Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «Тайны русской избы»

Инна Егорова
Конспект занятия в подготовительной группе «Тайны русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (в области «Музыка») в подготовительной к школе группе на тему «Тайны русской избы»

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Тайны русской избы“» размещена в разделах

Цель: Познакомить детей с предметами быта в Русской избе, через музыкальные образы.

Задачи:

Образовательные:

- Приобщать детей к фольклорному наследию русского народа.

- Знакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси.

- Способствовать формированию интереса к стилизованным русским народным песням и мелодиям.

- дать представление о функции русской печи (приготовление пищи, обогрев избы, заготовка грибов и ягод, на печи спали, лечились, сушили одежду и обувь)

- побуждать детей определять назначение печной кухонной утвари

- ознакомить детей с профессией «печник»

- вспомнить русские народные сказки

- обогащать словарь детей (печник, ухват, кочерга, заслонка, чугунок, топка и др.)

Развивающие:

- Развивать умение эстетически воспринимать произведения народного творчества.

- Развивать умение детей подпевать, точно интонируя, эмоционально выражая свое отношение к содержанию песни.

- Совершенствовать умение детей различать характер музыки, закреплять навык бодрого дробного шага, хороводного шага, изменяя движения в соответствии с музыкальными фразами.

- Совершенствовать умение играть в ансамбле, соблюдая общую динамику и темп.

- Развивать способность к элементарной импровизации, слуховую и звуковую фантазии.

- Развивать мелкую моторику, творческое воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

- Способствовать формированию у детей нравственно-патриотических качеств.

- Сохранять русские традиции, приобщая детей к истокам русской народной культуры.

- Развивать коммуникативные навыки в совместных действиях.

- Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной деятельности.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

- Вызывать интерес к совместному выполнению заданий.

Методы и приемы

Словесный: рассказ педагога, вопросы к детям, создание проблемной ситуации, загадывание загадок.

Наглядный: демонстрация иллюстраций, презентации (ИКТ, рассматривание предметов русского быта, наглядно-выразительный показ приемов выполнения танцевальных и игровых движений.

Игровой: комплекс музыкально-двигательных упражнений.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, сундук, обруч, декорированный в русском народном стиле, декорация русской печки, ухват, чугунок, кочерга, хлебная лопата, заслонка, соленое тесто, противень, баранки, дрова (по 2 на каждого ребенка, игрушка Домовенок Кузя, подушечки в народном стиле (каждому ребенку, поварские колпаки, влажные салфетки, стол, стульчики, лавки у печки, разрезные картинки с изображением сказок «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Колобок».

Музыкальный материал:

- Музыкально-ритмическое упражнение «Колесо времени»

- Песня «За дровами мы пойдём» с элементами ритмической игры на деревянных палочках (муз. Н. Марютиной, сл. И. Егоровой)

- Песня с элементами самомассажа «Греемся у печки» (русская народная мелодия, сл. И. Егоровой)

- Хороводная игра с предметом «Метла» (муз. и сл. Н. Марютиной)

- Сенсорная игра-песня с тестом «Калачи» (муз. Н. Марютиной, сл. Н. Марютиной и И. Егоровой)

- Слушание музыкальных фрагментов из сказок: «Гуси-Лебеди», «По щучьему веленью», «Колобок», «Волк и 7 козлят»

- «Русская народная мелодия»

- Музыка «Эффект превращение»

- «У камелька» П. И. Чайковского.

1 ЭТАП: Психологический настрой

Звучит русская народная музыка. Дети заходят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме.

Приветствие

Здравствуйте ребята! (Дети здороваются)

Сегодня я пришла к вам в гости в необычном наряде – в русском народном сарафане. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Сегодня мы будем прославлять нашу Родину и традиции нашего народа.

В какой стране мы живем? (В России)

Как зовется наш народ? (россияне)

Вы любите свою Родину? (да)

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Рассказать я вам хочу.

Чтобы все вы знать могли

О делах родной земли.

2 ЭТАП: Мотивационно-ориентировочный

Испокон веков русский народ был дружным и гостеприимным. Люди помогали друг другу в посеве и уборке урожая, строительстве нового дома. А вы знаете, как назывался деревенский дом в старину? (Ответы детей) Правильно, изба. Долгими зимними вечерами в избах было тепло и уютно. Ребята, чем вы занимаетесь дома зимним вечером? (Ответы детей)

Много лет назад, когда ваши прабабушки и прадедушки были маленькими, в избах не было ни электричества, ни газа и времяпровождение у них было совсем не похожими на наше.

