Светлана Быкова
Совместная деятельность детей и воспитателей по обобщению знаний о правах и обязанностях ребенка «Путешествие по школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида
Красногвардейского района СПб
Конспект
совместной деятельности детей и воспитателей
по обобщению знаний о правах и обязанностях ребенка
«Путешествие по школе».
Подготовили и провели воспитатели Быкова С. В. ; Кнагис Т. О.
Санкт – Петербург
2012
Программное содержание:
Цель - Обобщить и систематизировать знания детей о правах ребенка, прописанных в Конвенции;
Публикация «Совместная деятельность детей и воспитателей по обобщению знаний о правах и обязанностях ребенка „Путешествие по школе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Образовательные задачи:
1. Упражнять детей в чтении предложений по правам ребенка.
2. Упражнять в написании печатными буквами слов, недостающих в предложении.
Развивающие задачи:
1. Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества;
2. Развивать умение анализировать поступки литературных героев, о нарушении или выполнении прав;
3. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
4. Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;
2. Воспитывать нравственно - правовую культуру у детей и активную жизненную позицию;
Интеграция по областям:
Физическое развитие – эстафета в «спортивном зале», беседа в «медицинском кабинете», игра в «кабинете пения»
Познавательно – речевое развитие и социально – личностное развитие –
выполнение заданий и общение в «кабинетах» – русского языка и литературы, информатики, труда, пения, в физкультурном зале, библиотеке, медицинском кабинете.
Художественно – эстетическое развитие - игра в «кабинете пения», создание поделок в «кабинете труда»
Материал: столы, стулья, таблички - символы названий кабинетов, доска-фланелеграф 2 шт., экран, проектор, ноутбук, «стеллаж библиотеки», стрелочка для игры «Имя есть у каждого», сигнальный звоночек, картинки и символы по правам, листы с напечатанными предложениями и словами дополнений к предложениям, книги в «библиотеку», наборы по изготовлению игрушек «Помпончики».
Предварительная работа:
Проведение занятий, бесед по знакомству с правами детей;
Чтение и обсуждение художественных произведений;
Разучивание пословиц, стихотворений о правах ребенка;
Театрализованная деятельная;
Различные дидактические игры;
Рассматривание иллюстраций, символов;
Рисование, лепка, аппликация на данную тему;
Экскурсия в школу.
Ход совместной деятельности
Ребята, вот пройдет весна, потом пролетит лето и осенью вы пойдете …. (в школу).
Зачем вы идете в школу?. (учиться, получать новые знания).
Как вы думаете, что такое школа? ….) Правильно, школа – это учебное заведение, где получают образование, где много учеников и учителей.
А так же школа – это здание, в котором много разных кабинетов: математики, русского языка и литературы, информатики, физики, химии, есть гардероб и столовая, спортивный зал.
Давайте представим школу и отправимся в путешествие по ней. Но путешествие будет не простое, учителя оставили вам задания, что бы проверить как вы готовы к школе.
Проходите, пожалуйста.
Вот мы с вами и в школе. Это кабинет – русского языка и литературы.
Как вы думаете, чему здесь учат? …
Садитесь, пожалуйста, за столы. Учитель русского языка оставил вам задание – правильно «написать» предложение, т. е. к предложенному началу подобрать правильный конец.
Перед вами не листе написано начало предложения, прочитайте его, а на столе найдите продолжение вашего предложения, возьмите его и правильно напишите на своем листе, не забудьте поставить в конце предложения точку, потом мы все вместе будем проверять.
Проверяем: ребенок выкладывает на доске лист со своим предложением, читает, обсуждаем – правильно или нет, уточняем, о чем это право.
Предложения:
1. Каждый ребенок имеет право на свое… имя.
2. Каждый ребенок имеет право на собственное … мнение.
3. Каждый ребенок имеет право на неприкосновенность … жилища.
4. Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья и на… медицинскую помощь.
5. Каждый ребенок имеет право на защиту от …. насилия.
