Марина Булгакова
Конспект СОД по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Программное содержание:
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Образовательная область «Социализация»:
- развитие умения определять и изображать различные эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, удивление и др.);
- развитие умения сопереживать другим, выражать эмоции и понимать эмоции других;
- формирование уверенности в себе, развитие чувства компетентности и собственной ценности.
Образовательная область «Коммуникация»:
- развитие внимания, сообразительности,
Публикация «Конспект СОД по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- формирование причинно-следственных связей, умения понимать причины своего эмоционального состояния и окружающих;
Оборудование: наборы мозаики, конверт, сюжетные картинки и наборы картинок-лиц к ним, пиктограммы настроений, муз. сопровождение.
Ход: в играх принимают участие дети из двух подготовительных групп (6 детей).
1.Приветствие. Упражнение «Песенка в подарок»
Цель: настроить детей на совместное занятие, развивать положительное отношение друг к другу, умение делать приятное другому, умение выражать свои желания.
Дети стоят в кругу.
В: Ребята, чтобы наше занятие сегодня прошло весело и интересно, давайте поприветствуем друг друга песенкой. Каждый из вас произнесет имя своего соседа слева как песенку. Вы, конечно, помните, что песенки бывают разные: медленные и быстрые, тихие и громкие, веселые и грустные. Посмотрите внимательно на товарища и попробуйте догадаться, какая песенка ему понравится. Спойте ее.
Вопросы:
- Всем понравились песенки? Почему? (если не понравилась)
- Какую ты хотел услышать?
- Попробуй, Сережа спеть песенку по-другому, чтобы Свете понравилась.
2. Упражнение «Передай настроение»
Цель: закрепить умение определять и изображать настроение друг друга по мимике и пантомимике. Звучит музыка.
В: Ребята, вы слышите, звучит музыка! Как вы думаете, какое у нее настроение? (грустное).
В: Вы правы! Эту музыку принес к нам сюда ветерок из Волшебной Страны Настроений. В этой стране случилась неприятность! Ее жители разучились различать настроения друг у друга. А ведь это так важно! А вы знаете почему?
Ответы детей: чтобы вовремя проявить сочувствие, понимание, оказать помощь. Когда люди что-то делают вместе, нужно учитывать настроение другого, чтобы не поссориться и хорошо сделать поделку.
В: Королева Страны Настроений не знает, как же снова научить своих жителей правильно определять настроение друг у друга. А умеете ли вы определять настроение? Что для этого нужно делать?
Ответы детей: нужно внимательно посмотреть друг другу в лицо и угадать, что означает выражение глаз, бровей, рта, движения тела.
В: Я предлагаю вам потренироваться, а поможет нам одно веселое упражнение «Передай настроение». Для его выполнения нужно будет встать в круг и закрыть глаза. Один из вас - водящий, ему надо выбрать пиктограмму, на которой изображено какое–то настроение и внимательно посмотреть на нее. Затем тронуть за плечо соседа слева, чтобы тот открыл глаза, изобразить (с помощью мимики и жестов) это настроение (удивление, злость, радость). Сосед должен передать эмоцию дальше, пока она не вернется к водящему.
Обсуждение: (по цепочке начиная с последнего ребенка к первому):
- Какое настроение ты передал? А ты? Какое настроение было на картинке?
- Ребята, кто же из вас ошибся, в чем была ошибка?
-Думаю, жителям Страны Настроений это упражнение тоже поможет, и они снова научатся правильно определять настроение друг друга.
3. Упражнение «Как бы поступил ты?»
Цель: совершенствовать умение ориентироваться на эмоциональное состояние другого и действовать в соответствии с ним, учить предвидеть последствия эмоциональных реакций и поступков, оказывать помощь и поддержку.
В: Королева Страны Эмоций прислала нам конверт, а в нем изображения того, что случилось с детьми в ее стране и почему они поссорились. Только картинки по дороге немного расклеились и не понятно, какое же настроение у этих детей. Может быть, вы ребята сможете разобраться?
Закройте глаза, протяните вперед руки, выставив ладоши, и найдите для себя приятные ладошки. Это и будет ваша пара. Каждой паре нужно внимательно рассмотреть на своем столе картинку, на которой один ребенок изображен без лица. Посоветуйтесь и определите, что происходит на картинке, какое настроение у ребенка; подберите подходящую картинку-лицо (грустное, сердитое, удивленное и т. д.). Составьте вместе рассказ по картинке. Определите, кто будет рассказывать.
Ситуация 1. Девочки играли в мяч. Мяч упал в лужу. Одна девочка стала доставать и поскользнулась, испачкалась, она плачет. Какое лицо у второй девочки (веселое, грустное, спокойное?
Ситуация 2. Мальчик строил город. Другой мальчик нечаянно мячом разрушил постройку. Первый рассержен. Какое лицо у второго (веселое, испуганное, спокойное?
Ситуация 3. Двое детей в группе поливают цветы, протирают листья. Мальчик уронил горшок с цветком и очень испугался. Какое настроение у другого ребенка (веселое, спокойное, испуганное?
Картинки выставляются на доске.
Обсуждение:
- Почему вы выбрали такое настроение для мальчика (девочки?
- Как поступил товарищ? Что могло произойти потом?
- Как бы ты поступил в этой ситуации?
В: вы правы ребята, очень важно увидеть настроение другого и отреагировать так, чтобы не возникла ссора, помочь, поддержать товарища.
4. Игра «Мозаика»
Цель: закреплять правила сотрудничества в парах при совместно-последовательном взаимодействии.
В: Королева Волшебной Страны огорчается, что дети в ее стране ничего не умеют делать вместе: ни играть, ни трудиться сообща, ни поделку смастерить. За что ни возьмутся – ничего не получается! Как вы думаете, почему? (Они не умеют договориться).
В: А вы ребята можете договариваться и работать вместе? Как вы договариваетесь, чтобы работа получилась хорошо?
(Сначала надо договориться, что мы будем делать, потом распределить, кто какую часть работы будет выполнять; кто сначала, а кто потом. А еще, чтобы все получилось, надо внимательно выслушивать друг друга, учитывать желания и, если понадобиться, помочь товарищу).
В: Я предлагаю вам сделать подарки для малышей из Страны Настроений. Может быть, увидев их, они поймут, как здорово уметь дружить. Если вы согласны, разделитесь на пары по желанию и сядьте за столы. Каждая пара должна будет собрать одну картинку из мозаики на двоих. На этих картинках нужно будет изобразить пиктограмму какого-то настроения (какое вы захотите).
После окончания, работы выставляются на мольберте.
Рефлексия:
- Какую картинку вы собирали?
- Как вы договоривались, кто и какую часть картинки будет делать?
- Трудно ли вам было изображать картинку? Что именно было трудно?
- Вам понравилось то, что получилось? Или кто-то из вас хотел бы что-то изменить?
- Удалось ли вам сделать ее дружно, не ссорясь?
- Нравилось ли работать вместе? Почему? (если нет)
- Что же нужно в первую очередь, чтобы хорошо вместе выполнить задание?
В: Теперь, увидев ваши работы, малыши поймут, как важно уметь договариваться, внимательно выслушивать друг друга, советоваться, помогать и дать возможность каждому участвовать в выполнении задания.
5. Прощание «Мы самые, самые…».
В: Ребята, вы очень старались и, я думаю, что наши игры и картины помогут детям Страны Настроений лучше понимать друг друга и не ссориться. А сейчас нам пора прощаться.
Дети становятся в круг, протягивают ладони, кладут их одну на другую в ладонь воспитателю:
- Ребята, вы внимательные?
Дети отвечают хором:
- Мы самые, самые внимательные!
- Вы, добрые?
- Мы самые, самые добрые!
- Вы дружные?
- Мы самые, самые дружные!
- Я желаю вам хорошего настроения на весь день. Спасибо!