Елена Ковригина
Конспект театрально-игровой деятельности по экологии для детей подготовительной к школе группы
Задачи по образовательным областям.
Образовательная область «Познание» : инициировать обсуждение детьми ситуации экологической проблемы, помочь символически отобразить ситуацию, принять ее и выражать в образной форме; расширять знания детей о насекомых и птицах, их месте в экосистеме леса, закреплять умение устанавливать причинно — следственные связи между явлениями, делать выводы, подвести к пониманию того, что благополучное существование человека во многом определяется окружающей природой; приучать самостоятельно добывать знания; развивать любознательность, критичность ума.
Публикация «Конспект театрально-игровой деятельности по экологии для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательная область «Безопасность» : формировать предпосылки экологического сознания, показать последствия невыполнения правил культурного поведения человека в природе.
Образовательная область «Музыка» : формировать эмоционально-положительное отношения к естественной красоте природы, выраженной в произведениях музыкального искусства, воспитывать художественно — эстетический вкус посредством классической музыки, совершенствовать умение импровизировать под музыку, поощрять самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов.
Образовательная область «Труд» : расширять представление о труде лесника.
Образовательная область «Социализация» : воспитывать бережное и рачительное отношение к окружающей природе, формировать созидательные начала у детей в разных видах творческой деятельности с акцентом на природоведческую, природоохранную деятельность, закреплять умение детей принимать на себя выбранные роли, дополнять образ атрибутами, развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отрабатывать умение использовать различные средства выразительности.
Образовательная область «Коммуникация» : развивать свободное общение детей друг с другом, со взрослыми.
Материал и оборудование: мультимедиа система, слайды, элементы костюмов муравьев, бабочек, божьих коровок, птиц, ведерки, «мусор» (пустые пластмассовые бутылки, пакеты, бумажные коробки и т. д., картинка с изображением птицы, запись музыки "Необычайное происшествие" А. Гречанинова, «Марш» Д. Шостаковича, "Карнавал животных" муз. К. Сенсанса, "Божьи коровки", "Песня жаворонка" П. Чайковского, "Бабочки" муз. Л. Раздобарина, "Пчелки" муз. М. Красева.
Предварительная работа: реализация проекта «Лесные помощники», разучивание танцевальной композиции «Труд муравьев» муз. Д. Шостаковича, составление «Сказок из мусора» по Н. Козлову, игры «Да и нет», «На этой картинке», «Хорошо — плохо», «Что будет, если.».
Ход:
Под негромкую музыку дети с воспитателем входят в музыкальный зал, дети располагаются в свободном порядке по залу.
Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы догадаетесь помощью игры «Да и нет».
Дидактическая игра «Да и нет».
Ведущий загадывает слово, играющие задают вопросы, которые требуют ответы только «Да» или «Нет». Выигрывает тот, кто первым отгадал загаданное слово. Вопросы могут быть:
Это живая природа?
Там растут деревья?
Там растут грибы?
Там живут медведи? и др.
В результате дети приходят к ответу: «Лес». На экране появляется 1 слайд с изображением леса, который нуждается в помощи (сломанные ветви у деревьев, много мусора, не видно птиц и животных).
Ведущий: Правильно, мы отправимся в лес. Но посмотрите, лес гибнет, он в беде и просит о помощи. Но услышать этот крик могут не ребята, а растения и животные. Давайте мы превратимся в них, чтобы помочь нашему лесу.
По залу разложены элементы костюмов муравьев, бабочек, божьих коровок, птиц.
- Сейчас давайте поприветствуем друг друга. Здравствуй, муравей Никита! Здравствуй, бабочка Света!
И так далее по кругу дети приветствуют друг друга, входя в образ. После того, как дети перевоплотились, раздается голос леса в записи: «Помогите! Помогите!».
- Теперь вы слышите, как наш лес умоляет о помощи? А что будет, если лесу не помочь.
Развивающая игра с элементами ТРИЗ «Что будет,если.».
Играем в игру «Что будет, если.», дети рассуждают на тему: «Что было бы, если бы не стало деревьев (реки?».
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг - лесничий.
А лесничий - майский жук,
Лесным обитателям он друг!
Педагог в костюме Майского жука появляется в зале под музыку "Необычайное происшествие" А. Гречанинова.
Ведущий: - Раз весною утром рано
Вышел жук наш на поляну.
Поглядев по сторонам,
Не поверил он глазам
Майский жук: - Леса нет, одни пеньки.
Где сосенки, где дубки?
Ведущий: - Очень грозен жук наш стал,
На помощь муравьев позвал.
Майский жук: Вас много, ребята!
Пусть каждый из вас,
Росточек для леса посадит сейчас
Пусть лучше и краше сама, как весна,
Становится наша родная земля!
Звучит музыка «Марш» Д. Шостаковича. Дети в костюмах муравьёв исполняют танцевальную композицию «Труд муравьев».
На экране появляется 2 слайд: лес становится светлее, но все также пуст и замусорен.
Ведущий: - Муравьишки прибежали
Лишь лопаты засверкали.
Стали новый лес сажать.
Хотели за водой бежать.
Но увидели такое.
Майский жук присел от горя.
Звучит музыка: "Карнавал животных" муз. К. Сенсанса
Майский жук - Речушка вдоль околицы текла,
Негромкая.
Но все ее любили,
Ее - она ведь первую была
Для нас и, значит, лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам, и ржавь, и слизь зеленая,
И хвощ болотный вылез.
Как будто люди целью задались,
Убить ее - и своего добились! (С. Вакулов)
Ведущий: - Взмолился майский жук о помощи вздыхай,
Но помощь не пришлось так долго ждать.
Коровки божьи прилетели
И быстренько взялись за дело.
Справа точка, слева точка,
В черных крапинках бока.
Два блестящих лепесточка,
Раздвигаются слегка.
Это божия коровка,
Словно красный самолет,
Ведра полные водицы
В высохший ручей несет.
Звучит музыкальная фонограмма "Божьи коровки" муз. К. Костина
Девочки в костюмах Божьих коровок собирают в ведерки «мусор» (пустые пластмассовые бутылки, пакеты, бумажные коробки и т. д.).
3 слайд: лес, река становятся чище.
Ведущий: - Речушку всю от мусора убрали,
И снова наша речка засверкала.
А что же нам сделать со всем этим мусором. Помните, мы с вами составляли «Сказки из мусора», давайте и сейчас это сделаем.
«Сказки из мусора» по Н. Козлову. Дети придумывают вторую жизнь для различного мусора, в результате
- пустые коробки превратились в театр,
- цветные мелки в человечков,
- стружки помогли человечкам обрести волосы,
- полиэтиленовые пакеты стали красивыми салфетками,
- пластмассовые коробочки- зверятами, другие варианты.
Ведущий: Кто же еще нам может помочь? Догадайтесь с помощью моих подсказок.
Развивающая игра по ТРИЗ «На этой картинке».
Играющие должны отгадать, выслушав подсказки. Например, на этой картинке спряталось то,
- что относится к живому миру;
- что может летать;
- имеет 2 лапки;
- что питается насекомыми и зерном;
- чье тело покрыто перьями и т. д., пока дети не угадают, что это птицы.
Ведущий: - Прилетели к речке снегири,
Закружили в хороводе, заиграли.
Так довольны были чистотой они.
Клювиками семена сажали.
Тут же травы и цветы
Листочки в верх свои подняли.
Девочки в костюмах птичек исполняют импровизацию "Птички" под музыку "Песня жаворонка" П. Чайковского.
4 слайд: на поляне в лесу появляются цветы.
Ведущий: Посмотрите, какие красивые цветы посадили наши птицы.
Майский жук: Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут:
Не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца - отрада,
Украшенье родимой земли!
Ведущий: - Солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
Протянуло всем лучи,
Дотянулось до земли.
И лучом крыла коснулось
Крылышки вдруг встрепенулись,
И раскрылись сразу все,
Бабочки прекрасные.
Психологический этюд «Красивые бабочки».
Звучит музыка "Бабочки" муз. Л. Раздобарина, дети в костюмах бабочек выходят в центр зала и имитируют рассказ ведущего:
«Бабочки летают по лугу, легко и плавно взмахивают своими красивыми крыльями. Посмотрите, как грациозно кружат они над цветами. А вот капли воды на лепестках, можно попить, очень вкусно! Как вкусен нектар на этих ароматных цветах. Хорошо дышать бабочкам свежим воздухом. Но вот спустилась ночь, нужно найти дом для ночлега. Забрались бабочки на листья и заснули. Пришло утро, и наши бабочки проснулись, красиво раскрывают крылья и улетают».
Ведущий: Домовитая хозяйка, пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком.
Целый день старается, а не прохлаждается.
Звучит музыка "Пчелки" муз. М. Красева, дети в костюмах пчел отвечают на вопросы игры «Хорошо — плохо».
Развивающая игра по ТРИЗ «Хорошо - плохо» :
Не стало пчел, это хорошо или плохо?
Стало много пчел, это хорошо или плохо?
5 слайд: лес становится привлекательным (светлый, чистый, много насекомых и цветов). Выходит Майский жук.
Майский жук: - Ну, теперь вот все в порядке,
Травка стала зеленеть,
Птицы стали звонче петь,
И листочки распустились,
И цветочки появились,
Насекомых целый рой,
Эй, летите все за мной!
Все насекомые встают в круг, и от лица своего героя говорят, чем они помогли лесу.
Например, муравьи: «Мы очищаем лес от мусора, уничтожаем вредителей и т. д.»; пчелы: «Мы опыляем растения, собираем нектар, делаем воск и пр.»; и т. д.
Ведущий: - Весенние свежие травы,
Покрыли луга и поля.
Оделись листвою дубравы,
Зеленую стала земля.
В лесу теперь тень и прохлада,
И воздух - целебный настой.
Вновь слышаться птичьи рулады,
В глуши потаенной лесной.
Растения нам добрые братья
Былинка и дуб исполин,
ВСЕ:
Планеты зелёное платье,
Давайте, друзья, сохраним!