Надежда Гук
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста «Экскурсия в хантыйское селение»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые цели:
Закреплять умение действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы - заместители. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
Воспитательно - образовательные и развивающие цели:
Развивать воображение, память, речь. Закрепить представление о родном городе. Формировать интерес к окружающему, совместным играм. Воспитывать уважение к людям разных профессий, положительные взаимоотношения между детьми.
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста „Экскурсия в хантыйское селение“» размещена в разделах
- Игры народов севера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Игровой материал: Письмо - приглашение, игрушечная посуда, игрушечные удочки, рыбки и голубая ткань для рыбаков, предметы - заместители, руль и фуражка для шофера, крупный строительный материал, светофор, сумочки, мини - музей «Наш край», игрушечный фотоаппарат.
Подготовка к игре: Целевая прогулка по улице 60 лет Октября, наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на темы: «Наш город Нижневартовск», «Коренные жители нашего края», «Музей», заучивание стихотворений о родном городе, занятие «Город Нижневартовск», «Город - село», на занятиях по конструированию постройка мебели, оформление выставки «Я и мой город» с фотографиями детей.
Игровые роли: Экскурсовод, шофер, пассажиры, работник музея, хантыйская семья (папа, мама, дочь, сын).
Ход игры:
В: Ребята, сегодня рано утром в детский сад пришел почтальон Печкин и передал мне вот этот конверт. Интересно, что там? (открывает и читает): «Дорогие ребята! Мы вас приглашаем в гости в хантыйское селение. Приезжайте, будем рады вас видеть. Семья Гавриловых».
В: Ребята, поедем?
Д: Да.
В: Чтобы поехать нам нужен автобус и, конечно же, шофер.
Распределение ролей. Если в роль просятся несколько детей, воспитатель выбирает считалкой: «Шла собака через мост, четыре лапы, пятый хвост». Роли: шофер, работник музея, хантыйская семья (папа, мама, дочери, сыновья, экскурсовод, пассажиры.
В: Ребята, можно я буду экскурсоводом?
Д: Можно.
В: А остальные дети - пассажиры.
Хантыйская семья уходит готовить игровую среду в групповой комнате. Они готовятся к приходу гостей. «Мама» своих «дочерей» просит помочь: убираться дома. А «мужа с сыновьями» отправляет на рыбалку. Они уходят. Хант «папа» стелет на пол голубую ткань, а на ней ложит рыбы, сделанные из картона - это озеро с рыбами. Они начинают ловить рыбу. А дома идет подготовка к приему гостей. Готовят морс из клюквы.
Приходят с рыбачки «папа с сыновьями». Вся семья начинает чистить рыбу. «Мама» отправляет «сыновей» за водой. А «муж:» разводит костер. Очищенную рыбу ставят варить на огонь.
В это же время, в спачьной комнате, дети делают из стульев автобус, некоторые
берут с собой сумочку и садятся.
Шофер одевает фуражку, берет руль и говорит:
«Качу, лечу во весь опор,
Я сам шофер, и сам мотор,
Нажимаю на педаль,
И машина мчится вдаль.
Осторожно, двери закрываются».
Делает предупреждение: Ребята, когда едем, нельзя вставать, ходить. Ведите себя хорошо.
(Включает магнитофон: песню «Самотлорский вачьс», муз. и стихи А. Журавского).
В: Дети, пока едем, давайте поговорим. Отгадайте загадку:
«Что за город на Оби?
Вырос он среди тайги.
Там в лесу, среди болот,
Город строится, растет».
Д: Это город Нижневартовск.
В: Эх! Какой красивый наш город! А улицы какие красивые! Какие улицы вы знаете?
Д: Улица Чапаева, Мира, Ленина и т. д.
В: А стихи о Нижневартовске вы знаете?
Д: Да.
(Дети рассказывают стихотворения о Нижневартовске).
В: Эх! Что я вижу. Ребята, посмотрите на этого мальчика.
Д: Мальчик съел конфету, а фантик выбросил на улицу.
Рассуждения детей'. «Так нельзя!»
«Фантики от конфет, бумагу от мороженого нужно положить в мусорный бак».
«Чтоб наш город был чистый и красивый».
«Тогда у жителей нашего города будет хорошее настроение, и они друг другу будут улыбаться».
В: Ребята, сейчас мы заедем в наш краеведческий музей. Прежде чем поехать в хантыйское селение, ознакомимся с жизнью народов ханты и манси.
Шофер «останавливает автобус» и говорит: «Осторожно, двери открываются».
Дети - «пассажиры» выходят.
В: Дети, музей находится на той стороны улицы. Так. где будем переходить улицу?
Д: На пешеходном переходе.
В: А вот светофор. Горит красный свет.
Д: Нельзя переходить улицу.
В: Желтый свет.
Д: Этот свет говорит: «Внимание! Приготовиться».
В: Горит зеленый свет.
Д: Можно переходить улицу.
Переходят улицу. Впереди идущего ребенка в руке красный флажок.
Заходят в музей, здороваются. Работник музея (ребенок в роли) встречает детей, здоровается и показывает детям предупреждающие знаки во время нахождения в музее: это «шуметь нельзя» и «трогать руками экспонаты нельзя». Работник музея рассказывает о жизни коренных жителей нашего края (жилище - чум, одежда, украшения, кукла «акань», орнаменты).
Дети благодарят за рассказ и уходят. Они переходят улицу на зеленый свет и возвращаются в автобус.
Шофер: Осторожно, двери закрываются.
(Включает магнитофон - песню «Белый город» муз. и стихи А. Журавского).
В: Дети, мы выезжаем из города Нижневартовска. Что за памятник стоит здесь?
Д: Алеша, поставлен нефтяникам.
В: Наши жители любя, ласково называют этот памятник «Алеша», а называется он «Покорителям Самотлора».
Д: Памятник находится у въезда в наш город. То есть, кто приезжает в наш город - «встречает», кто уезжает «провожает».
В: Что мы видим сейчас?
Д: Лес.
В: (задает вопросы): Какие деревья растут в нашем лесу? Какие звери, птицы живут? (дети отвечают).
Д: А вот прискакал зайчик. Он белый - шубу поменял. Значит, готов к зиме.
Д: Посмотрите, белочка прыгает с дерева на дерева! Какой пушистый хвостик у нее!
В: (спрашиваету шофера): Далеко еще до хантыйского селения?
Шофер: Нет, вот уже приехали. Осторожно двери открываются.
Дети выходят из автобуса и идут к жилище хантыйской семьи.
Пока дети были в дороге, хантыйская семья (дети в ролях) ждут приезда гостей.
Включается магнитофон: хантыйская музыка.
Дети заходят в дом, здороваются. Хантыйская хозяйка здоровается, спрашивает, как приехали, не устали ли они в дороге и приглашает гостей за стол.
Все садятся за низкий «стол» (сделанный детьми, из крупного строительного материала). Хозяйка раздает «тарелки сухой», «рыбу соленую», «хлеб», наливает в чашки «морс из клюквы». Гости кушают и интересуются:
- Кто ловил рыбу?
- Какие рыбы здесь ловятся?
- А напиток из какой ягоды?
- Где клюкву собирали? и т. д.
Гости говорят, что все было очень вкусно и благодарят за угощение. Потом они все вместе фотографируются.
В: Пора нам возвращаться в город. Дорога длинная. Давайте, ребята, поторопитесь. Экскурсовод благодарит хантыйскую семью за теплый прием и самих приглашает в гости в город, в детский сад. Спрашивает у детей адрес детского сада.
Д: Улица 60 лет Октября 78.
После ухода гостей, дети в ролях хантыйской семьи, начинают убирать игровую среду.
Садятся в автобус.
Шофер: Осторожно, двери закрываются.
Включает магнитофон: песня «Мой город» муз. Б. Фокина, стихи Г Котовича.
В: Устали, целый день прошел. Давайте, послушаем песню о нашем городе. А вот впереди видно наш город. Кто там встречает нас?
Д: «Алеша» - памятник «Покорителям Самотлора».
В: Наконец - то приехали в наш город. А вот и наш детский сад.
Шофер: Приехали. Осторожно, двери открываются. До свидания!
Пассажиры выходят, собираются у экскурсовода.
В: Ребята, вам понравилась наша экскурсия в хантыйское селение?
Д: Да.
В: Что именно понравилось?
Д: - песни о городе;
- ездить в автобусе;
- хантыйская музыка;
- быть в гостях и т. д.
В: Да, ребята, у нас получилась интересная игра! Вы хорошо справились со своими ролями.