Лариса Шалаева
Конспект совместной деятельности детей и взрослого в подготовительной к школе группе. Тема: «Ход шахматной фигуры ферзь».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с ходом шахматной фигуры - ферзь
Образовательные задачи:
1. Воспроизведение детьми уровня знаний, каким они обладают на момент организации непосредственно образовательной деятельности: местоположение фигур на шахматной доске. Ход шахматной фигур ладьи и слона.
2. Активизация детей на выведение нового знания (ход ферзя) на основе имеющихся; фиксация полученного знания в виде схемы.
3. Совершенствовать навыки ориентировки на шахматном поле от фиксированной точки.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект совместной деятельности детей и взрослого в подготовительной к школе группе, Тема: „Ход шахматной фигуры ферзь“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
1. Развитие логического мышления.
2. Развитие зрительного восприятия.
Воспитательные задачи:
Способствовать сотрудничеству детей: умение договариваться, ставить и достигать общие цели.
Предварительная работа: Знакомство с шахматными фигурами, с шахматной доской, шахматные упражнения.
Словарная работа: обозначать в речи направления движения шахматных фигур соответствующими терминами «по горизонтали», «по вертикали», «по диагонали», «вправо», «влево», «прямо».
План совместной образовательной деятельности:
1. Введение детей в тему.
2. Игровое упражнение «Помоги фигурам занять свои места».
3. Самостоятельная деятельность детей в шахматной мастерской.
4. Игровое упражнение - запись хода слона и ладьи.
5. Выведение нового знания – ход ферзя, фиксация его с помощью схемы.
6. Игра в волшебство.
7. Игра на большом поле «Волшебный лес» (применение нового знания в игровом задании).
8. Итог.
Материал:
Большое шахматное поле, шахматные фигуры, материал для самостоятельного изготовления ферзя, диаграммы и гелиевые ручки на каждого ребенка, пластины для игры на поле, коробка для фокуса с фигурами, фишки белого и черного цвета по количеству детей.
Словарная работа: горизонталь, вертикаль, диагональ, прямо, вправо, влево.
Ход ОД:
-Здравствуйте, ребята!
Я очень рада вас видеть. Посмотрите что я вам принесла (предлагает детям фишки черно и белого цвета).
Выбирайте, кому какая нравится. Можно их наклеить на одежду.
Дети стоят рядом с педагогом, затем присаживаются в круг на ковре вместе с педагогом.
-Каких цветов эти фишки?
-Где встречается сочетание цветов белого и черного?
Дети перечисляют.
- В королевстве шахмат встречаются эти цвета! Помните сказку о шахматах? Кого дали на службу молодым королям?
- Как вы думаете, что в этом королевстве случилось? (показывает комикс) Что можно сделать? (предложения детей) Хорошо! Короля два- черный и белый. Посмотрите на свои фишки. У кого белая фишка, тот поможет белому королю. У кого черная – черному королю. Пожалуйста!
Проходят к большой шахматной доске, расставляют шахматные фигуры в первоначальное положение
Проблемная ситуация: поля d1 и e8 пусты.
- Ребята, кто же из войска здесь должен стоять? У кого какие предложения?
А где же нам взять ферзя? Подумайте.
Дети предлагают свои варианты в том числе - сделать фигуру самим.
Хорошо, мы можем сами смастерить ферзя. Я приглашаю вас в шахматную мастерскую
Дети рассаживаются за столом и приступают к работе. Материал для изготовления фигуры -детали картонного конструктора.
-Молодцы, ребята! Какие замечательные ферзи у вас получились! А как ферзь ходит по доске? (Дети не могут ответить, т. к. не знают)
-Как ходит ладья? А слон?
Нарисуйте дорожки для слона и дорожки для ладьи.
На готовых диаграммах дети рисуют дорожки ладьи и слона.
- Ребята, я знаю один секрет и хочу с вами поделиться. Ферзь ходит вот так. (Показывает схему Ф=С+Л)
Подумайте, как ходит ферзь, и попробуйте нарисовать его ход.
Тому кто затрудняется, воспитатель показывает прозрачные диаграммы с ходами слона и ладьи. При совмещении диаграмм получается ход ферзя. Дети зарисовывают ход на диаграмме.
-Ребята, ферзь тоже может пойти на любое количество полей, но перепрыгнуть через препятствие не может. Теперь у вас есть ферзи и вы знаете их возможности. Дети Подходят к большой шахматной доске, в руках у них фигурки ферзей. Только вот незадача, доска - то большая, а ферзи у нас маленькие. Хотите немного волшебства? У меня даже есть волшебная коробка. Кладите сюда своих ферзей.
Воспитатель закрывает коробку, вращает ее, дети произносят волшебные слова, кто какие знает. Открыв коробку, воспитатель достает недостающие большие фигуры ферзей
-Ура! Получилось! Вы настоящие волшебники.
-Ребята,ферзи живут в домике в глубине шахматного леса. Это очень красивый лес, но в нем растут ядовитые мухоморы. Наступать на них ферзю ни в коем случае нельзя, перепрыгнуть через мухоморы он тоже не может.
Ребята, какая команда поведет ферзя первая? Какое есть правило в шахматном королевстве? Дети вспоминают шахматное правило - белые ходят первые.
Воспитатель сообщает правила игры: (обращается к одной команде)
-Ребята из команды черного короля, поставьте домик и посадите мухоморы, а стрелочкой покажите вход в волшебный лес.
(Обращается к другой команде) Ребята из команды белого короля помогут своему ферзю дойти до дома. Вот вам яркие плитки, чтобы вы могли выложить дорожку и проводить ферзя до дома. Дети комментируют путь ферзя до домика. (По вертикали, повернуть налево, по горизонтали и т. д.)
Команды меняются ролями.
- Здорово! Вы такие молодцы! А где же ваши маленькие ферзи? Хотите ещё поколдовать? Дети говорят волшебные слова, которые знают.
Кладут ферзей в коробку, произносят волшебные слова.
- Вот они ваши ферзи! Возьмите их. Ребята, что вы сегодня узнали про ферзя?
-Замечательно! А за то что вы такие дружные и помогли ферзям добраться до дома, они благодарят вас и награждают медалями.
От королей медали получаете, за то, что их войска вы изучаете!