Елена Школьникова
«Сибирь — Родина моя». Конспект занятия для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Сибирь-Родина моя»
Составил: Школьникова Е. В. ,
Воспитатель МБДОУ «ДС № 13»
Цель: Систематизировать представления детей старшего дошкольного возраста о малой родине, родном городе, его достопримечательностях.
Задачи:
1. Образовательные:
- Продолжать формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры города Братска через знакомство с ближайшим окружением;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Способствовать обогащению впечатлений о родном городе, его достопримечательностях: архитектурных памятниках и интересных объектах (Братская ГЭС, Мемориал Славы, Памятник Наймушину И. И., «Ангарская деревня» и другие.)
2. Развивающие:
- Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослым, проявлять инициативу, отвечать на вопросы;
- Обогащать словарный запас названиями памятников и достопримечательностей города;
- Развивать память, внимание, диалогическую речь.
3. Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой город;
- Воспитывать уважительное отношение к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, государственной символике
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе сверстников, со взрослым.
Образовательная область: познавательное развитие.
Предварительная работа:
- Просмотр презентации «Истории Братска».
- Заучивание стихотворений.
- Дидактическая игра «Путешествие по городу».
- Загадывание загадок.
- Рассматривание плана – схемы города.
Наглядный материал: Мультимедиа, презентация «Моя Родина» дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Структура Содержание образовательной деятельности Планируемый результат
Вводная часть:
1. Организационный этап
Формирование интереса к содержанию НОД;
Вовлечение детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней. Мотивация к деятельности. Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов.
Дети стоят около своих стульев, звучит гимн России.
В: - Ребята, какую музыку вы сейчас слушали?
В: - Правильно, это гимн России. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну.
В: - А что для нас значит Родина, Россия? (ответы детей) (Слайд 1)
Ответы детей (Родная земля, дом где мы живём, где жили наши предки, страна в которой мы живём)
Стихи детей:
1. Там, где сладко пахнет смородиной
Там, где дом и родная земля
Это всё называется Родина
Дорогая, родная земля! (Анита Г.)
2. Даже солнце здесь светит теплее
И ромашки красивей цветут,
И горжусь я отчизной своею,
Здесь хорошие люди живут. (Савелий Г.) Сформирована мотивация детей на включение в деятельность. Появляется интерес к теме НОД.
Основная часть: выполнение действий по задачам НОД.
Просмотр презентации «Истории Братска».
Дидактическая игра «Путешествие по городу».
Загадывание загадок. Создаёт проблемную ситуацию, заинтересовывает детей. Включает детей в самостоятельную деятельность, наблюдает за детьми во время выполнения задания. Направляет детей на правильное решение.
В: - На самом деле ответов на этот вопрос может быть много:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живем;
- Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки;
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки;
- Земля, которую наши предки защищали от врагов;
- Родина – это наш край, город, поселок;
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка;
— Это место, где стоит наш детский сад.
- Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина, и все любят её. Любят место, где он родился и живет.
В: - Как называется наша Родина (страна?
- Правильно, Россия.
- Да, Родина у нас всех одна – это Россия. (Слайд 2)
В: - Назовите столицу России.
- Правильно, Москва.
- Москва – всем городам мать. (Слайд 3)
В: - Мы живём с вами в Иркутской области. Это ещё одна наша родина – малая родина. Это то место, где мы родились, выросли, ходим в детский сад. Давайте посмотрим на географической карте, где находится наш край, который называется Иркутская область (Дети рассматривают карту с воспитателем). (Слайд 4)
В: - Какая достопримечательность есть в Иркутской области?
- Правильно. Достопримечательность нашей области – озеро Байкал.
- Давайте найдём озеро на карте.
- Молодцы! Мы нашли на карте озеро Байкал. (Слайд 5,6)
- Посмотрите, какое Байкал глубокое и красивое озеро, вокруг него много тайги, вода в озере чистая и прозрачная, много рыбы – омуль, хариус, голомянка, в тайге дикие звери – медведи, рыси, росомахи, лоси, кабаны.)
- Это одно из самых известных достопримечательностей нашего края – с его уникальной природой.
В:- Из озера Байкал вытекает река Ангара. На реке Ангаре стоит наш город.
Назовите город, в котором мы живём. (Слайд 7)
- Да, Братск.
- Наша с вами малая Родина – это город Братск Иркутской области.
- Послушайте стихотворения о Братске.
