Елена Мазанова
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и детей старшей группы для детей с ОНР «Путешествие Колобка»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. о. Самара
Разработчик: учитель-логопед
Мазанова Елена Витальевна
Цели: Знакомство со звуком К, развитие навыка звуко-буквенного анализа слов типа: МАК.
Задачи:
• продолжать работу по развитию фонематического слуха, познакомить детей со звуком [К];
• закреплять умение определять позицию звука [к] в словах (начало, середина, конец);
• учить проводить звуковой анализ слов с опорой на символы;
Публикация «Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и детей старшей группы для детей с ОНР „Путешествие Колобка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• продолжать учить звуковому синтезу коротких слов, развивать фонематическую память
Оборудование: предметные картинки, в названии которых содержатся звук [К] в разных позициях (начало, середина, конец); звуковые символы; пособие - полоски для определения позиции звука, картинки с героями сказки, волшебный мешочек, предметные картинки для синтезирования звуков в имя девочки по первым звукам,
Ход совместной деятельности:
(Логопед привлекает внимание детей и просит их сесть на стульчики полукругом около коврографа)
Учитель-логопед : Сегодня ребята я расскажу вам о новых приключениях Колобка, его ждут интересные похождения, но ему понадобится помощь, вы будете ему помогать?
(Учитель-логопед выставляет изображение избушки, Колобка и дорожки, далее по ходу сюжета он выставляет героев сказки и меняет сюжетное содержание на коврографе)
Однажды Колобок собрался в гости. Спрыгнул с окошка, где остужался и покатился. Дорога оказалась долгой. Решил Колобок поиграть по пути с Эхо. Эхо отвечало Колобку. Вот, что у них получилось:
Игра «Эхо»
Воспитатель называет слово, ребёнок повторяет, изменяя любой один звук, например, ток – тук – так, бак – бык – бук, мак – бак – так, дым – дом – дам.
- Выкатился Колобок на полянку, а навстречу, ему заяц. «Колобок, колобок я съем» - говорит заяц. «Не ешь меня, я тебе песенку спою!» - отвечает Колобок. А зайчик ему в ответ: «Песенку твою уже давно знаю, этим меня не удивишь, предложи мне новую игру, угадай лучше мой любимый звук, тогда отпущу!» Поможем Rолобку? (дети отвечают хором). Тогда слушайте внимательно загадки зайца.
Игра «Отгадай загадки – доскажи словечки»
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится. (кошки).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я. (капуста).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно. (карандаш).
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит (крокодил).
Учитель-логопед : Ребята, вспомните, какие слова вы называли. Какой звук встречается во все этих словах?
Дети: звук К.
Учитель-логопед : правильно. А Колобку очень хорошо знаком этот звук, он хочет о нём вам рассказать. Приготовьте зеркала (дети достают индивидуальные зеркала, слушайте внимательно: звук К – согласный (проверяют как воздух встречает преграду, глухой (проверяют наличие голоса при произнесении). А теперь попробуйте определить, мягкий ил твёрдый (дети произносят). Определяют, что К – твёрдый звук.
Учитель-логопед : молодцы! Зайчик тоже запомнит, что, К – согласный, глухой и твёрдый. Колобок просит вас определить символ для обозначения звука К.
Вывод: синий квадратик без звоночка.
Учитель-логопед : нечего делать, нужно зайчику отпустить Колобка.
- Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк. Увидел колобка и говорит : «Колобок, колобок я тебя съем!» Колобок просит : «Не ешь меня, я тебе пригожусь, посмотри, сколько у меня помощников»! Волк отвевает: «Хорошо, уговорил, сейчас я с твоими помощниками играть буду, если они будут внимательными, так и быть отпущу тебя, а если нет, проглочу, проглочу, не помилую! «
- Ребята будьте очень внимательными, помогите Колобку!
Игра «Сложи коврик для волка».
(Взрослый называет слова, дети услышав звук К кладут синий квадрат на коврик, если нет звука в слове, кладут чёрный квадрат).
Слова: кот, сом, зуб, Коля, мама, зонт, коза, газета, крот.