Хотите побывать в русской избе, узнать, как жили наши прабабушки и прадедушки на Руси и чем они занимались? (Ответы детей)

Тогда нам необходимо перенестись в прошлое. А поможет нам в этом колесо времени.

Музыкально-ритмическое упражнение «Колесо времени»

Дети с музыкальным руководителем берут украшенный в народном стиле обруч, выполняющий роль «Колеса времени».

Ребята, повторяйте за мной волшебные слова:

«Ты катись колесо… (дети – «ты катись колесо»)

По дорожке на мосток… (дети – по дорожке на мосток»)

Только сильно не спеши… (дети – только сильно не спеши»)

Путь-дорожку укажи… (дети – путь-дорожку укажи»).

Под русскую народную музыку «Частушки» дети выполняют движения, повторяя за педагогом:

1 часть – держат обруч двумя руками, выставляют поочередно пяточку.

2 часть - быстрый топающий шаг.

3 и 4 часть – повторить 1и 2 часть соответственно.

5 часть – поднимают обруч, один из детей проходит под ним, берет за противоположный край (первый показывает музыкальный руководитель)

Двигаясь по часовой стрелке, приближаются к ширме, по очереди заходят за нее (за ширмой помощник надевает на детей элемент русской народной одежды – мальчикам кепку, девочкам кокошник).

Выходят из-за ширмы.

3 ЭТАП: Расширение имеющихся представлений

Ребята, посмотрите друг на друга, оглянитесь вокруг, кажется, у нас получилось перенестись в прошлое.

Музыка «Эффект превращение»

Оказались мы с вами в настоящей русской избе.

Как вы думаете, какой предмет русского быта был главным в доме? (Ответы детей)

Войдя в избу, сразу обратишь внимание на русскую печь : она занимала почти пол-избы.

«Наша барыня-сударыня толста и бела.

Щей да каши наварила, пирогов нам испекла.»

Дети подходят к печи.

Кто из вас видел настоящую русскую печь? (Ответы детей)

Ребята, присаживайтесь, пожалуйста, на лавочку возле печки, садитесь поудобнее. Музыкальный руководитель садится напротив детей.

Звучит музыка «У камелька» П. И. Чайковского.

Раньше, русская печь была в каждом доме. Она стояла посреди избы. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Потому что печь на самом деле и грела, и кормила, и лечила, на ней даже спали. Огонь от русской печи служил источником света, около него в долгие зимние вечера собиралась вся семья, мамы пряли нитки, вязали и шили, папы плели корзины или рыбные сети, дети играли.

С печью была связана вся жизнь русского человека. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами. В русских народных сказках печь разговаривала, передвигалась по улице и даже могла прятать внутри себя героев сказок.

Сейчас вы услышите звуковые фрагменты из русских народных сказок, где печь наделялась волшебными свойствами.

Послушайте и назовите, какая это сказка, и какая роль в этой сказке отводилась печи.

Слушание музыкальных фрагментов из сказок

- Гуси-Лебеди,

- По щучьему веленью,

- Колобок,

- Волк и 7 козлят.

Молодцы ребята, все сказки назвали правильно! А теперь попробуйте собрать из разрезных частей картинки к этим сказкам.

Дети встают и подходят к столу с разрезными картинками. Делятся на 4 команды, под музыку собирают картинки. Педагог хвалит детей.

Ребята, как вы думаете, из чего делали настоящую русскую печь? (Ответы детей)

Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Как вы думаете, как называлась профессия человека, умеющего складывать печь? (Ответы детей)

Печник – этот человек пользовался почётом и уважением.

Сложить хорошую печь не просто. Важно было сделать так, чтобы она долго держала тепло, а дров требовала, как можно меньше. Слава о хорошем печнике шла по всей округе! Как вы думаете, если печь сложить неправильно, что будет? (Ответы детей) Правильно, печь будет дымить и плохо держать тепло.

Засиделись мы с вами, пора и нам растопить печь! Пойдем за дровами.

Музыка. Дети идут за педагогом.

Песня «За дровами мы пойдём» с элементами ритмической игры

(муз. Н. Марютиной, сл. И. Егоровой)

Поёт музыкальный руководитель.