6. Каждый ребенок имеет право на посильный… труд.
7. Каждый ребенок имеет право на активный и пассивный …. отдых.
8. Каждый ребенок имеет право на сохранение своей … индивидуальности.
9. Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, на их заботу и право не … разлучаться с ними.
10. Каждый ребенок имеет право на свою национальную культуру и …. родной язык.
11. Дети - инвалиды имеют право на особую …заботу.
На уроках литературы знакомятся с писателями, поэтами, читают стихотворения, рассказы, обсуждают разные книги.
Вот и вас просили почитать стихотворения, но не просто стихи, а стихи о правах. Кто хочет?
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек.
Например, на чтенье книжек.
Так же на заботу, ласку
и на жизнь, как- будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю!
Люблю деда и бабусю,
и щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
А как вы заботитесь о своей семье? …
Молодцы! Очень хорошо вы выполнили все задания. Пойдемте в другой кабинет.
Как вы думаете, в какой кабинет мы пришли? Как вы догадались? Что может обозначать эта картинка? …
Правильно, это кабинет - пения
Как вы думаете, что здесь изучают? Чему учат?.
Правильно, здесь изучают музыкальную грамоту, знакомятся с композиторами, с разными музыкальными произведениями и, конечно, учатся правильно петь и много поют.
Предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Имя есть у каждого».
Очень хорошо, нравится, когда вас ласково называют? Вот и в школе тоже оставайтесь такими же внимательными, добрыми, называйте по имени новых друзей и одноклассников. Наше путешествие по школе еще не закончилось, пойдемте дальше.
Как вы думаете, в какой кабинет мы пришли? Как вы догадались? Что может обозначать эта картинка? …
Правильно, это кабинет - информатики.
Как вы думаете, что здесь изучают? Чему учат? А зачем умение пользоваться компьютером?.
Да, на уроках информатики изучают компьютер, правила работы на нем, умению искать нужную информацию, самим составлять программы, игры, сайты. В компьютере выполняют разные задания, контрольные работы.
Нам учитель информатики тоже оставил задание, но выполнять мы его будет не на компьютере, но компьютер поможет нам его показать.
Сейчас на экране мы вам будем показывать отрывки из мультфильмов. («Гуси-лебеди», «Айболит», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Золушка») – кто быстрее узнает сказку и право, которое в ней нарушено – нажимает звоночек и отвечает.
Играют по очереди все дети попарно: первый ребенок отвечает, уточняем право, уточняем сюжет.
Вопросы ко второму ребенку или всем детям:
Почему так случилось? Кто не выполнил своих обязанностей? Как должен был поступить….? А вот, если бы…. (провокационные вопросы).
Какие вы молодцы, как много знаете, имеете свое мнение и очень хорошо работаете. Здесь вы выполнили все задания, предлагаю вам пройти в другой кабинет.
Как вы думаете, куда мы пришли? Как вы догадались? Что может обозначать эта картинка? …
Правильно – это физкультурный зал.
Скажите, пожалуйста, зачем физкультурный зал в школе? Чему здесь можно научиться? …
Правильно, можно узнать много нового о спорте, спортсменах, олимпиадах, научиться играть в спортивные игры, заниматься спортом, а главное сохранять и укреплять свое здоровье.
Предлагаю вам посоревноваться и провести эстафету.
Задание такое: сначала все члены команды по очереди приносят и прикрепляют на доску картинку любого права. А вот когда вы бежите второй раз, вам надо взять символ, прибежать к доске, подумать, внимательно посмотреть и прикрепить символ рядом с той картинкой, какому праву он соответствует.
Разбиваемся на команды на 1-2. Соревнуемся, проверяем выполнение.
Молодцы! И побегали и символы прав вспомнили. Собрались, построились, продолжаем путешествие по школе.
Как вы думаете, куда мы пришли? Как вы догадались? …
Да – это библиотека. А если библиотека в школе, то это какая библиотека? ….
