Татьяна Федорова
Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей по речевому развитию
ТЕМА: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «ПОСАДКА ДЕРЕВА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ)
Выполнила: Федорова Татьяна Александровна воспитатель МБОУ
«Подгороднепокровская СОШ»
Оренбургского р-на
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема образовательной
деятельности Составление рассказа по сюжетным картинам «Посадка дерева»
2. Доминирующая
Публикация «Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей по речевому развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
образовательная область Речевое развитие – развивать умение составлять последовательный рассказ, используя развернутые описания персонажей.
2. Виды деятельности детей
Игровая (игра – приветствие «Собрались все дети в круг»
Коммуникативная (культура поведения, желание играть дружно.)
Двигательная (физминутка)
Познавательно - исследовательская (знания о значении деревьев в жизни человека; желание самим посадить).
3 Методы и приемы реализации содержания занятия
3.1 Общепедагогические методы и приемы
Методы формирования сознания:
беседа «Зачем нам нужны деревья?» (ответы на вопросы)
методы организации деятельности, общения, опыта поведения:
закреплять понятие о предложении
Методы стимулирования и мотивация деятельности : проблемная ситуация (помочь Гномику с посадкой деревьев после пожара)
Наглядность: картинки, дидактическая игра «Правила поведения в лесу».
3.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности Чтение стихотворения «Двенадцать правил» Н. Рыжовой
Составление рассказа по картинам
3. Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие - закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста; формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека; желание самим посадить дерево, ухаживать за ним; воспитывать любовь к природе.
Социально - коммуникативное развитие - воспитывать культуру поведения, желание играть дружно.
Физическое развитие - способствовать смене мышечного и эмоционального напряжения с помощью физминутки.
Художественно-эстетическое развитие - умение передавать сюжет, заложенный в серии картин.
4. Возрастная группа Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
5. Цель Закреплять понятие о предложении. Развивать умение составлять последовательный рассказ, используя развернутые описания персонажей. Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям.
6. Задачи
Самостоятельно придумывать, связно и последовательно излагать события по серии сюжетных картин; уметь передавать сюжет, заложенный в серии картин. Планируемые результаты
Дети самостоятельно придумывают, связно и последовательно излагают события по серии сюжетных картин; умеют передавать сюжет, заложенный в серии картин.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Ребенок не может делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты
Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Серия сюжетных картин и план-схема составления последовательного рассказа, Гномик.
Литературный ряд: стихотворение, физминутка «Дерево» под музыку леса.
Изобразительный ряд : картинки с изображением деревьев, картины «Посадка деревьев»
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Рассматривание лиственных деревьев на территории детского сада, рассматривание иллюстраций, энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему К ребятам в группу пришел гном. У него в лесу случилось, несчастье.
- А какое, вы хотите узнать?
- Что ты нам гномик хотел рассказать.
Гном: Погибли деревья в лесу от пожара, что мне теперь делать я не знаю, и жить мне негде.
- Как вы думаете, мы можем ему помочь?
1.2 Мотивация деятельности детей - Что нужно для этого сделать? (Посадить деревья)
- Скажите, когда сажают деревья?
- А что нужно для роста дерева? (вода, солнце, земля)
- А зачем нам нужны деревья?
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) - Перед тем как посадить дерево, надо выяснить, будет ли оно, расти в наших условиях. Вырастет ли у нас пальма, апельсиновое дерево?
- (Нет. Эти деревья растут в жарких странах, при тёплом климате).
- Правильно, значит, нам надо посадить деревья, которые не бояться морозов и сильных холодных ветров. Назовите, какие это деревья?
(Берёзы, дубы, рябина, сосны, ели, яблони, тополя, клёны).
- Какое строение у дерева?
- А теперь ребята давайте расскажем гномику правила поведения в лесу
- Чтобы наш гномик лучше запомнил, правила поведения в лесу давайте с ним поиграем и покажем знаки как себя вести в лесу, что можно делать, а что нельзя. Нужно взять знак и прикрепить его к нужной картинке «Можно» и «Нельзя
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Составление рассказа по картине. (Посадка деревьев).
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Настольные игры: лото, домино; аппликации с изображением деревьев, рисование детьми схемы посадки дерева.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Кто приходил в гости, о чем просил, как мы помогли Гномику.
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1 Выставка рисунков по теме «Деревья, растущие в нашем лесу»
В группе в уголке природы оформляется выставка, на которой выставлены работы детей.
(аппликация, рисунок)
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам
Рассматривает альбом с изображением деревьев, играет в «Ботаническое лото»
2.2 Ребенок по приглашению педагога Рисует деревья, рассказывают о деревьях, которые растут у него в саду и на приусадебном участке.