Громова Алена Валериевна
Конспект совместно организованной деятельности детей подготовительной к школе группы «Мир камня» (познавательное развитие)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням); Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление; Учить в проблемной ситуации находить правильное решение; Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память; Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.) Доказать свойства камней экспериментальным путём; Развивать исследовательские навыки;
Публикация «Конспект совместно организованной деятельности детей подготовительной к школе группы „Мир камня“ (познавательное развитие)» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Оборудование: Подносы с различными камнями и куском пластилина, лупы, бумага и простые карандаши, модель итогов экспериментирования, спец. одежда для учёных.
Предварительная работа: За несколько дней до занятия в группе выставляется коллекция камней, дети ее рассматривают. Беседа об истории камня.
Ход занятия:
Организационный момент Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы - в учёных. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? Дети: Это камень. Это разные камни.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а что вы знаете о камнях? Какие они бывают?
Дети дают различные ответы
Воспитатель: Хорошо! А давайте проверим ваши ответы с помощью разных экспериментов? Один, два, три – повернитесь и в учёных превратитесь!
Теперь проходите и садитесь за столы. Ребята, это - исследовательская лаборатория, а вы учёные - исследователи.
Мы будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с камнями.
Опыт 1. Твёрдость камня
Итак, посмотрите и скажите, что лежит на подносе?
Дети: камни, пластилин… Воспитатель: Возьмите в одну руку камень, а в другую – пластилин и сожмите крепко-крепко. Что произошло? Дети: Пластилин изменил форму, а камень – нет. Воспитатель: Теперь вам понятен смысл выражения: «Твёрдый, как камень»? Дети делают вывод: камень твёрдый и не может менять форму.
Опыт 2. Определение характера поверхности
Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная на ощупь? Какая? Дети: гладкие, шершавые…
Закройте свои глазки, и попробуйте найти среди своих камешков самый гладкий.
Дети выполняют.
А теперь с закрытыми глазами найдите самый шершавый камень.
Дети выполняют.
Выстройте ваши камешки в ряд от самого шершавого до самого гладкого.
Опыт 3. Рассматривание камней через лупу
Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. Воспитатель объясняет правила пользования лупой.
Воспитатель: Лупу следует держать только за ручку. Сначала мы максимально должны приблизить лупу к изучаемому объекту, а, затем отодвигаем её до появления резкого увеличенного изображения.
Дети рассматривают свои камни.
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети. А давайте, сделаем отпечаток понравившегося вам камня на пластилине.
Дети выполняют.
Воспитатель: Теперь рассмотрите получившийся отпечаток в лупу и зарисуйте его на бумаге.
Дети выполняют. Делают вывод.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Воспитатель выставляет модель.
Воспитатель: А сейчас давайте немножко отдохнём от наших научных дел и разучим новую физкультминутку.
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)
Опыт 4. Определение температуры
Воспитатель: Возьмите маленький камешек, прислоните его к щеке. Он теплый или холодный? Подержите его в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее? Давайте вспомним, какими становятся камни в жаркий летний день? А зимой?
Ответы детей.
Правильно. Какой вывод вы можете сделать?
Дети делают вывод.
Вывод: камни могут быть теплые и холодные в зависимости от окружающей температуры.
Воспитатель выставляет модель.
Опыт 5. Определение веса
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Воспитатель выставляет модель.
Опыт 6. Определение размера
Воспитатель: Все камни одинакового размера?
Дети: Нет.
Воспитатель: Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Выложите свои камешки в ряд от самого маленького до самого большого. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Дети выполняют. Делают вывод.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт 7. Определение цвета и формы
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Воспитатель выставляет модель.
Общий вывод
Воспитатель: Ребята! Вы – молодцы! Вам понравилось делать опыты? Давайте подведём итог. Что же мы узнали с помощью экспериментов? Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней?
Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах. С опорой на нашу модель.