А зачем в школе библиотека? ….
Правильно, чтобы хорошо учиться нужно много разных учебников, справочников, энциклопедий, а также нужно читать и художественную литературу. Это очень много книг и удобнее их брать, а потом возвращать в библиотеку, чем покупать и хранить дома.
Вот и здесь есть разные книги. Давайте вместе посмотрим, что здесь есть за книги… (художественная литература, учебники, энциклопедии).
Библиотекарь оставил вам такое задание:
рассмотреть книги, выбрать для себя одну книгу и рассказать всем о каких правах можно по ней сказать: нарушено ли право, или, наоборот, выполняется, или помогает выполнять.
Ребята, вот на этих полочках книжки очень знакомые, правда? Мы много про них говорили, обсуждали. Я предлагаю вам выбирать книги вот с этих полок, хорошо?
Л. Толстой «Филиппок» – образование
С. Михалков «Прививка», Б. Житков «Обвал» - мед помощь
В. Маяковский «Кем быть» - право выбора профессии
А. С. Пушкин «О царе Салтане…» - тайна переписки, на семью, дом
Н. Носов «Приключения Незнайки» - на имя
«Маугли» - на семью
В. П. Катаев «Цветик-семицветик» - дети-инвалиды
Энциклопедии, учебники, музыкальные ноты – образование
Дети рассматривают, выбирают книги и садятся на стульчики. По одному выходят на середину, рассказывают, все вместе обсуждаем.
Молодцы, очень хорошо выполнили задание библиотекаря. Идем с вами дальше.
Куда мы пришли? Как вы догадались? Что может обозначать эта картинка? …
Зачем в школе медицинский кабинет? ….
Правильно, для оказания первой медицинской помощи, а еще для чего? …. Что нужно для сохранения здоровья?. (заниматься спортом, делать зарядку, есть полезную пищу, соблюдать режим дня и т. д.)
Правильно, молодцы, а скажите, пожалуйста, какие правила нужно выполнять в школе, что бы сохранить здоровье? …
(в школе нужно правильно сидеть за партой, двигаться на переменах, а не сидеть за партой или стоять у стеночки, но не бегать, осторожно и внимательно передвигаться по лестницам, правильно подбирать одежду, чтобы не потеть и не мерзнуть в школе, аккуратно и полностью одеваться после уроков, чтобы не простыть на улице, обязательно переодеваться в физкультурную форму на урок физкультуры, правильно питаться - завтракать, обедать в школе или кушать полезные продукты, что дали с собой родители).
Молодцы, похоже, к школе вы готовы. Пойдем дальше?
А как вы думаете, а в каком кабинете вы будите учиться, когда придете в 1класс? ….
Это будет кабинет с названием «1А класс» или «1Б класс». А с кем вы будете учиться в школе?. А новые ребята будут? …
Когда вы придете в 1 класс, у вас будет учительница и много новых одноклассников. Это будут совсем разные ребята. Могут быть и дети не такие, как вы, других национальностей или ограниченные в своих возможностях - плохо видят, плохо передвигаются. Какие права имеют эти дети? ….
(каждый ребенок имеет право на свою национальную культуру и родной язык. Дети - инвалиды имеют право на особую заботу).
А у нас в детском саду есть дети, которым требуется особая забота?.
А как мы о них заботились?.
Предлагаю и сегодня сделать для них подарки и приглашаю вас в кабинете труда.
Проходите, пожалуйста, выбирайте, ту игрушку, какую хотите изготовить и занимайте места за столами.
Изготовление поделок из набора «Помпончики»
Вот мы с вами и попутешествовали по школе, выполнили все задания, вспомнили о правах и обязанностях. Теперь я уверена, что в школе вы не пропадете и будете дальше знакомиться с ними. А в какой книге записаны ваши права? (. в Конвенции)
Молодцы! А теперь пойдемте и порадуем ребятишек вашими подарками.