Наталья Штефо
Конспект специально-организованной деятельности по патриотическому воспитанию и краеведению «Жизнь и быт казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект специально-организованной деятельности по патриотическому воспитанию. Краеведение.
Тема: «Жизнь и быт казаков» для детей старшей группы. Подготовила воспитатель МАДОУ д/с № 52 г. Гулькевичи Штефо Н. В.
Цель:
Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев.
Программные задачи:
Публикация «Конспект специально-организованной деятельности по патриотическому воспитанию и краеведению „Жизнь и быт казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков. Развивать память, внимание детей, обогащать и активизировать речь детей; воспитывать уважение к старшему поколению, бережное отношение к его природе, гордость за то, что являешься жителем Кубани.
Материалы:
Макет казачьей хаты, подворья. Слайды домашней утвари, соленое тесто, салфетки, клеенки, шапки-кубанки, макет кубанского подворья и хаты.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани», альбома с открытками, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков.
Совместная деятельность:
Звучит кубанская народная песня. Под музыку дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макет хаты, подворья.
Ход специально-организованной деятельности:
Воспитатель:
Ребята, вы слышите песню?
Дети: Да
Воспитатель: А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: А кто еще поет казачьи песни?
Дети: Народ.
Воспитатель: Правильно, дети. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Кубани.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто там? Заходите!
Входит казак.
Казак: Здорово живете?
Воспитатель: Слава Богу!
Казак: Услышал знакомую музыку и решил заглянуть к вам на огонек.
Воспитатель: Да, это казачья песня, называется «На Кубани мы живем». Мы с ребятами сегодня будем говорить о жизни и быте кубанских казаков.
Давайте вспомним, что означает слово «казак».
Дети: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей.
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня поговорим о наших далеких предках. Вы знаете, кого можно назвать своими предками?
Дети: Родственников
Воспитатель:главой семьи в казачьей семье был - казак. (показ слайда казака).Он работал в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охранял границу от врагов. Посмотрите, какой он носил красивую одежду. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевал рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и саблю подвешивал к поясу.
Его жена, казачка (показ слайда казачки) занималась дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу. А еще в казачьей семье всегда было много детей. И забота о них тоже ложилась на плечи казачки.
Воспитатель: Жили казаки в хатах. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ слайда). Так и стали казаки жить на Кубани.
Мебели в хате было не много: большой стол, скамейки, сундук и лавки.
Воспитатель: Давайте рассмотрим бытовые предметы, которые были тогда. Для глажки белья женщины использовали специальную ребристую доску, которая называлась рубель. (показ слайда рубеля).А в чем готовили еду вы знаете?
Дети: Да, в глиняной посуде. (показ слайда глиняной посуды)
Воспитатель: А кто изготавливал ее?
Дети: Гончары
Воспитатель: В каждой хате была русская печь. В ней и готовили кушать и спали наверху. (слайд с русской печкой)
Воспитатель: Позже появилась металлическая посуда. Ее делали кузнецы. А еще они ковали прихваты для печи, подковы. (слайд)
Воспитатель: Не обходилась ни одна изба без прялки. Женщины пряли на ней пряжу из овечьей шерсти. (слайд с прялкой)
Воспитатель: А каким рукоделием еще любили заниматься казачки?
Дети: шитьем.
Воспитатель: Правильно. Они шили и расшивали, т. е. украшали вышивкой свою одежду, скатерти, полотенца. А как назывались раньше полотенца?
Дети: рушники. Их вышивали красными и черными нитками. (слайд с рушниками)
Воспитатель: А что сеяли и сажали казаки?
Дети: хлеб. (слайд)
Воспитатель: В каждом подворье держались домашние животные такие, как коровы, овцы, лошади. А так же птица: куры, гуси, утки. (слайд с домашними животными)
Воспитатель: в каждом дворе был колодец с чистой водой. Ребята, все о чем мы с вами сегодня говорили, вы могли увидеть на нашем макете «Кубанский дворик».
Воспитатель:Мы с ребятами сегодня говорили о жизни и быте кубанских казаков. Ребята, что вы сегодня узнали?
Дети: (ответы детей)
Казак:Я рад, что вы так много знаете о жизни кубанского народа, молодцы ребята. И мне хочется с вами поиграть в кубанскую игру «Кубанка».
Физминутка: «Кубанка».
Дети садятся по кругу, шапка на головах через одного ребенка. Пока играет музыка дети передают шапку друг другу. Музыка заканчивается. Побеждает тот, у кого нет шапки на голове.
Казак: спасибо вам ребята, мне пора идти.
Воспитатель: ребята, давайте «испечем» каравай хлеба и з соленого теста.
Лепка «Каравай».
У нас есть каравай, только он не украшен. Предлагаю детям украсить каравай листочками, цветочками. Воспитатель: Мы угощаем вас этим караваем. Дети очень старались. Приходите с к нам в гости еще.