Вступление Дети выполняют «пружинку»

Чтобы печку растопить,

Надо дров нам наносить

Дружно в дровеник пойдём

И дровишек наберём.

(Ребята, берите по два поленца) Шагают за педагогом в сторону импровизированного «дровеника».

Берут по 2 деревянные палочки («дрова»)

Проигрыш Стучат палочка о палочку, повторяя ритм за педагогом.

По тропинке мы идём

И дрова в избу несём

Будет тёплым скоро дом.

Станет нам уютно в нём.

(Ну-ка, ребятки, повторяйте ритм за мной) Идут в сторону печки.

Проигрыш Стучат палочка о палочку, повторяя ритм за педагогом.

А теперь дрова возьмём,

И их к печке поднесём.

Ну-ка, весело стучите

Да за мною повторите.

(Смотрите и слушайте внимательно) Садятся полукругом перед печкой.

Проигрыш Стучат поочередно палочками по полу, повторяя ритм за педагогом.

В печку сложим мы дрова,

Помогайте мне, друзья!

Скоро будет теплота

Вот какая красота!

(Педагог «поджигает» огонь-фонарики в печи) Складывают «дрова» в печку.

Проигрыш Хлопают в ладоши

Чтоб горел огонь сильней,

Надо дуть нам поскорей

Будет печка пыхтеть

Всех теплом своим греть!

(Педагог включает дополнительные фонарики – печка разгорелась сильнее) Дыхательная гимнастика: дети дуют в печку на «дрова».

Вдох носом, выдох ртом (короткие и длинные выдохи).

Проигрыш Хлопают в ладоши

Русская печка, матушка-печка,

Нет в избе нашей теплее местечка!

В старину люди по дровам, горевшим в печи могли предсказывать погоду.

Существовали народные приметы:

- если дрова в печи горели с треском - будет мороз;

- если дрова при горении гудели, завывали - жди метели;

- если дрова горели плохо, гасли – скоро наступит оттепель.

Наша печка растопилась, можно и погреться!

Самомассаж «Греемся у печки»

(русская народная мелодия, сл. И. Егоровой)

Музыкальный руководитель поёт и выполняет движения по тексту. Дети повторяют за педагогом.

Чтобы ручки нам согреть,

Ладошки нужно растереть.

Пальчики мы тоже греем

Ими пляшем веселее.

Щечки трём мы от души,

Ах как щечки хороши!

Носик мы погреем,

Будет веселее!

Ушки наши согреваем,

Дружно их мы растираем.

Согрелись? – дети могут предложить «погреть» ножки, животик и т. д., педагог повторят за предложенными детьми движения.

В конце музыки, дети хлопают в ладоши.

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы и ягоды. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.

Шуршание. Привлечь внимание детей.

Ребята, вы слышали? Кто шуршит? Откуда слышится шорох? (обратить внимание на домовёнка Кузю, лежащего под половичком на печной лежанке).

Звучит аудио запись «голос домовёнка Кузи»

- А-а-а-пчхи! А-а-а-пчхи! (половичок при чихании двигается)

Педагог приподнимает половичок, берёт Кузю на руки.

Да это же домовёнок Кузя! Здравствуй, Кузенька. (Дети здороваются с Кузей)

Звучит аудио запись «голос домовёнка Кузи»

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие. Ох и жарко же вы печь натопили. Я все бока себе распарил, разжарил! А-а-а-пчхи!

Что ж ты, Кузенька, расчихался? Пыльно у тебя на печи? (стряхнуть половичок с пылью-мукой) Мы метелочку возьмем, да в избушке приберём. Вставайте, дети в хоровод.

Хороводная игра с предметом «Метла»

(муз. и сл. Н. Марютиной)

Ход игры: дети встают в круг и передают метёлку друг другу, у кого она останется, тот идет с ней плясать в центр, а остальные ребята повторяют за ним движения.

Текст:

Да, да, да, да, у меня в руках метла

Да, да, да, да, будет в доме чистота,

Да, да, да, да, как устану подметать

Да, да, да, да, буду весело плясать

Звучит аудио запись «голос домовёнка Кузи»

Спасибо, ребята, что навели у меня чистоту! У меня для вас есть сюрприз – волшебный сундучок. Хотите посмотреть, что в нём? (Ответы детей) Тогда берите с печки мои волшебные подушечки и рассаживайтесь по удобней.

