Вера Шума
Конспект совместной деятельности педагога и детей (НОД) «А. С. Пушкин — великий русский поэт»
▼ Скачать
Образовательная программа «Успех» ( Авторы: Н. О. Березина,.А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.).
Возрастная группа: Подготовительная
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей :
1. Познавательно-коммуникативная деятельность
2. Литературно-познавательная деятельность
3. Литературно-коммуникативная деятельность
4. Коммуникативно-игровая деятельность
Интегрированная форма: Информационный проект
Содержание деятельности детей : (Дидактические единицы)
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога и детей (НОД) „А, С, Пушкин — великий русский поэт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
- Великий поэт : Александр Сергеевич Пушкин;
- Место рождения: страна Россия, город Москва;
- Няня: Арина Родионовна;
- Детство;
- Творчество: стихи, поэмы, повести, роман, сказки;
- Сказки: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
- Стихи: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Уж небо осенью дышало…»,
«И с каждой осенью я расцветаю вновь…»
Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения) :
Задание 1: Прослушать краткие биографические данные и ответить на вопросы.
Способы предъявления задания: словесный - рассказ
Способ презентации результатов выполнения задания: словесный - ответ
Задание 2: Узнать и назвать сказку по отрывку.
Способы предъявления задания: словесный - чтение
Способ презентации результатов выполнения задания: словесный - ответ
Задание 3: Составить краткое содержание сказки; сформулировать главную мысль произведения.
Способы предъявления задания: словесный - чтение
Способ презентации результатов выполнения задания: словесный - ответ
Задание 4. Прочитать выразительно стихотворение.
Способы предъявления задания: словесный - образец
Способ презентации результатов выполнения задания: словесный - чтение
Интеграция задач ОО.
1. ОО «Коммуникация»
Задачи ОО: (К1+П4)
Упражнять детей выстраивать диалогическое взаимодействие с взрослым и сверстниками в ходе беседы о жизни и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина.
2. ОО «Коммуникация»
Задачи ОО: (К2+ЧХЛ2)
Формировать и развивать у детей средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию во время чтения стихов наизусть.
3. ОО «Коммуникация»
Задачи ОО: (К2+ЧХЛ2)
Упражнять детей в умении составлять короткий повествовательный рассказ по содержанию сказки, выделять её главную мысль.
ОО «Познание»
Задачи ОО: (П2+ ЧХЛ1)
4. Поддерживать у детей интерес к литературе, к истории своей Родины, воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.
ОО «Социализация»
Задачи ОО: (С3+П4)
5. Воспитывать в детях патриотические и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта).
ОО «Социализация»
Задачи ОО: (С2+ЧХЛ1)
6. Развивать у детей интерес к совместной со сверстниками деятельности в ходе составления краткого рассказа по содержанию сказки.
ОО «Чтение художественной литературы»
Задачи ОО: (ЧХЛ1+ С1)
7. Развивать у детей умение узнавать произведения А. С. Пушкина по отрывкам из сказок в ходе дидактической игры.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
- Письмо, пришедшее по почте от Незнайки с портретом А. С. Пушкина (просьба рассказать кто это? и почему его называют «Великим человеком России»)
2. Материалы для деятельности детей :
материалы для представления заданий и результатов деятельности :
- магнитная доска
материальные средства для деятельности детей :
- аудиозапись (музыкальное произведение);
- стихи;
- мяч;
- украшенная коробочка;
- отрывки из сказок;
- конверт с письмом.
3. Дидактический материал:
- портреты: А. С. Пушкина, Арины Родионовны, жены поэта; (приложение 1)
- репродукции картин художников; (приложение 2)
- иллюстрации сказок; (приложение 3)
- иллюстрации: «Пушкин читает свои стихи друзьям», памятников А. С. Пушкину, рукописей; (приложение 1)
- сборники стихов и поэм.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :
- магнитофон;
- ноутбук;
- диктофон.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
1 этап: Мотивационно-целевой
Деятельность педагога :
Демонстрирует письмо, пришедшее по почте, зачитывает его содержание. Предлагает познакомиться с жизнью поэта, вспомнить его произведения, рассказать о них и послать Незнайке звуковое письмо.
Деятельность детей
Знакомятся с содержанием присланного письма. Обсуждают содержание ответного звукового письма.
2 этап: Содержательно-деятельностный
Деятельность педагога :
Рассказывает краткие биографические данные А. С. Пушкина.
Предлагает рассмотреть портреты, иллюстрации и репродукции картин. Организует обсуждение в ходе беседы.
Отвечает на интересующие вопросы.
Предлагает поиграть в игру с мячом: объясняет игровые действия, предлагает повторить их; читает отрывок из сказки; бросает мяч ребёнку. Побуждает к оказанию помощи не ответившему ребёнку.
Предлагает разделиться на пары.
Организует следующую игру: знакомит с игровыми действиями; предлагает повторить их; даёт образец рассказа.
Осуществляет контроль и помощь во время составления рассказов.
Побуждает к оказанию помощи во время рассказывания.
Предлагает вспомнить и рассказать стихи об осени.
Напоминает о выразительности.
Читает образец рассказывания.
Обеспечивает музыкальный фон чтения стихов.
Деятельность детей :
Рассматривают портреты, иллюстрации и репродукции картин.
Участвуют в обсуждении, задают вопросы.
Повторяют игровые действия: ловят мяч, называют название сказки. Оказывают помощь тем, кто затрудняется.
Делятся на пары.
Повторяют игровые действия, достают картинку, за столами совместно в паре составляют рассказ, выходят к доске, называют сказку, рассказывают краткое содержание, высказывают главную мысль.
Оказывают помощь тем, кто затрудняется.
Выразительно читают стихи.
3 этап: Оценочно-рефлексивный
Деятельность педагога :
Организует обсуждение информации для Незнайки.
Конкретизирует достижения каждого ребёнка и пары.
Подводит к выводу о значении творчества поэта для русской литературы.
Делает общий вывод о работе и хвалит детей.
Деятельность детей :
Обсуждают информацию для письма.
Высказываются о затруднениях при выполнении задания.
Делают вывод о значении творчества поэта для русской литературы. Благодарят друг друга за оказанную помощь.
Методы и приемы:
1. Игровой момент:
- Приход по почте письма от Незнайки с просьбой рассказать о «Великом человеке А. С. Пушкине»
2. Беседа «Жизнь и творчество поэта»
Рассказ воспитателя:
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года.
Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка. Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать, был очень скор и резок в движениях (воспитатель зачитывает стихи о няне). Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село — это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими сверстниками: Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи. Посмотрите на рисунок: Пушкин читает свои стихи друзьям.
После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень ( воспитатель зачитывает стихи на тему: «Времена года»).
Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером. (Показ иллюстраций, на которых изображены страницы с рукописями стихотворений).
У Пушкина была большая семья : красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно "детушки".
Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли — это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро. Вы еще много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы.
Вопросы:
- Кто изображён на портрете?
- Где родился поэт?
- Что писал А. С. Пушкин?
- Каким человеком был поэт?
- О каком времени года любил писать поэт?
- Кто побудил поэта писать сказки?
- Что люди назвали в честь А. С. Пушкина?
3. Дидактическая игра с мячом «Вспомни сказку»
Отрывки из сказок:
- «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах…»
- «Долго у моря ждал он ответа,
не дождался к старухе воротился…»
- «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»
- «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб…»
- «Тут соседи беспокоить стали старого царя,
Страшный вред ему творя…»
4. Дидактическая игра «Сказочный сундучок»
Иллюстрации к сказкам:
- «Сказка о золотом петушке»;
- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Образец рассказа:
«В сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» рассказывается о том, как дед жил с бабкой на берегу моря в ветхой землянке и было у них разбитое корыто. Дед ловил рыбу, а бабка пряла пряжу. Дед поймал «золотую рыбку» и отпустил её. Золотая рыбка сказала, что выполнит желания деда за его доброту. Он ничего не просил, а бабка заставила деда просить рыбку: дать им избу, сделать её дворянкой, царицей, владычицей морской. Рыбка сначала выполняла желания, но служить старухе не захотела и оставила её опять у разбитого корыта. Эта сказка учит тому, что много хотеть и просить нельзя, а то ничего не получишь».
5. Уточнение при составлении рассказа:
Вопросы:
- Кто герои сказки?
- Как начинается сказка?
- какие события происходили в сказке?
- Чем закончилась сказка?
- Чему учит эта сказка?
6. Чтение стихов об осени:
- «Унылая пора! очей очарованье!»;
- «Уж небо осенью дышало…»;
- «И с каждой осенью я расцветаю вновь…».
7. Беседа «Наш рассказ для Незнайки»
Вопросы:
- О жизни и творчестве, какого великого человека мы сегодня узнали и рассказали?
- Где родился А. С. Пушкин?
- Почему А. С. Пушкина называют «Великим поэтом России»?
- Какие литературные произведения писал А. С. Пушкин?
8. Беседа «Как мы работали»?
Вопросы:
- Кто сегодня узнал что-то новое о А. С. Пушкине?
- Кому было легко выполнить все задания?
- Кто испытывал затруднения при выполнении задания?
- Почему вам удалось выполнить задание?