улетают в теплые края.
- Животные – Одни меняют шубки на теплые, а другие впадают в спячку.
- Поздняя осень – Выпадает снег, наступает зима.
- Осенние месяцы – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Б) Перебрасывание мяча друг другу. ( в ответе дети уточняют когда это происходит: ранней или поздней осенью)
- Картошку дедушка сажает, скажи, когда это бывает?
- Все чаще дождик поливает, скажи, когда это бывает?
- Лес за грибами приглашает, скажи, когда это бывает?
- Ежонок норку утепляет, скажи, когда это бывает?
- Орешки белка запасает, скажи, когда это бывает?
4. Игровое упражнение «Солнечные зайчики».
Ребенок пускает с помощью зеркальца солнечные зайчики, а дети стараются их поймать.
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Поманю их пальчиком
Пусть бегут ко мне.
Ну лови, лови скорей!
Вот, вот, вот – левей, левей.
Прыг-скок, прыг-скок,
Убежал на потолок.
5. «Почему осенью листья на деревьях желтеют и падают?»
- Как вы думаете, дети, почему это происходит?
- Листья желтеют от холода, дрожат, съеживаются, а ветер их срывает с веток.
- Нет, не совсем так.
- А как?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо нам вместе с девочкой Мариной из рассказа попасть в лес и обратиться к деревьям, которые там растут.
Марина очень любила соседний зеленый лес. И стало ей грустно, когда пришла осень : исчезли цветы, спрятались насекомые, почти все птицы улетели в теплые края, листья стали желтеть и падать. Пришла она в лес и стала листья приклеивать к веточкам. Вдруг зашептались, зашушукались листья над головой.
Потом старый дуб скрипнул и сказал тихонько.
-Ты ч - что тут делаешь? Что спать мне мешаешь?
Я не хотела мешать, вот листики подклеиваю к веточкам, а то все опадут.
Эх, малыш! Мы, деревья, свои заботы закончили. А сейчас дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать.
А почему листья желтеют?
В наших листьях крохотные зеленые зернышки - заводики исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек - заводиков и сделались листья желтыми.
Но почему желтыми, а не белыми или прозрачными.
Потому что, кроме зеленых зернышек в листьях есть еще и другие -желтые. Пока в листьях работали зеленые заводики, желтых не видно было, но растворились зеленые заводики, и остались только желтые. А потом листья высыхают и падают.
Но как вы будете без листиков? Кто вас будет всю зиму кормить?
А мы, деревья, ни есть, ни пить не хотим. Нас в сон клонит. Зимой так спится благодать. Зимой мы не растем, не цветем.
А может лучше, чтоб листья остались? С ними гораздо красивее.
Зимой нам не до красоты. Мы - деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, то зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они и сломаются от тяжести.
Мы между черешками и листиками перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки.
Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют. Налетел ветер и почудилось, что деревья тихонько похрапывают.
Беседа по вопросам.
- Что находится в зеленых листиках? - Зеленые, хлорофилловые зернышки- заводики и желтые зернышки. Крошечные зеленые зернышки с утра до вечера ловят солнечный свет, строят веточки, дерево. Осенью солнечного света мало, и зеленые заводики тают в листиках, как сахар.
- Почему листья желтеют? - В листьях остаются только желтые зернышки.
- Почему листья облетают?- Между черешком листа и веткой дерево наращивает тоненькую перегородку, которая не пропускает ни соки, ни воду. Как только листу не за что держаться, он падает.
- Что будет, если листья не пожелтеют, и не опадут с деревьев на зиму?- Зимой под тяжестью снега ветки сломаются.
Задание: - На столе листья с разных деревьев.
Определите, каким деревьям принадлежат листья?
С чем их можно сравнить?
- Как называется явление, когда падают листья? (Листопад.)
- Какую пользу приносят опавшие листья деревьям, кустарникам? (Укрывают листья от мороза.)
-Как используют опавшие листья дикие животные?- Листьями и ветками выстилают норы и берлоги и т. д.
6. Игра малой подвижности «Осенний букет».
Дети делятся на две команды. Берутся за руки, становятся возле обруча, водят хоровод. Вокруг разбросаны листики.
Сарафан надела осень,
Пестрый, расписной,
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой!
То поднимет, то бросает,
Ветер озорной,
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой!
Соберем букет на славу,
Пышный и большой,
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой!
Раз, два, три, букет скорее собери!
Все дети собирают осенние листья. Во время сбора листьев, ведущий считает: «Один, два, три. десять!” Произносит: «Раз, два, три, свой кружок найди!» Чей букет признан лучшим, та команда победит.
7. Игра «Хорошо – плохо».
В игре дети уточняют, когда осень — “хорошо" (поспевают овощи, фрукты, листья становятся разноцветными, листья опавшие шуршат, дети идут в школу) и когда осень - "плохо” (становится холодно, идут дожди, на улице лужи, грязь)
8. «Как бы вы поступили в этих ситуациях?»
1- я ситуация. Мальчик построил из песка «улицу». Друг предложил ее озеленить. «Как это сделать?» Да нарви веточек - вот тебе деревья и кусты”. (Ответы детей)
2- я ситуация. Дети играют в магазин и обрывают листья деревьев, используя их для «продуктов». «Какие вы молодцы, как вы хорошо играете.» - похвалили их взрослые. (Ответы детей)
Чем в игре можно заменить листики? - камешками, опавшими листьями.
3- я ситуация “Разговоры с природой”
Представьте, что вы в осеннем лесу. Выберите себе цветок, дерево, животное и поговорите с ним. Задайте не менее четырех вопросов, и, «услышав», представить ответ.
9. Итог.
- Давайте попробуем назвать то, что радует каждого из нас, независимо от того, голоден он или сыт.
(солнечная погода, грибной дождь, падающий снег, птицы, бабочки, цветы, рыбки в аквариуме, восходы, рассветы разноцветная радуга, пение птиц, лунная ночь)
-Давайте попробуем назвать то, чего нельзя у нас отнять? (небо над головой, землю под ногами, речку, лес, море, горы, радость, что мы живем.)