Дети берут с печки (с лежанки) подушечки, садятся на них перед мультимедийным экраном. Музыкальный руководитель открывает сундук, берёт из него «волшебную палочку», дотрагивается до экрана. На экране появляются картинки. Далее, «волшебная палочка» используется как указка.

Слайды на мультимедийном экране

(использование ИКТ технологий)

СЛАЙД 1 «Печная утварь»

Печная утварь – это предметы, использовавшиеся в топлении печи и приготовлении пищи в русской печи.

СЛАЙД 2 «Чугунок»

Чугунок (попросить детей повторить) – это сосуд для приготовления пищи в печи. По форме чугунок округлый, узкий внизу, расширяющийся в середине и снова сужающийся сверху. По весу он тяжелый (дать детям потрогать, так как сделан из особого вида металла – чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Чугунок ставили в самое жаркое место в печи. В нём готовили каши, картошку и щи. Еда получалась вкусной и полезной.

Ребята, обратите внимание, у чугунка нет ручек, как у привычной нам кастрюли. Как же его ставили в печь? (Ответы детей)

СЛАЙД 3 «Ухват»

Для этого использовали специальный предмет – ухват (попросить детей повторить). На какое слово похоже название предмета «ухват»? (Ответы детей) Правильно – хватать. Ухват как бы «хватал» чугунок за бока. Ухват – это разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.

СЛАЙД 4 «Кочерга»

Кочерга (попросить детей повторить) – это толстый металлический прут, загнутый на конце. По форме кочерга похожа на коня. Кочергу делают из огнестойкого металла. Им двигали горящие дрова в печной топке и перемешивали горячие угли.

СЛАЙД 5 «Печная заслонка»

Печная заслонка (попросить детей повторить). Слово «заслонка» от слова «заслонять». Это металлический лист с ручкой, повторяющий очертаниями форму печной топки русской печи (в основном, полукруг). Заслонкой заслоняли открытый огонь в русской печи, чтобы сохранить подольше жар.

СЛАЙД 6 «Хлебная лопата»

Хлебная лопата (попросить детей повторить) – она вырезалась из цельного куска дерева, липы или осины. С одной стороны была длинная ручка, а с другой - плоская поверхность. Помните сказку «Гуси-лебеди»? Как Баба Яга использовала хлебную лопату? (Ответы детей) Правильно, сажала на неё братца Иванушку. Ребята, как вы думаете, для чего использовалась хлебная лопата? (Ответы детей) На ней «сажали» в печь и доставали из печи хлебные буханки, пироги, калачи.

Спасибо, Кузенька, за твой волшебный сундучок. Нам было очень интересно!

Звучит аудио запись «голос домовёнка Кузи»

Пожалуйста! Я полезу на печь, погреюсь.

Иди, Кузенька, иди. Вот возьми подушечки, чтобы тебе помягче было.

Дети несут на лежанку подушечки, на которых они сидели. Музыкальный руководитель несет Кузю на печку.

Ребята, а вы когда-нибудь пекли что-то в настоящей русской печи? (Ответы детей) Хотите попробовать? Ведь наша печка не простая, а волшебная, вдруг получится? (Ответы детей) Тогда идите за мной.

Дети с педагогом подходят к столу, садятся, надевают поварские колпаки.

Сенсорная игра-песня с тестом «Калачи»

(муз. Н. Марютиной, сл. Н. Марютиной и И. Егоровой)

Калачи испечь решили,

Тесто утром замесили.

Ай да, ай да, ай да вкусная еда!

Ай да, ай да, ай да вкусная еда! Мнут тесто руками.

Поочередно стучат кулачками по тесту.

Поочередно стучат ладошками по тесту.

Проигрыш Водят ладошками по столу круговыми движениями около теста.

Чтобы тесто вкусным стало

Молока я наливала.

Ай да, ай да, ай да вкусная еда!

Ай да, ай да, ай да вкусная еда! Наливающие движения руками

Поочередно стучат кулачками по тесту.

Поочередно стучат ладошками по тесту.

Проигрыш Водят ладошками по столу круговыми движениями около теста.

Принесла муки с амбара

Горсть за горстью насыпала

Ай да, ай да, ай да вкусная еда!

Ай да, ай да, ай да вкусная еда! Соединить ладошки перед собой.

Разъединить ладони.

Поочередно стучат кулачками по тесту.

Поочередно стучат ладошками по тесту.

