Людмила Ващилова
Конспект тематического занятия в средней группе из цикла «Тула — жемчужина России» (с использованием малых фольклорных форм)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
развивать у детей интерес к русским народным традициям; способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье.
Задачи:
образовательные: расширить кругозор знаний детей о русском народном быте, традициях. Познакомить с понятием - семейный очаг;
развивающие: развивать мелкую моторику рук, речь, память детей;
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русским традициям, истории родного края.
Активизация словаря: семейный очаг.
Публикация «Конспект тематического занятия в средней группе из цикла „Тула — жемчужина России“ (с использованием малых фольклорных форм)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Тульская область, Тула
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание стихов, просмотр иллюстраций.
Оборудование: интерьер русской избы, мультимедийная система (слайд шоу с изображением тульских самоваров, музыкальное сопровождение (русская народная песня - Пых, пых Самовар, шаблоны заготовки самоваров и чайников, цветные карандаши для каждого ребёнка.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Воспитатель в русском народном костюме. Группа украшена в стиле русской избы. Дети сидят за столами.
2. Основная часть:
Воспитатель:
Рано, рано на лесной поляне у старушки веселушке у её избушки встретились два друга. Загадаю вам ребята, а вы отгадайте:
И шипит, и кряхтит,
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
Дети: отвечают самовар.
Воспитатель: Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
Дети: отвечают чайник.
Выходят самовар и чайник.
Воспитатель: Затеяли они спор: кто из них важней, а кто из них нужней.
Чайник: Я самый молодой, да модный.
Самовар: Я хоть и старый да в любом доме гость желанный.
Чайник: Зато я самый стройный, на любом столе умещусь.
Самовар: А я большой да круглый мне много места надо, большой стол.
Чайник: Я в каждом доме есть, из меня каждый день чай пьют.
Самовар: Меня по большим праздникам на стол ставят и гостей созывают.
Воспитатель: Самовар! Чайник! Не ссорьтесь, заходите в горницу да к столу присаживайтесь.
Вы оба нужны, и в чайнике воду кипятят и в самоваре.
А наши ребятки про вас стихи знают.
Дети читают стихи:
Даша Ксенофонтова
Самовар
Давно на белом свете,
Живет годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем
Он сердце согревает
Особенным теплом.
Семён Морев
Чайник
Специально и случайно
Ты к нему всегда спеши.
Не волшебник он, а чайник,
Наш подарок от души!
3. Продуктивная деятельность:
Воспитатель: Самовары ребята действительно очень старые и придумали их тульские мастера, они бывают маленькие и большие, медные и расписные. Давайте с вами посмотрим.
Через видеопроектор на большом экране воспитатель включает детям слайд шоу с картинками самоваров: медные, расписные, с изображением птиц, с изображением природы.
Воспитатель: Вот видите, ребятки как мастера умеют самовары расписывать. Давайте и мы с вами превратимся в тульских мастеров.
Посмотрите у вас на столе лежат маленькие самовары и чайники. Выберите, что вы будете расписывать.
Дети на выбор выбирают заготовленные шаблоны для росписи.
Воспитатель: А чтобы веселей работа у вас шла я весёлую песню о самовар поставлю.
Под весёлую музыку дети расписывают самовары и чайники.
Воспитатель: Молодцы все с работой справились. А в старину на Руси говорили пословицу: Сделал дело, гуляй смело. Давайте вашими самоварами да чайниками печку украсим.
На печке натянута лента, на неё дети за прищепки развешивают свои работы.
Воспитатель: как у нас в горнице красиво да празднично стало. Теперь можно всей семьёй за стол собраться у семейного очага посидеть. Кого же мы с вами за наш стол пригласим?
4. Фольклорная пальчиковая игра «Этот пальчик…»
Этот пальчик-дедушка, (Загните большой палец)
Этот пальчик-бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик-папочка, (загните средний пальчик)
Этот пальчик-мамочка, (загните безымянный пальчик)
Этот пальчик! (загните мизинчик)
Вот и вся моя семья! (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны.)
Воспитатель: В старину в каждой избе стояла печка, на ней готовили еду, около неё грелись, вечерами рассказывали сказки, от огня в доме было светло и тепло. Вот и мы с вами собрались все у семейного очага, и самовар у нас на столе. А когда в дом гости приходили, пели песни и хороводы водили.
Давайте и мы с вами хороводы поводим.
5. Хороводная игра «Бабушка Маланья»
Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.
Дети вместе с взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
Слова Движения:
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей. (Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.). Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой.
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так
Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Итог:
Воспитатель: Вот какие молодцы. Садитесь теперь за стол будем чай с пирогами пить.
В старину говорили пословицу: Не красна изба углами, а красна пирогами.
Выпей чайку — забудешь тоску.
За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.
Чай не пить, так на свете не жить.
Самовар кипит, уходить не велит.
Воспитатель: Понравился ребята вам наш праздник?
Дети: да очень!
Воспитатель: Понравилось с чайником и самоваром чай пить?
Дети: да понравилось!
Воспитатель: Давайте мы самовар с чайником на следующий праздник пригласим широкую Масленицу провожать.