марина денисова
Совместная непосредственная деятельность педагога с детьми среднего дошкольного возраста «Кладовая природы» (мир камней)
▼ Скачать + Заказать документы
Кладовая природы
Существуют вещи, на фоне которых век и даже тысячелетие –
лишь короткое мгновение вечности. Например, янтарь…
Цель:
1. Упорядочить и закрепить информацию о мире камней, рассмотреть коллекцию минералов, познакомить с некоторыми фактами из истории камней (использование, ценность, красота, значение в жизни человека).
2. Познакомить детей с разнообразием камней в природе, природными и искусственными камнями, с камнем рожденным деревом-янтарем (цвет, свойства, происхождение, использование)
Публикация «Совместная непосредственная деятельность педагога с детьми среднего дошкольного возраста „Кладовая природы“ (мир камней)» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Развивать мышление, моторику рук, умение работать с лупой.
4. Воспитывать бережное отношение к янтарю, учить видеть его красоту.
Предварительная работа:
1. Создание коллекции «Удивительные камни».
2. Работа с познавательной литературой «Полочка умных книг».
3. Рассматривание разнообразных камней, минералов.
Материал:
Образцы некоторых горных пород, минералов; выставка изделий и украшений из минералов (мел, уголь и т. д., янтаря; лупы на каждого ребенка, аудиокассета «Звуки природы».
Ход занятия:
Под звуки природы входит Хозяйка Медной горы со шкатулкой.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Мы с вами не раз встречались, вот и снова пришла я к вам в гости.
Воспитатель: Как вы уже знаете, иностранные послы и купцы, посещавшие Россию в давние времена, поражались неслыханным богатством нашей земли. Недра России действительно хранят огромные богатства, к которым относятся, в том числе удивительные камни. Богатейшей кладовой камня является Урал (показать на карте или глобусе, огромными «каменными» богатствами славится и Сибирь (показать на карте).
Воспитатель: Я предлагаю вам пройтись по группе и найти камни в групповой комнате, ваше групповое хозяйство. Теперь немного поговорим о камнях.
1. А что вы знаете о камнях? Камни, какие они (Одноцветные, многоцветные, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие).
Опыт с пластилином.
Разноцветные шарики нужно сжать немного с поворотом, чтобы показать слои лежащие друг на друге земных недр, которые находятся глубоко под землей и от тяжести одних или других делаются твердыми и разноцветными.
2. Что вы чувствуете, наступив на камень? Приходилось ли вам сидеть или лежать на камнях? Какими они были? (Твердые и мягкие, теплые и холодные).
3. Как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Что он мог бы рассказать, если бы умел говорить? (Что видел, где побывал, чем хотел бы стать)
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поговорить с камешками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Камешки умеют хранить секреты. Скажите камешку тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком : теперь он сохранит все в секрете.
Игра «Найди свой камень»
Воспитатель: Ребята в групповой комнате очень много камней. Вы должны их найти и внимательно изучить свой образец. Затем мы все камешки кладем в общую коробочку, перемешиваем их. Каждый из вас должен будет найти свой камешек.
Стали дружно собирать камни понемножку,
Разноцветные такие складывать в лукошко.
И получился у нас небольшой мини-музей «Удивительные камни».
Воспитатель: Ребята, почему мы говорим о камнях как о богатстве? (Ответы детей)
-Какие минералы и камни вы знаете? (Ответы детей)
(Дети присаживаются на ковер)
Воспитатель: Сейчас мы с вами присядем на ковер, и я познакомлю вас с новым солнечным камнем – янтарем. Как вы думаете, какой это камень, выберите его, пожалуйста, из моей волшебной шкатулки (в ней разнообразные камни).
- Почему камень назван так загадочно? (Ответы детей).
- Полюбуйтесь этим красивым солнечным камнем. Давайте рассмотрим его поближе. Что вы можете сказать о его цвете? (Золотистый, солнечный, желтый). Воспитатель: Чтобы узнать тайну, мы с вами должны пройти большой путь.
-Посмотрите у меня две веточки. От какого они дерева? (Иллюстрация и образцы коры от деревьев с капельками смолы).
СХОДСТВА
Листья - хвоя (хвойные)
Растения вечнозеленые, листья - хвоя на зиму не опадают
Наличие шишек с окрыленными семенами
Наличие душистой смолы
Голосеменные - семена не в плодах, а в шишках.
Цветков нет. Цветением называют пыление (летит легкая сухая обильная пыльца, «серный» слой оседает на траве, почве, лужах: желтые разводы на воде)
РАЗЛИЧИЯ
Сосна: хвоя сизо-зеленая, хвоинки по 2 в пучке, длинные шишки округлой формы, вырастают за 2 года, окрыленный придаток, у семени похож на щипчики,
Кора буроватая; вверх по стволу - золотистая, светолюбива
Ель: Хвоя темно-зеленная, хвоинки одиночные, короткие, шишки продолговатые, вырастают за 1 год, окрыленный придаток в форме ложечки, кора темно-бурая, теневынослива.
Воспитатель: Давайте возьмем лупу и рассмотрим шишку.
