Виктория Ридецкая
Конспект семинара-практикума для педагогов детского сада «Экономика для взрослых и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.
Задачи: – познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
– расширить кругозор педагогов посредством игры.
Оборудование: столы, разделенные на две группы, фишки, емкости для фишек, фломастеры, подставки для листов с названием команд, ручки, карточки с заданиями, призы (шоколадные монетки)
Теоретическая часть
Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников.
Публикация «Конспект семинара-практикума для педагогов детского сада „Экономика для взрослых и детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети — это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Не все семьи имеют возможность систематически заниматься воспитанием детей. От родителей часто можно услышать, что им некогда, они должны зарабатывать деньги. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по программе экономического воспитания.
В формировании основ экономической культуры большое внимание уделено нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу Н. А. Бердяева: «Экономика для человека, а не человек для экономики».
Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.
Экономическое воспитание позволяет решить следующие задачи:
– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;
– формировать экономический кругозор (компетентность, первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;
– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;
– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);
– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.
Практическая часть Игра.
Перед началом игры предлагаю вам разделиться на две команды. Придумать название своей команды, выбрать капитана.
Первый конкурс. Труд является важной категорией в экономике, поэтому в качестве разминки предлагаю вам отгадать загадки о профессиях. Загадывать буду каждой команде по очереди. В случае, если команда не сможет дать ответ, у команды – соперницы будет возможность заработать дополнительные баллы ответив на вопрос.
У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,
Значит будут. (поварами)
Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет. (депутатом)
Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает (балериной)
Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю -
Подрастает. (воспитатель)
Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет. (циркачем)
Ян-циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать. (шпионом)
У шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет. (ученым)
Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый. (капитан)
Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они. (врачами)
У врачей есть три подружки –
Наряжаются в подушки.
Галя, Машенька и Вера
По призванью. (модельеры)
Второй конкурс. Сейчас, кроме привычных нам профессий, например, учитель, строитель, появляются новые, или это все те же профессии, но с новым модным названием.
Я буду предлагать вам описание профессии, а вы будете давать ей название. Для облегчения задания у вас на столе лежит листок с названиями профессий. Это задание на скорость. Кто первый догадается, поднимает руку и отвечает. Если ответ командой дан неверный, команда – соперница может ответить.
Маркшейдер - специалист по строительству подземных сооружений.
Медиа-байер - занимается закупкой рекламных площадей в газетах или эфирного времени на радио и телевидении. Основная задача - добиться от средств массовой информации минимальных расценок на рекламу.
Мерчендайзер - от англ. merchendise – товары - торговый представитель, занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары по розничным ценам, поддерживает деловые контакты, привлекает новых покупателей. Помогает вести учет складских запасов, консультирует клиентов. Организовывает рекламные акции, презентации продукта, дегустации.
Букмекер - лицо, принимающее денежные ставки при игре на тотализаторе, в основном на скачках и бегах.
Девелопер - специалист по операциями с недвижимостью. Занимается покупкой объекта недвижимости и дальнейшей его продажей или сдачей в аренду.
Инкассатор - лицо, осуществляющее инкассацию денежной выручки и иных ценностей в виде в организациях — клиентах Банка.
Коммивояжер - от франц. commis voyageur - путешествующий в коммерческих целях - разъездной агент торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам.
Неонщик - от франц. courrier - посыльный – разносчик корреспонденции. Осуществляет доставку секретной, дипломатической, деловой почты.
Промоутер - от англ. promoter – тот, кто содействует, продвигает - человек, занимающийся прямой рекламой некоего товара. В его обязанности входит работа с прохожими и посетителями магазинов и предложение им определенного товара. Может работать как от агентства, так и напрямую от фирмы.
Рекрутер - человек, занимающийся подбором песонала.
Супервайзер - от англ. supervise — смотреть, надзирать — куратор, наблюдатель, наставник. Супервайзерами обычно называют руководителей низшего или среднего звена. Осуществляет наблюдение и контролирует деятельность сотрудников.
Третий конкурс. Один из путей повышения интереса к изучению экономики – отгадывание шарад. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей и каждая из них представляет собой отдельное экономическое понятие. У вас на столе лежит листок с шарадами, для каждой команды по три. Даю вам три минуты, чтобы разгадать их.
1 команда:
Это слово из двух состоит:
Одно о числе нам говорит.
Другое личное местоимение.
Вместе получится в то же мгновение
Кровных людей объединенье.
Она существует миллионы лет,
В любви и согласье долголетья секрет.
(Семь. Я. Семья.)
Она всего лишь небольшая птица,
В слове букву «Г» смените на «П», и тогда
Она сразу же превратится
В самое простейшее орудие труда.
(Галка. Палка.)
Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье.
Без буквы одной – это уже государственное учреждение.
(Банка. Банк)
2 команда
В спорте этим слово можно определить
Порыв или резкое движение,
Но если в слове букву «В» на «Н» заменить, получится место, где проходит товарное обращение.
(Рывок. Рынок.)
Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев…
При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы.
(Финансы)
Первый слог – всего лишь нота,
Второй – для шахматиста главная работа.
Слово из них означает итог,
Успешной работы залог.
(До. Ход. Доход.)
Четвертый конкурс. Сейчас я каждой команде по очереди буду давать описание экономического понятия, а вы меня выслушайте, посовещайтесь и дайте ответ. За правильный ответ я буду давать вам балл. В случае, если команда не сможет дать ответ, у команды – соперницы будет возможность заработать дополнительные баллы ответив на вопрос.
Ассортимент – набор различных видов выпускаемой на предприятии продукции, товаров (на складе, в магазине) или предлагаемых услуг.
Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.
Спонсор - помощник в деле, который готов оплатить расходы, необходимые для его успешного осуществления, и не требует возврата своих денег.
Благотворительность - безвозмездная финансовая помощь для осуществления социально значимых мероприятий.
Банк - учреждение, обладающее правом распоряжаться временно свободными деньгами (вкладами) предприятий, организаций и отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчетов, выпуск ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением.
Налог - это определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, каждому получателю дохода, каждому владельцу имущества необходимо уплатить государству для пополнения государственного бюджета.
Страхование - это создание специальных средств для возмещения ущерба от стихийных и других неблагоприятных явлений.
Дефицит – недостаток, нехватка чего-либо
Банкротство – неспособность гражданина или фирмы платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств.
Потребление - использование чего-либо для удовлетворения потребностей.
Накопление - использование некоторой части полученной прибыли на расширение производства или использование средств для создания запасов.
Затраты - средства, вложенные в какое-либо дело или в производство того или иного товара.
Пpибыль - положительная разница между доходами и расходами.
Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.
Заработная плата - форма оплаты труда наемных работников.
Оптовая торговля - покупка и продажа средств производства и предметов потребления большими партиями с целью их дальнейшего использования в производственном процессе или для перепродажи.
Розничная торговля - покупка и продажа товаров через сеть универмагов, универсамов и других торговых точек, как npaвилo, в небольших количествах и предназначенных преимущественно для личного потребления.
Реклама - целенаправленное распространение сведений (информации) о потребительских свойствах товаров или услугах с целью их продажи.
Товар - продукт труда, произведенный для продажи.
Пятый конкурс. Сейчас я предлагаю вам анаграммы. Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв другого слова или словосочетания.
1 команда:
Автор – товар;
Наказ – казна;
Сад, хор – расход;
Си, пеня – пенсия.
2 команда
Нырок – рынок;
Щетина – нищета.
Парта, лаз – зарплата;
Ус, сад – ссуда;
Шестой конкурс. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) люди приобщаются к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется их творческий потенциал.
Предлагаю рассмотреть проблемные ситуации.
• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
Мы справились со всеми заданиями, а теперь слово жюри.
Жюри подводит итоги, награждение.