Бондарь Елена Александровна
Конспект театрализованной игры для детей старшего дошкольного возраста по русской народной сказке «Зимовье зверей»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по проведению театрализованной игре по русской народной сказке «Зимовье зверей» для педагога.
Ознакомление со сказкой «Зимовье зверей» осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе воспитатель читает сказку и задает детям вопросы по прочитанному. (Ответы на вопросы являются важным моментом ознакомления детей с содержанием сказки. Благодаря умело поставленным вопросам у взрослого есть возможность сосредоточить внимание ребенка на тех или иных моментах сказки, которые в противном случае могут быть попросту пропущены).
Публикация «Конспект театрализованной игры для детей старшего дошкольного возраста по русской народной сказке „Зимовье зверей“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зима. Сценарии развлечений
- Зима. Театральные постановки, инсценировки, спектакли
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Воспитатель говорит детям: «Сегодня я прочитаю вам интересную сказку, называется она «Зимовье зверей». Хотите ее послушать?».
По мере чтения взрослый показывает соответствующие сюжетные картинки. После прочтения сказки воспитатель задает вопросы по ее содержанию (каждый вопрос сопровождается показом картинки с изображением соответствующего фрагмента сказки).
- Как жилось зверятам в лесу? А что случилось дальше? Кто первый захотел строить зимовье? Что можете сказать о быке, какой он герой? А остальные звери? Как попали они к быку в дом? Осуждаете ли вы их? Можно ли их назвать настоящими друзьями в этот момент? А когда они ими стали? Какой можно сделать вывод, чему учит сказка нас?
Дети должны научиться понимать последовательность, в которой появлялись персонажи сказки, как звери с умели спаслись от волков.
На втором этапе воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены фрагменты сказки, и говорит: «Ребята сейчас я буду читать вам сказку, а вы будете показывать картинки, которые соответствуют содержанию». Если ребенок допускает ошибки, взрослый прерывает чтение, обсуждает с ним содержание эпизода и показывает подходящую картинку, таким образом дети учатся располагать картинки в соответствии с сюжетом сказки.
Взрослому неоднократное прочтение сказки может показаться скучным и ненужным. Однако, чтобы дети могли удержать в памяти всю последовательность событий, необходимо много раз воспроизвести сюжет произведения. Обычно дети охотно слушают сказку несколько раз и с удовольствием выбирают соответствующие сюжету картинки, поскольку выполнение этой посильной задачи вызывает у них гордость за успешное действие.
В конце воспитатель предлагает детям следующую игру. Он специально располагает одну из картинок, отражающих последовательность сюжета, не на свое место и просит детей найти эту картинку. Затем можно усложнить игру, убрав одну из картинок и предложив детям угадать, какой картинки не хватает. Такие задания учат детей понимать последовательность развертывания сюжета и выстраивать персонажей в порядке возрастания или убывания какого-либо признака.
На следующем этапе дети учатся инсценировать действия персонажей сказки, что способствует развитию их воображения. Воспитатель говорит детям: «Я буду читать сказку, а вы будете изображать ее героев». На каждый фрагмент воспитатель начитает читать сказку : «Прошло лето, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык первым спохватился зимовье строить. Говорит он барану». Взрослый просит ребенка показать, какой бык (большой, как он разговаривает (грубым голосом). Воспитатель читает следующий фрагмент и предлагает детям изобразить действия персонажей. Он обращает внимание детей на то, что все персонажи ведут себя по-разному (баран говорит тише чем бык, свинья нежным голосом, петух очень звонким голосом, кот протяжным, волки сиплым). Желательно, чтобы при разыгрывании сказки дети воспроизводили общий характер поведения персонажей, используя для этого выразительные движения: бык – большой, сильный; петух— маленький, храбрый и т. д.
На самом последнем этапе воспитатель предлагает детям выбрать роль одного из персонажей и разыграть произведение. Для обозначения роли дети получают картинку с изображением соответствующих персонажей.
Для построения зимовья можно использовать модульный набор (он легкий и устойчивый, детям будет легко с ним справиться). Взрослый, который выполняет роль рассказчика и читает текст сказки, должен следить за очередностью появления героев. Вполне вероятно, что одни роли покажутся детям более привлекательными, а другие — менее, поэтому по возможности сказку нужно разыграть несколько раз, чтобы дети могли поменяться ролями.
Конспект театрализованной игры для детей старшего дошкольного возраста по русской народной сказке «Зимовье зверей»
Цель: развитие творческих способностей у детей через театрализованные игры; показать значение дружбы в жизни.
Программное содержание:
1. Способствовать формированию умения детей отражать игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности.
2. Формировать навыки интонационной выразительности речи
3. Развивать внимание, память, воображение, умение четко произносить звуки в процессе звукоподражания.
4. Воспитывать любовь к народным сказкам, нравственные качества: дружба, взаимопомощь, уверенность в себе, сопереживание героям.
Индивидуальная работа: выразительность, интонация, показ, объяснение, поощрение, помощь.
Материал: ширма с иллюстрациями к русской народной сказке «Зимовье зверей», шапочки героев из сказки, модульный набор для зимовья, аудио записи.
Словарная работа: зимовье, столбы тесать, щепу драть, стены конопатить, глину месить, печку класть, крышу крыть, спохватился, зима лютая, ударил мороз, живут - не горюют, хвосты трубой, снег столбом.
Действующие лица: Рассказчик, Бык, Баран, Петух, Свинья Хавронья, Кот, Старый волк, 2-й Волк, 3-й Волк.
Ход театрализованной игры:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Посмотрите наша группа превратилась в театральную студию. (рассматриваем с детьми мини сцену) Здесь оживают на сцене сказки. А в сказках участвуют разные герои. А кто исполняет роли героев? (Артисты) Вот мы сегодня с вами тоже будем артистами и зрителями. Давайте попробуем отгадать какую сказку мы увидим, (на столе лежат картинки из сказки «Зимовье зверей», воспитатель предлагает детям рассмотреть их и вспомнить сказку)
- Молодцы, как легко вы справились с заданием! Теперь зрители присаживаются на стулья, а артисты уходят за ширму и готовятся к выступлению.
Рассказчик : - Надумали бык, баран, свинья Хавронья, кот да петух жить в лесу. Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков, свинья под деревом корешки да желуди роет. Так прошло лето, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык первым спохватился зимовье строить. Говорит он барану.
Бык: - Я к морозам не привык. О зиме подумать стоит. Надо нам зимовье строить! Место выберу в лесу, ладных бревен принесу. Стану я столбы тесать, ты же щепу будешь драть.
Баран (рассуждает сам с собой). Да! Не стоит тут лениться. Как же мне не согласиться? Как же не помочь быку? (Обращается к Быку.) Я, конечно, помогу! (Бык и Баран подходят к Свинье.)
Бык: - Полно зря лежать под дубом и смотреть на землю тупо! О зиме подумать стоит…Хочешь с нами дом построить? Стану я столбы тесать, а Барашек – щепу драть.
Баран: - Ты, Хавронья, для печи сможешь сделать кирпичи? Чтобы в стужу не пропасть, будешь в доме печку класть!
Хавронья: - Зимовать, хрю, буду где я? Дом – хорошая идея! Хрю, согласна печку класть! Потружусь я с вами всласть… (Все вместе направляются к Коту.)
Рассказчик : - Подошли к Коту друзья — Бык, Барашек и Свинья.
Хавронья: - Все мышей ловить охота? Поважнее есть работа! Чтобы сохранить здоровье, строить надобно зимовье!
Бык: - Стану я столбы тесать, а Барашек – щепу драть.
Баран: - Сложит в доме печь Хавронья. Ты же нам не посторонний! И тебе работы хватит: стены будешь конопатить.
Котофеич: - Что ж, идея неплоха. Натаскаю в избу мха. Про мышей пока забуду: конопатить стены буду!
Рассказчик : - Под сосной сидел Петух, размышлял о лете вслух. Котофеич молвил:
Котофеич: - Петя! Что грустишь о теплом лете? Чтобы душу успокоить, надо теплый дом построить.
Хавронья: - Станет Бык столбы тесать, а Барашек – щепу драть.
Бык: - В доме печь Хавронья сложит, конопатить Кот поможет. Ты же будешь крышу крыть.
Петух: - Ладно! Так тому и быть! Замерзать кому охота?
Рассказчик : - И пошла у них работа. (Все принимаются за работу.) Избу славную срубили, печку жаркую сложили, мхом все стены утеплили, крышу дранкою покрыли.
Бык: - Вот и славный дом готов! Запасли еды и дров.
Баран: - За окном – морозец лютый, а в избе тепло, уютно.
Рассказчик : - Бык с Бараном на полу примостилися в углу. Забралась Свинья в подполье: для Хавроньи там раздолье. На печи мурлычет Кот, Петя песенки поет. Так живут себе, не тужат, меж собою очень дружат. (Появляются волки.) Но однажды волчья стая, мимо дома пробегая, свет в окошке увидала и неподалеку встала. Тут промолвил Старый волк :
Старый волк : - Не возьму никак я в толк, не видал зимовья летом… Кто живет в домишке этом?
2-й Волк: - Дом в лесу увидишь редко. Ты сходи-ка на разведку.
Старый волк : - Коли стану я кричать, прибегайте выручать. (Старый волк заходит в избу.)
Рассказчик : - В избу Волк вошел и прямо угодил он на Барана. Наш баран забился в угол, да как заорет с испугу голосом истошным:
Баран: - Бэ-э-э! – Вот сейчас задам тебе!
Рассказчик : - Петушок увидел Волка – не раздумывая долго, во весь голос закричал:
Петух: - Ку-ка-ре-ку! Прочь, нахал!
Рассказчик : - Кот мяукнул:
Котофеич: - Мяу, мя-у-у! Я добавлю, если мало!
Бык: - Я тебя рогами в бок, у-у-убирайся, Серый волк!
Рассказчик : - Услыхала шум Свинья.
Хавронья (выглядывает из подпола) : - К вам спешу на помощь я! Кто чужой в зимовье есть? Хрю, хрю, хрю! Кого тут съесть?
Рассказчик : - Тут Волчище задрожал, хвост поджал и убежал.
Старый волк (вернувшись в стаю) : - Братцы-волки, уходите! Живо ноги уносите!
Рассказчик : - Наутек пустились волки сквозь кустарники и елки. Долго ль, коротко ль бежали…
2-й Волк: - Притомились мы, устали.
3-й Волк: - Дай немного отдышаться. (Волки останавливаются, садятся полукругом.)
Старый волк : - Что я там увидел, братцы! Страх какой! Я даже взмок, лишь ступил я на порог: напугал меня косматый, забодал меня рогатый, вдруг тут сверху кто-то – хлоп! Еле уберег я лоб! Снизу пригрозили съесть… Позабыл я волчью спечь… Чудищ тех страшнее нету! Я, ей-ей, не взвидел свету, чтобы не было нам худа, поскорей бежим отсюда!
Рассказчик : - И умчались – хвост трубой, снег вздымая за собой. С той поры спокойны звери : не стучатся волки в двери.
Бык, Баран, Свинья, Кот и Петух выходят на сцену и хором вместе с Рассказчиком произносят : - Вам, ребята, помнить нужно: От беды спасает дружба!
Воспитатель: - Вот закончилась наша сказка. Снимайте шапочки-маски, превращайтесь обратно в самих себя. Понравилась вам сказка про зверей? Какими были в ней звери? (Добрыми, дружными, трудолюбивыми)