-Доволен Колобок, хорошие у него помощники! Делать нечего, нужно волку отпускать Колобка.
Покатился Колобок дальше. А пока он катится, мы разучим движения и текст физминутки.
(Логопед предлагает детям встать со стульчиков и в круг)
Я колобок, колобок я румяный бок (гладят себя по щечкам, стоят кругом)
По амбару я метён, (имитация подметания пола)
По сусекам я скребён, (перебирают кистями – имитация движений лапок кошки)
На сметане мешён, (имитация движений перемешивания)
В печку сажён, (присели)
На окошко стужён (встали, подули)
Я от дедушки ушёл (шагают по кругу направо)
Я от бабушки ушёл (шагают по кругу налево)
Я от зайца ушёл, (шагают внутрь круга, сужая круг)
Я от волка ушёл (шагают из круга, расширяя круг)
(Логопед предлагает детям присесть на стульчики)
Учитель-логопед : катился, катился и лес закатился, а навстречу ему медведь. «Стой Колобок куда катишься? – спрашивает медведь. «Мишенька, я очень спешу в гости!» - отвечает Колобок. «Нет, просто так я тебя не отпущу» - говорит медведь. «Пусть твои помощники выберут среди картинок 5 с изображением животных, в названиях которые есть звук [К]».
Игра «Найти картинку».
Предметные картинки: кот, лось, слон, зебра, корова, жираф, коза, конь, свинья, овца.
Учитель-логопед : делать нечего медведь, пришлось отпустить Колобка.
Катится, катится, а навстречу ему лиса.
«Колобок, колобок, ты такой кругленький да пригоженький, помоги мне, задали нам в лесной школе задание, да никак не могу его выполнить, может у тебя и твоих славных помощников получится?»
«Запомни букву»
Учитель-логопед выставляет на доску картинки с изображением буквы К.
А) поэлементное изображение;
Б) целостное;
В) стилизованное
(проводится работа по анализу элементов буквы, по её называнию (как звук называем, далее запоминают стихотворение о букве).
- Лисичка очень довольна, но Колобка отпускать не хочет. Она уже буквы приготовила и просит помощников прочитать слоговые таблицы:
Игра «Собери слоги»
Логопед выставляет слоговые таблицы и проводит хоровое чтение, затем индивидуально каждый ребёнок читает.
АК УК ОК
КА КУ КО
АКА УКУ ОКО
КАК КУК КОК
Учитель-логопед : Чувствует лиса что вот, вот колобок укатится и говорит ему: «Спой мне свою песенку». А Колобок ей отвечает : «С удовольствием!» И запел:
«Я Колобок, Колобок, подрумяненный бок,
Я ото всех ушёл!
И от тебя лиса тоже убегу!»
И убежал от лисы, только она его и видела.
Учитель-логопед : катится Колобок по дорожке и видит домик. Захотел Колобок посмотреть, кто в домике живёт? А замок на калитке с секретом, кто место звука в слове определит, тот в калитку войдёт.
Игра «Определи место звука в слове».
(Логопед предлагает детям выбрать картинку, сесть за стол и определить на пособии-полоске место звука К в слове).
Картинки: капуста, сок, рак, карандаш, бык, локоть, крыша, мак, макушка.
(по итогам проводится анализ деятельности детей)
Учитель-логопед : Вот мы с вами и попали во двор. Кто же тут живёт?
А вот и хозяйка! (логопед выставляет картинку с изображением девочки) Давайте знакомиться, кукла Катя.
Катя приглашает всех гостей за стол, что она может предложить в виде угощения?
Игра «Назови угощение со звуком К»
Пример: сладости - конфеты, круасаны, бублик, …
напитки - компот, кофе, …
Хорошо в гостях, однако, пора возвращаться! Колобок хочет подарить Кате цветок, его название вы узнаете, если сложите слово из букв.
Игра «Собери слово».
Буквы: К, М, А
Вывод: МАК (проводится анализ слова и выкладывание его из квадратов)
Рефлексия:
– Кто к нам сегодня приходил в гости? С каким звуком он нас познакомил? Припомните характеристику звука К (согласный, глухой, твердый). Как его обозначаем? (синим квадратом без звонка)