НАТАЛЬЯ САЛЬНИКОВА
Конспект НОД «Быт донских казаков». Занятие с детьми подготовительной к школе группы «Стряпка»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработал: Сальникова Н. А.
воспитатель
Цель: приобщать детей к культуре, быту казачества; ознакомить с назначением, убранством стряпки; формировать представление о труде казачки; стимулировать желание девочек стать опрятными, трудолюбивыми, умелыми хозяйками.
Образовательные: Расширять представления о быте казаков, казачьей кухне; формировать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи между условиями жизни казаков и природой Донского края на основе полученных ранее знаний и практического экспериментирования. Приобщать детей к культуре Донского края;
Публикация «Конспект НОД „Быт донских казаков“, Занятие с детьми подготовительной к школе группы „Стряпка“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: продолжать стимулировать развитие любознательности детей в процессе знакомства с жизнью Донских казаков;
Воспитательные: прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
Коррекционные: развивать и обогащать словарный запас. Пополнять его новыми словами, активизировать в речи детей слова: курень, стряпка, стряпуха и др. ; расширять возможности детей участия в диалоге и формировать их монологическую речь.
Материал: Мини-экспозиция «Комната казачьей горницы (стряпка)»;кухонная утварь.
Казачьи костюмы.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята мы с вами уже познакомились с жилищем казаков, верно?
Дети: Да.
Воспитатель: А как же казаки называли свой дом?
Дети: Курень, хата.
Воспитатель: Верно ребята. А вы знаете в чем его особенности?
Дети: Да. Все комнаты проходные, их крыша покрыта камышом и соломой, всегда присутствует балкончик, есть низы!
Воспитатель: Правильно ребята. И вот сегодня мы с вами побываем в одной из комнат куреня. Я бы сказала в одной из главных комнат – СТРЯПКЕ. Как вы думаете почему эта комната так называется?
Дети: Потому что здесь готовят еду- стряпают.
Воспитатель: Правильно. Сейчас мы с вами такую комнату в нашем доме называем как?
Дети: кухня!
Воспитатель: Действительно, стряпать значит готовить пищу, отсюда и слова: стряпуха, стряпка.
Стряпка_ это одна из главных комнат куреня, это самая теплая комната. Здесь находится «Царица» дома. Вот послушайте загадку:
Летом спит, зимой горит,
Пасть открывает, дрова глотает,
Весь дом согревает.
Как вы думаете, что это?
Дети: это печка!
Воспитатель: Верно! Ведь печка и согреет и накормит. Посмотрите какая она красивая, белая, чистая. Это потому, что казачка всегда держала свое жильё в чистоте и порядке. Вот и печку подбеливала после каждой стряпки. У хозяйки белила и кисть всегда стояли рядом с печкой. А над закрытым заслонкой печным жерлом всегда вмазан кусочек зеркальца: стряпуха смотрелась – не измазалась ли она сажей. Печка всегда выглядела нарядно: ее украшали синим бордюром, глиной, камешками, расписывали изображениями коней, цветов, силуэтами людей. Мать- казачка разрешала детям на белых боках печки рисовать разные узоры.
Вот и мы сейчас с вами будем украшать наши печки.
(дети рассаживаются за столы и на заготовленных макетах печки начинают рисовать)
Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите какие у нас получились чудесные узоры. (дети рассматривают свои рисунки)
А теперь давайте немного отдохнем :
Физминутка
Потрудились – отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Воспитатель: Над печкой казаки вешали связки лука, перца, зелени, вяленой рыбы. Все это выглядело очень красиво и аппетитно. У меня в корзине лежат связки лука и зелени. Давайте повесим их на место. Я думаю наши казачата справятся с этим заданием.
А нашим казачкам вот такое задание : посмотрите вот на столе стоит кухонная утварь, т. е. посуда. Я вам буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать и ставить на полку ту посуду, которую отгадаете.
1. Выпускает жаркий пар
Древний чайник (самовар).
2. Новая посуда, а вся в дырах (сито).
3. Вечером ходил по рынку, видел большую (крынку).
4. Он как круглая кастрюля, он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк, кашу сварит (чугунок).
Молодцы ребята. И запасы сделали, и порядок навели. Красиво украсили нашу стряпку! Но не забывайте, что говорят на Руси: «Не красна изба углами, а красна пирогами!»
Любимыми угощениями казачат были пирожки и пироги. Их ели с каймаком, медом. Запивали молоком или узваром. Вот и нас печка угощает пирогом с медом и молоком.
(дети угощаются)