-Чем пахнут шишки, рассмотрите на шишки капельки смолы. Существует два типа шишек, у которых летит пыльца (мужские, и маленьких смолистых (женские).
Сосна выделяет особые вещества-фитонциды, которые губительны для микробов. Сосна-это аптека, используемая человеком с древнейших времен. Из нее получают большое количество различных продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль, деготь и древесный уголь.
Воспитатель: Это дерево дает также живицу.
-Кто-то из вас, может быть, видел в лесу на коре ели сделанные надрезы. По ним вниз медленно капля за каплей стекает прозрачная смолистая жидкость или как ее еще называют, лесной янтарь-смола, сырье для получения скипидара и других ценных веществ, которые используются в медицине и в быту (хвойный экстракт для ванн, шампуни, хвойное мыло). Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары и настои используются как витаминное средство при заболеваниях органов дыхания, полости рта и т. п.
Спрос на живицу очень велик. Живица - единственное в природе сырье, из которого делают скипидар, канифоль и другие нужные продукты.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сосна может «дружить» с животными? Кого кормит сосна? (Семена сосны едят белки, клесты, дятлы. Хвоей и почками питаются лоси, белки, глухари, тетерева; корой жуки-короеды; древесиной - жуки-усачи, точильщики).
Воспитатель: Для вас приготовлены янтарные сокровища. Сейчас я приглашаю вас за ваши рабочие места. Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное то, что эти камни рождены деревом. Янтарь-окаменевшая смола, но не современной сосны, а ее очень древней бабушки», которая жила на Земле 50 миллионов лет тому назад.
- Посмотрите внимательно на янтарные камни и скажите, какие они? Какой цвет имеют янтарные камни? ( Разнообразный: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых, до красноватых тонов; есть красный, бурый и черный янтарь).
ОПЫТЫ:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести опыты и лучше узнать свойства камня и янтаря.
1. Сравните обыкновенный камешек и янтарь на вес. Янтарь - он какой? (Блестящий или матовый, гладкий или шершавый).
2. Приложите камешки к щекам и отметьте их теплоту. Как можно согреть камешек? (Подержать на солнышке, зажать в руке).
3. Этот янтарь обработан человеком, а вот этот настоящий, природный. Сравните их. (Необработанный янтарь мутный, шершавый, тусклый. Не сверкает, не блестит, в нем больше коричневого цвета).
4. Янтарь твердый, как гранит? (Нет, он мягкий камень и крошится.)
-Я обработаю кусочек природного камня шлифовальной шкуркой. Каким стал камень? (Ответы детей)
5. Янтарь горючий камень. Давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.
6. Янтарь - «электрический камень». Натрите кусочки обработанного янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло? (Бумага прилипает к янтарю)
7. Сравните канифоль и янтарь. Недавно затвердевшая смола хрупкая и легко ломается, а янтарь за миллионы лет окаменел.
8. Как вы думаете, янтарь может плавать?
Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с легендой о янтаре. В одной легенде о янтаре говорится, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение.
- Опустите в стакан с водой из-под крана кусочек янтаря. Что произошло с камешками и янтарем? (Они утонули)
- Что нужно сделать, чтобы янтарь всплыл «сам собой»? (Воду в стакане надо хорошо посолить)
Вывод: янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.
9. Как мы уже говорили, смола древних сосен сильно изменилась, окаменела и превратилась в янтарный камень. Возьмите лупы и рассмотрите внимательно, что находится у них внутри. Вижу, что застыли отпечатки животных, растений, а вот каких именно отгадать не могу. Помогите, пожалуйста.
Игра «Узнавай-ка».
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации янтарных камней с останками животных.
- Красавец-янтарь-настоящая зоологическая и ботаническая «книга» древности. На ее страницах ученые обнаружили около трех тысяч видов насекомых из 170 семейств: кузнечики, муравьи, бабочки, комары. Кроме того, там найдены веточки сосен, иголки пихты, листья пальмы. Беличья шерсть, отпечатки лапок и перьев дрозда, летучей мыши и змеи, и даже ящерица, жившая 35 миллионов лет назад.
Воспитатель: Закройте глаза и представьте себе, что вы на берегу Балтийского моря. Мы с вами видим янтарные сокровища. Где мы с вами можем использовать «солнечный камень» (Можно сделать украшение).
-Янтарную крошку сплавляют в специальных печах, превращая его в золотые слитки. Из плавленого янтаря нарезают бусы, делают ожерелья. А иногда вытачивают забавные игрушки.
Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы использовать янтарь в медицине?
-Янтарь обладает замечательными свойствами. Как будто древние деревья передали янтарю частичку своей силы и красоты, а с янтарем подарили ее людям. Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появится радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают.
- Если янтарь бросить в огонь, он загорится коптящим пламенем, источая прекрасный аромат, похожий на запах пахучей смолы ладана. Поэтому янтарь используют в церковных обрядах. Раньше янтарь так и называли - морской ладан. Его запах изгонял из домов мух и комаров и лечил кашель.
Воспитатель: Давайте повторим по карточкам, что мы можем сделать, если захотим узнать еще что-нибудь новое о янтаре, о драгоценных и природных камнях. В заключении я хочу вас угостить сладкими камешками.