(Читают дети)
1. Раскрывая вновь карту России,
Нахожу там я город, милый душе,
Замечательный город в Сибири,
Что находится на Ангаре. (Василиса)
2. Городом Братском его мы зовём,
Родиной малой, всегда молодой,
О городе этом мы песни поём,
И город мы славим краем-мечтой. (Захар)
3. Мой город Братск, в развитии неутомимый,
Ты стал моей надеждой и судьбой.
Люблю тебя, родной мой город милый,
Ты – родина, и я горжусь тобой (Дима К.)
4. Здесь люди, добрые душой,
Снега, пьянящие собой,
И много сердцу мест родимых,
Разлукою непобедимых. (Полина Л.)
В: - У нас в городе есть свои достопримечательности. Какие?
- Братская ГЭС. (Слайд 8)
- Памятник Ивану Ивановичу Наймушину. (Слайд 9)
- Памятник Степану Борисовичу Погодаеву. (Слайд 10)
- Мемориал Славы. (Слайд 11)
- Ангарская деревня. (Слайд 12)
- Братский острог. (Слайд 13)
В: - Ребята, давайте проведём сейчас физминутку.
Один, два, три, четыре
Мы живём в родной Сибири
Сосны здесь в Тайге,
Вот такой вышины.
Реки быстрые текут,
Вот такой ширины.
За грибами в лес пойдём
Раз грибок, два грибок.
С кедра шишек наберём.
Угостим тебя дружок.
А вокруг такая ширь,
Солнце ярко греет.
Кто приедет к нам в Сибирь,
Тот не пожалеет.
В: Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Найди достопримечательности Братска» (мультимедийная игра-тренажёр) (Слайд 14)
- Молодцы! Эти памятники и достопримечательности вы, конечно же, знаете!
В: - Ну а сейчас, я вам предлагаю отгадать загадки:
• И плыли, и гребни мелькали и кедры смотрели со скал,
О это озерное море, о это священный… (Байкал)
• С древних лет к нам легенда дошла:
Что она от отца убежала и с собой навсегда унесла
Богатырскую силу Байкала (Ангара) .
• Наша родная столица, но не Москва (Иркутск).
• Как называются люди, которые живут в Сибири? (сибиряки)
Заключительный этап.
Рефлексия.
Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребёнком опыта. Ребята, сегодня мы с вами разговаривали о Сибири, а какие чувства вы испытывали, когда говорили об озере Байкал, о красавице реке Ангара, о сибирской тайге, о мощных электростанциях и о других достопримечательностях родного края?
Ответы детей: чувство гордости, что это находится в нашем крае, радовались, что у нас так красиво, что к нам приезжают на это посмотреть люди.
В: - Может у кого – то из вас есть любимый уголок в нашем Братске (Ответы детей)
В:- Мы сегодня узнали о богатстве и красоте родного края, испытали чувство гордости за свой край, почувствовали себя сибиряками, но чтобы и дальше гордиться своим краем, мы должны научиться беречь и сохранять это богатство.
В:- И я хочу сказать вам, ребята: «Давайте никогда не будем забывать о том, что мы, Братчане, ответственны за то, что дорого сердцу и душе, и всегда беречь наш город, нашу реку, наши леса и поля».
Тебя, мой Братск, я понимаю!
Таким, как есть, воспринимаю!
Живи, любимый городок, Мой милый сердцу уголок!
- Наше занятие окончено, спасибо.
Выражают собственные чувства, делятся впечатлениями.
Ход мероприятия:
Дети стоят около своих стульев, звучит гимн России.
В: - Ребята, какую музыку вы сейчас слушали?
В: - Правильно, это гимн России. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну.
В: - А что для нас значит Родина, Россия? (ответы детей) (Слайд 1)
Ответы детей (Родная земля, дом где мы живём, где жили наши предки, страна в которой мы живём)
Стихи детей:
3. Там, где сладко пахнет смородиной
Там, где дом и родная земля
Это всё называется Родина
Дорогая, родная земля! (Анита Г.)
4. Даже солнце здесь светит теплее
И ромашки красивей цветут,
И горжусь я отчизной своею,
Здесь хорошие люди живут. (Савелий Г.)
В: - На самом деле ответов на этот вопрос может быть много:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живем;
- Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки;
- Это земля, на которой жили, трудились наши предки;
- Земля, которую наши предки защищали от врагов;
- Родина – это наш край, город, поселок;
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка;
- Это место, где стоит наш детский сад.
- Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любят место, где он родился и живет.
В: - Как называется наша Родина (страна?
- Правильно, Россия.
- Да, Родина у нас всех одна – это Россия. (Слайд 2)
В: - Назовите столицу России.
- Правильно, Москва.
- Москва – всем городам мать. (Слайд 3)
В: - Мы живём с вами в Иркутской области. Это ещё одна наша родина – малая родина. Это то место, где мы родились, выросли, ходим в детский сад. Давайте посмотрим на географической карте, где находится наш край, который называется Иркутская область (Дети рассматривают карту с воспитателем). (Слайд 4)
В: - Какая достопримечательность есть в Иркутской области?
- Правильно. Достопримечательность нашей области – озеро Байкал.
- Давайте найдём озеро на карте.
- Молодцы! Мы нашли на карте озеро Байкал. (Слайд 5,6)
- Посмотрите, какое Байкал глубокое и красивое озеро, вокруг него много тайги, вода в озере чистая и прозрачная, много рыбы – омуль, хариус, голомянка, в тайге дикие звери – медведи, рыси, росомахи, лоси, кабаны.)
- Это одно из самых известных достопримечательностей нашего края – с его уникальной природой.
В:- Из озера Байкал вытекает река Ангара. На реке Ангаре стоит наш город.
Назовите город, в котором мы живём. (Слайд 7)
- Да, Братск.
- Наша с вами малая Родина – это город Братск Иркутской области.
- Послушайте стихотворения о Братске.
(Читают дети)
1. Раскрывая вновь карту России,
Нахожу там я город, милый душе,
Замечательный город в Сибири,
Что находится на Ангаре. (Василиса)
2. Городом Братском его мы зовём,
Родиной малой, всегда молодой,
О городе этом мы песни поём,
И город мы славим краем-мечтой. (Захар)
3. Мой город Братск, в развитии неутомимый,
Ты стал моей надеждой и судьбой.
Люблю тебя, родной мой город милый,
Ты – родина, и я горжусь тобой (Дима К.)
4. Здесь люди, добрые душой,
Снега, пьянящие собой,
И много сердцу мест родимых,
Разлукою непобедимых. (Полина Л.)
В: - У нас в городе есть свои достопримечательности. Какие?
- Братская ГЭС. (Слайд 8)
- Памятник Ивану Ивановичу Наймушину. (Слайд 9)
- Памятник Степану Борисовичу Погодаеву. (Слайд 10)
- Мемориал Славы. (Слайд 11)
- Ангарская деревня. (Слайд 12)
- Братский острог. (Слайд 13)
В: - Ребята, давайте проведём сейчас физминутку.
Один, два, три, четыре
Мы живём в родной Сибири
Сосны здесь в Тайге,
Вот такой вышины.
Реки быстрые текут,
Вот такой ширины.
За грибами в лес пойдём
Раз грибок, два грибок.
С кедра шишек наберём.
Угостим тебя дружок.
А вокруг такая ширь,
Солнце ярко греет.
Кто приедет к нам в Сибирь,
Тот не пожалеет.
В: Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Найди достопримечательности Братска» (мультимедийная игра-тренажёр) (Слайд 14)
- Молодцы! Эти памятники и достопримечательности вы, конечно же, знаете!
В: - Ну а сейчас, я вам предлагаю отгадать загадки:
• И плыли, и гребни мелькали и кедры смотрели со скал,
О это озерное море, о это священный… (Байкал)
• С древних лет к нам легенда дошла:
Что она от отца убежала и с собой навсегда унесла
Богатырскую силу Байкала (Ангара) .
• Наша родная столица, но не Москва (Иркутск).
• Как называются люди, которые живут в Сибири? (сибиряки)
Итог:
Ребята, сегодня мы с вами разговаривали о Сибири, а какие чувства вы испытывали, когда говорили об озере Байкал, о красавице реке Ангара, о сибирской тайге, о мощных электростанциях и о других достопримечательностях родного края?
Ответы детей: чувство гордости, что это находится в нашем крае, радовались, что у нас так красиво, что к нам приезжают на это посмотреть люди.
В: - Может у кого – то из вас есть любимый уголок в нашем Братске (Ответы детей)
В:- Мы сегодня узнали о богатстве и красоте родного края, испытали чувство гордости за свой край, почувствовали себя сибиряками, но чтобы и дальше гордиться своим краем, мы должны научиться беречь и сохранять это богатство.
В:- И я хочу сказать вам, ребята: «Давайте никогда не будем забывать о том, что мы, Братчане, ответственны за то, что дорого сердцу и душе, и всегда беречь наш город, нашу реку, наши леса и поля».
Тебя, мой Братск, я понимаю!
Таким, как есть, воспринимаю!
Живи, любимый городок,
Мой милый сердцу уголок!
- Наше занятие окончено, спасибо.