МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Русская печь» в старшей группе

Ковтун Александра
Конспект занятия по развитию речи «Русская печь» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ

Занятия

По развитию речи

С детьми старшей группы

Тема

"Русская печь"

Основа традиционного крестьянского быта.

Восточнославянская культура.

Дата проведения

Июнь-август 2022 г.

Автор:

Воспитатель

Ковтун Александра Михайловна

Тихорецк

2022г.

Возраст ребенка: 5-6 лет.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Русская печь“ в старшей группе» размещена в разделах

Цель: Познакомить ребенка с основами традиционного крестьянского быта, с использованием и назначением русской печи восточнославянской культуры.

Задачи: познакомить детей с образом жизни славян, крестьян, формировать у них понимание слова «русская печь», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой, удивительной и красивой историей.

Образовательные:

Познакомить ребенка с бытовой жизнью крестьян. Учить определять и мотивировать своё отношение к тому быту, которым люди раньше могли пользоваться, замечая временные изменения, переходящие в культуру и традиции народов.

Учить отвечать на вопросы.

Обогащение словаря: изба-хата, печник, русская печь.

Развивающие :

Развивать логическое образное мышление,

Умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

Воспитательные:

Воспитывать в ребенке уважение к народному искусству и культурному наследию.

Воспитывать культуру речевого общения,

Любовь к родному краю.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Художественно эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная.

Материалы и оборудование:

1) Муляж-атрибут русской печи

2) фото Михаила Васильевича Ломоносова.

3) иллюстрации хозяйственного быта славянской культуры.

Ход занятия

Деятельность взрослого

Деятельность воспитанника

1. Организационный момент.

- Здравствуй мой юный друг. Мне так хочется с нетерпением тебя познакомить с очень интересной историей о традициях славянского народа, культуре и быте. Это так здорово, и так интересно.

-Послушай мой рассказ про русскую печь и и её создателей.

(Организация, активизация внимания на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации.)

- ой, как интересно!

2. Основная часть. Рассказ о русской печи и традиционной культуре, её наследии.

- я сейчас прочту тебе стишок, а ты подумай про что он?

-Сыро, холодно в домах

Без тепла, ну просто крах.

Вспомнишь печку русскую

Тёплую да вкусную

Осень, холодно и сыро.

А на печке как же мило.

Накалились кирпичи.

Жаром пышет из печи

Вот где прогревание.

Хворям испытание.

Есть на печке уголочек

Там висит всегда мешочек

В нём сушеная малина

И калина и рябина.

А еще, грибочки и.

травки разные висят

Ну не печка, просто клад.

Жалко внуки наши

Печку не застали

В сказке про Емелю

Лишь о ней читали.

- да, правильно, рассказ пойдет о русской печке, которую хозяйки в давние времена называли Матушкой, Барыней- помощницей, ведь без нее в доме никак нельзя было обойтись.

Печь в русской избе была самым необходимым предметом: ею обогревались, в ней готовили пищу, на ней спали. А ты хочешь узнать, как появилась русская печь в избе?

-тогда слушай.

В 18 веке, давным давно, когда не было наших бабушек и дедушек, появилась русская печь, ее придумали люди для обогрева здания, пекли хлеб-каравай, использовали для ночлега. В наше время печь русская несет за собой традицию с великой историей нашего народа. Это сейчас у нас с вами ванные комнаты, микроволновки, спим на кроватях, готовим на плитах, горячая вода из бойлера, а раньше хозяйки на ней грели воду, чтоб искупать в корыте своих малышей, пекли вкусный хлеб, готовили вкусную традиционную еду. Русская печь была хранительницей домашнего очага.

-Выкладка печи и ее ремонт-это большое искусство. Печь сложить не просто, тут нужен мастер своего дела и назывался он печник. Хороший печник славился, молва о нем шла далеко за пределы его деревни, и если печь сложить не правильно, то она будет дымить и не держать тепло. Мастера –печники были важными и нужными людьми для общества, именно они стали авторами многих книг по-печному делу, их фамилии очень известны: Волков И. Ф., К. Я. Буслаев. В. А. Потапов. Это искусство передавалось из рук в руки, от мастера к ученику. Одним из учеников был наш поэт, Ломоносов Михаил Васильевич (область химии и физики, создавал приборы экспериментальной техники, владелец созданием именно русской печи, так же он являлся русским универсальным ученым, естествоиспытателем.

Русские люди очень любили печь, поэтому придумали о ней много пословиц и поговорок, хочешь прочту?

-Тогда слушай: Печь греет и варит, печёт и жарит. Печь кормит, обсушит и порадует душу На печи всё красно лето. Добрая то речь, коль в избе есть печь.

-Вот и в сказках тоже встречается русская печь, без нее никуда.  Печка в народных сказках обладает исключительно положительными особенностями. Она показывается, как надежный друг, помощник, живое существо. Народ наделяет её волшебными свойствами, чудесными силами, печь была центром не только избы, но и всей жизни русского человека.

Ребенок внимательно вслушивается в стих взрослого и смотрит на картинку с изображением русской печи.

- Да, я понял про что этот стих!

Ребенок дослушивает до конца стих и отвечает:

- Да, это печка. Русская печка.

-да, хочу.

-мне нравится слушать-это интересно.

-да, давайте.

Физминутка

Взрослый проговаривает слова и показывает движения, ребенок выполняет вместе с ним.

Раз, два, три, четыре, пять

За дровами мы идем

И пилу с собой несём.

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, 

Много надо напилить.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки, 

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём, 

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда 

( Цель: активно изменить деятельность ребенка, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятия.)

Пример движений:

Хлопаем руками.

Ходьба.

(Делают движения, повторяющие движения пильщиков)

(«колют дрова»)

(Наклоны)

(Садятся на стульчики)

4. Работа с текстом. Итог.

- Мы с тобой немного поиграли, а сейчас давай поговорим о рассказе, ответь мне пожалуйста на вопросы:

1. Как называли и называют русскую печь люди?

2. Для чего служит русская печка народу?

3. Кто еще является из писателей владельцем и созданием именно русской печи?

4. Кто такой печник?

5. Что ты можешь рассказать про знаменитую русскую печь?

- Молодец, ты внимательно слушал.

Ребенок слушает и отвечает на вопросы, взрослый подсказывает, если ребенок растерялся.

-называли Матушкой, Барыней- помощницей.

- дает тепло, ночлег.

- наш поэт, Ломоносов Михаил Васильевич.

-Печник-это важный и нужный человек людьми для общества.

- Мне все понравилось.

5. Рефлексия.

Взрослый с ребенком обсуждают после, что получилось: Тебе понравился рассказ?

Кому бы ты хотел рассказать этот рассказ?

(Создание положительного эмоционального настроя).

Выполнение задания происходит в устной форме, ребенок делится впечатлениями, фантазирует.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект итогового занятия по развитию речи «Следопыты» в старшей группе Программное содержание: Образовательные: - расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений; - продолжать учить разгадывать.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год» Тема: «Новый год» в старшей группе. Задачи: продолжать знакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать картинку, фантазировать,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Беседа «Я мечтал» Цель: учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания, обобщить и систематизировать знания.

Конспект занятия «Экскурсия «Русская печь»Конспект занятия «Экскурсия «Русская печь» Цель:  Используя экспозицию, экспонаты музея познакомить детей с жизнью, бытом русского народа. Задачи: Привлечь внимание к музею, пробудить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Русская печь» в старшей группе
Опубликовано: 25 октября 2023 в 08:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Русская печь» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ковтун Александра (УИ 3291709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД