Елена Чеботарева
Конспект СОД с детьми на основе русской народной сказки «Самое дорогое» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад № 133»
Конспект совместной деятельности с детьми
на основе русской народной сказки
«Самое дорогое»
для детей старшего возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи и билингвов.
(в рамках реализации деятельности
муниципальной инновационной площадки по развитию речи детей-билингвов средствами устного народного творчества)
Публикация «Конспект СОД с детьми на основе русской народной сказки „Самое дорогое“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
Учитель-логопед Кудрина М. Л.
Воспитатель Чеботарёва Е. К.
Цель: развитие языкового чутья и речи у детей через «проживание» сказки различными средствами.
Задачи:
усваивать некоторые обороты русской речи, через воспроизведение действий;
пополнять словарный запас детей относительными прилагательными и практически усваивать способ их образования от существительных;
развивать у детей умение выражать различные эмоций в процессе произнесения реплик;
побуждать подбирать наиболее точные слова для отражения происходящего;
формировать умение образовывать множественное число существительных в Род. п.
тренировать умение запоминать несколько характерных признаков предмета и видеть несоответствие;
воспитывать уважительное отношение к труду и понимание, что вещи – не главное в жизни.
Оборудование:
Закрепленные изображения деревьев (дуб, ель, сосна, береза,
Изба
Лавка около избы
стулья для детей
Платок для бабушки, картуз для дедушки, накидка для Лесного Старичка
мольберт, стол около него
Изображение Лесного Старичка большого формата, ламинированные детали его облика на липучках (борода, усы, шишки сосновые, еловые, зеленые «огоньки для глаз»)
Картинки: стадо коров, овцы, деньги, сарафаны, куры и горшки-чугунки
Бумажный диафильм, созданный детьми.
Ход:
! На экране - кадр с названием диафильма.
Звучит сказочная музыка. Дети входят в зал.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. (пауза для приветствия)
Они тоже хотят попасть с нами в сказку.
Отправляемся.
Воспитатель читает стихотворение, логопед выполняет упражнения вместе с детьми.
Если в сказку всем сердцем поверить, (губы дудочкой, как для поцелуев, пальцы - сердечки)
В мир волшебный откроются двери! (сделать руками ворота, открывать и закрывать рот)
Вы туда без труда попадёте
На волшебном ковре-самолёте, (лопаточка, ладони вверх)
На плоту по молочной реке (качаем ладошки – плывем)
И верхом на Коньке - Горбунке, (лошадка, с руками)
Можно в сказку влететь на жар-птице, (качели, ладони вверх-вниз)
Можно на колобке закатиться, (киска сердится, ладони к себе – от себя)
На летучем большом корабле (чашечка с руками)
Или с Бабой-Ягой на метле, (часики, руки держат воображаемую метлу, выполняем воображаемые движения)
Ой! Мы, кажется в сказке уже.
Логопед: Сегодня мы еще раз заглянем к бабушке, дедушке и лесному Старичку из русской народной сказки, которая называется…
! На экране – первый кадр диафильма (бабушка и дедушка в избе заняты делом)
Бабушка с дедушкой жили за лесом за еловым. А у нас со всех сторон лес. В какую-же сторону пойдем?
- дети предлагают направление
Логопед: Почему ты решил, что нам надо идти туда? (потому что это ёлка, ель, значит, лес – еловый)
Логопед: А это дерево вы узнали? (это дуб). Значит лес будет… (дубовый).
Дубовый лес называется дубрава. Какие деревья растут в дубраве? (В дубраве растут дубы).
Логопед: Это (сосна). Значит лес будет (сосновый) Сосновый лес называется бор. Какие деревья растут в сосновом бору (В сосновом бору растут сосны)
Логопед: Какое дерево мы еще не назвали? (березу) Значит это лес (березовый). Березовый лес называется роща. Какие деревья растут в березовой роще? (В березовой роще растут березы)
Логопед: Поглядите-ка, ребятки, позади нас есть еще ель. Может, за ней избушка? Поедем на лошадках посмотрим.
Исполнение потешки с движениями, воспитатель выставляет за лес избушка. На скамейку присаживаются 2 ребенка (на деда надеть картуз, на бабу – платок). Они изображают, как плачут.
Логопед, обращая внимание детей назад : Вон под солнышком веселым, в маленькой деревушке в тепленькой избушке живут бабушка и дедушка.
Пойдемте узнаем, что за беда у них случилась.
(Идут к домику)
У домика:
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, когда кого-то увидели и он плачет? ( Дети: поздороваться и узнать, поинтересоваться, почему плачет)
Ребенок: Здравствуйте, дедушка. Почему мы плачешь?
Дедушка: У нас беда случилась. У моего ножа треснула ручка. Как же я буду резать прутья, чтобы корзины плести?
Ребенок: Здравствуй, бабушка. Почему ты плачешь?
Бабушка: У меня прялка сломалась. Как же я буду теперь пряжу прясть, чтобы носки и чулки вязать?
Логопед:
Пошел дедушка в лес. И мы с ним пойдем. (передвигаются к лесу)
Логопед:
Выбрал подходящее дерево. Я правильно сказала? ( Дети: Нет. Дерево – это толстое, взрослое. А деревце – тонкое, молодое)
А почему бабушка предложила ему вырубить деревце, а не дерево. Потому что на прялку и ручку для ножа хватит древесины небольшого дерева, лишнего в лесу рубить не надо.
- Послушайте, как звучит слово: «замахнулся», а есть еще похожие слова на это слово: махнул. Покажите, как можно махнуть. Махнуть можно чем? Рукой, руками.
Еще можно сказать : Отмахнулся. Покажите. Отмахнуться от кого?
Логопед: Что же произошло дальше?
Дети: Дедушка увидел Лесного Старичка
Логопед: Только замахнулся топором, так на месте и замер:
Кто сможет вспомнить и показать, как дедушка удивился Лесному Старичку и что при этом воскликнул?
Ребенок: (изображает мимикой и голосом крайнее удивление) Батюшки! Да это кто же такой?
Воспитатель: выходит из чащи Лесной Дед. Присаживайтесь, мы тоже на него посмотрим.
Дети садятся на стульчики полукругом около мольберта. У мольберта – стол. На столе – детали образа Лесного старичка – шишки, усы,
– заготовки с липучками. Еловые ветки, борода, усы, еловые и сосновые шишки, «огоньки» для глаз.
Дети садятся
(Показывает кадр диафильма с фигурой Лесного Старичка без бороды, усов, шишек и глаза не горят зелеными огоньками) Формат А 3 (для диафильма сложить)
Воспитатель: Ой, дети, кажется, нас посетил какой-то другой дед? Такой был Лесной Старичок в сказке? Чего не хватает?
Дети: вспоминают признаки Лесного Деда:
В мохнатые ветки одет
В волосах шишки еловые
В бороде шишки сосновые
Седые усы до земли висят
Глаза огоньками зелеными горят.
Воспитатель: Давайте изобразим Лесного старичка таким, как в сказке.
Дети приклеивают еловые ветки, бороду и усы, шишки и глаза
Воспитатель уточняет, какую деталь крепит каждый ребенок.
Воспитатель: Посмотрите, какой Лесной старичок был в сказке. (обращает внимание на экран).
! Кадр диафильма с изображением лесного старичка.
Воспитатель: Похож у нас получился портрет?
О чем же говорили Лесной Старичок и наш дедушка?
Дети разыгрывают диалог Лесного Старичка с Дедушкой.
Логопед: Дед предлагал бабе попросить у Лесного старичка много разных вещей.
(положить на стол картинки предметов, которые дед предлагал бабе)
Кто хочет побыть дедом?
Дед выходит, берет картинку, предлагает бабушке (на которой надет платок)
Ребенок – баба (на кого надевают платок на плечи) – встает и отвечает.
Воспитатель: На следующее утро Дедушка проснулся и пошел к Лесному Старичку.
Он попросил то, что всего дороже.
Кто помнит, что он попросил?
Дети: Он попросил, чтобы у него ножик, а у бабушки прялка никогда не ломались. И руки были всегда здоровыми.
Воспитатель: Почему же это дедушка назвал самым дорогим?
Дети: предлагают варианты
Воспитатель: Правильно. Бабушка и Дедушка любили трудится. Любили свое дело. Им всего хватало. И все остальное они могли заработать и сделать себе сами, если инструменты и здоровье – в порядке.
Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец. А мы с вами отправляемся в группу, еще раз посмотрим диафильм, который сделали сами и завтра будем его озвучивать.