Проигрыш Водят ладошками по столу круговыми движениями около теста.

Два яичка разбивала

Друг за другом добавляла

Ай да, ай да, ай да вкусная еда!

Ай да, ай да, ай да вкусная еда! Поочередно ударяют кулачком о ладонь.

Поочередно стучат кулачками по тесту.

Поочередно стучат ладошками по тесту.

Проигрыш Водят ладошками по столу круговыми движениями около теста.

А потом посахарила

И немного посолила

Ай да, ай да, ай да вкусная еда!

Ай да, ай да, ай да вкусная еда! Трут подушечки пальцев рук друг о друга.

Поочередно стучат кулачками по тесту.

Поочередно стучат ладошками по тесту.

Проигрыш Водят ладошками по столу круговыми движениями около теста.

Калачи мы налепили

И на противень уложили

Ай да, ай да, ай да вкусная еда!

Ай да, ай да, ай да вкусная еда! Лепят из теста калач.

Проигрыш Хлопают в ладоши.

Славные калачи у нас получились, красивые! Кладите их на противень.

Педагог несёт противень с «калачами» на хлебной лопате в печку.

Закрывает заслонку.

4 ЭТАП: Закрепление приобретенных знаний.

Пока наши калачи выпекаются, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили, и какие новые предметы вы узнали. Для этого отгадайте мои загадки.

После каждой отгаданной загадки, музыкальный руководитель уточняет у детей, что им больше всего запомнилось, связанное с этим предметом быта и т. д., что нового они узнали. Отгадавшему загадку, музыкальный руководитель дает карточку с изображением отгаданного предмета.

Загадки

1. Стоит жилище,

деревянные бочища

Внутри печь, да дрова

Это русская (Изба)

2. Из кирпича, да не дом.

Греет, да не шуба.

День и ночь дрова глотает,

Пирогами угощает. (Печь)

3. Кто же печку мастерит?

Как эта профессия звучит? (Печник)

4. Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас ребята знает? (Чугунок)

5. Железный чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

6. Длинная рука чугунок хватает за бока. (Ухват)

7. Заслонит в печи огонь,

Ты рукой её не тронь (Печная заслонка)

8. Деревянною рукой, хлеб сажают на огонь (Хлебная лопата)

Молодцы ребята, все загадки отгадали правильно!

Чувствуете запах? Кажется, наши калачи испеклись!

Музыкальный руководитель достает настоящие калачи из печки (на противне).

Ребята, наша встреча подошла к концу, вам пора возвращаться в группу, давайте скажем волшебные слова, чтобы нам из прошлого перенестись в будущее, в детский сад.

«Повернулись, покружились,

В детском саду очутились»

Под музыку дети заходят за ширму, девочки снимают кокошники, мальчики кепки.

Вот мы и вернулись в детский сад! Ребята, у меня есть матрешки, грустные и весёлые. Если вам было не интересно и трудно, выберите грустную матрешку, а если вам понравилось наше занятие, и вам было интересно, я прошу вас выбрать веселую матрешку. Прикрепите выбранную вами матрешку на мольберт.

Дети выбирают матрешку и прикрепляют её на магнитный мольберт, объясняя свой выбор и что им больше всего понравилось.

Спасибо вам большое, с вами было очень приятно познакомится и провести это утро. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе «Богатыри земли русской»Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе «Богатыри земли русской» «Богатыри –земли Русской» Цель: Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе. Задачи: 1. Закреплять умение делить слова на слоги;.

Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал»Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал» Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом – Южный Урал» Игра является ведущей деятельностью детей.

Фотоотчет о мини-музее «Оформление русской избы»Фотоотчет о мини-музее «Оформление русской избы» Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно.

Коллективная работа учеников младших классов по аппликации из бумажных трубочек «Деревенька» ко Дню русской избыКоллективная работа учеников младших классов по аппликации из бумажных трубочек «Деревенька» ко Дню русской избы Фотоотчет коллективной работы учеников младших классов «Деревенька» по изобразительному искусству ко дню русской избы. Цель: познакомить.

Конспект НОД «Быт русской избы»Конспект НОД «Быт русской избы» Конспект НОД "Быт русской избы" Цель: формирование у дошкольников представления о русской избе, как традиционном жилище русского народа.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Тайны русской избы»
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 08:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Тайны русской избы»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Егорова (УИ 1344914) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД