Светлана Рудник
Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности «Роль родителей в автоматизации звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания
в старшей группе компенсирующей направленности
«Роль родителей в автоматизации звуков"
Форма проведения – круглый стол, игротека.
Публикация «Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности „Роль родителей в автоматизации звуков“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Родители не только слушатели, но и участники. Игры проигрывались и проговаривались родителями. В конце занятия были розданы буклеты и памятки с играми и советами по данной теме.
Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей и их речевых расстройств.
Задачи: Формирование адекватной оценки родителей состоянием речи ребенка в данный период его развития; способствовать созданию в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; активизировать заинтересованность в коррекционных занятиях; познакомить с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях и с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Более полугода коррекционной работы уже позади. И поэтому можно уже подвести небольшие итоги проделанной работы. У наших детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: звукопроизношение, лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь. Но одним из самых больших и трудоемких пластов коррекционной работы является работа над звукопроизносительной стороной речи. И на данном этапе на первое место в коррекции звукопроизношения выдвигается работа над автоматизацией поставленных звуков.
- Как вы понимаете, какой звук называют «поставленным»?
- Что такое автоматизация звука в вашем представлении?
- Нужно ли родителям участвовать в работе по автоматизации звуков?
Что такое автоматизация звуков? Её этапы.
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука.
Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.
Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи.
Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома.
Автоматизация звуков у ребенка является зоной ответственности не только педагогов, но и родителей!
Насколько постановка звука – кропотливый труд логопеда, настолько
автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей!
Сотрудничество родителей и детей по формированию правильной речи так же способствует:
• Установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими.
• Развитию внимания, памяти, мышления, воображения – психических процессов, тесно связанных с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.
Организуя дома занятия по автоматизации звуков, вам важно помнить, что:
• Занятия должны быть систематическими (5-15 минут в день).
• Правильно выбирайте время для занятий.
• Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», «Я назову два слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз».
• Инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам.
• Начинайте с простых, посильных для ребёнка заданий, усложняйте постепенно.
• Не ругайте ребенка за неправильную речь.
• Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать.
• Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли.
• Ненавязчиво исправляйте неправильное произношение, делайте это доброжелательно, не повышая голоса.
• Не заостряйте внимание на запинках и повторах слогов и слов.
Как было уже сказано, работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.
Автоматизация звука в слогах.
с использованием элементов нейроупражнений (развитие межполушарного взаимодействия).
Игра «Послушай, повтори»:
Са – са – са
Сы – сы – сы
Ас – ас – ас
Ыс – ыс – ыс
Аса – аса – аса
Асы – асы – асы
Ста – ста – ста
Сны – сны – сны
Как уже было отмечено, у детей с ОНР не сформированы все компоненты речевой системы, поэтому очень важно, автоматизируя звук, уделять внимание и этим проблемам речи ребенка. Для достижения цели параллельного развития лексико-грамматической стороны речи и автоматизации звуков можно использовать игры:
Игра «Назови маленький предмет» («Назови ласково»):
Л: лодка – лодочка, полка – полочка, лошадь- лошадка.
Ш: шар – шарик, шкаф – шкафчик, кошка – кошечка.
Щ: щенок – щеночек, щетка – щеточка, плащ - плащик.
Р: рука – ручка, брат – братик, игрушка - игрушечка.
Игра «Посчитай-ка»:
Л: один волк – два волка – три … - четыре … - пять волков
Игра «Один - много»:
Р: друг – много друзей, карандаш – много карандашей, грузовик – много грузовиков.
Игра «Чего не стало?»
Игра «Что изменилось?»
Игра «Что лишнее?», «Загадки»
Игра «Придумай предложение»
Игра «Мемори»: развиваем параллельно внимание, память, мышление, пространственное мышление, лексико-грамматическую сторону речи.
Варианты заданий:
- запомни, найди пары картинок
- что где находится? (что перед, что после, что между, что под, что над)
- отрабатываем и обогащаем лексику и грамматический строй речи (один – много, назови ласково, чего нет, что для чего и т. д.)
Можно использовать различные наборы предметных картинок, обращая внимание на произношение звука речи, который автоматизируем.
Однако для автоматизации звуков можно и даже нужно использовать не только специально отведенное для этого время (выполнение заданий логопеда, или другие специально организованные вами занятия, но и время вашего общения исовместной деятельности в других сферах.
- сюжетно-ролевые игры (игра «Магазин»: купи продукты, в названии которых есть звук Р)
- совместное творчество (лепка, аппликация, рисование)
- чтение художественной литературы
- приготовление пищи
Для речевого развития ребенка важно речевое окружения в семье. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Предлагаем вам еще несколько игр, цель которых не только автоматизация звуков, но и расширение и активизация словарного запаса, развитие фонематического восприятия, развитие памяти, внимания, мышления, логического изложения.
1. Игра «Открывай-ка» - в корзинке лежат коробочки из-под киндер-сюрприза, родители открывают их, внутри лежит бумажка с вопросом на который нужно ответить.
- Что можно сделать с яблоком? - помыть, порезать, почистить, потереть, взять в руки, разделить пополам, откусить, положить на стол, подарить другу и т. д.
- Назови слова со звуком Ш в начале слова.
- Сосчитай яблоки (нарисованные) - одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
- Что умеет делать птица? – летать, пить, смотреть, вить гнездо, кормить птенцов, спать, прыгать, садиться, искать червяков.
- Назови приметы весны. - идет дождь, текут ручьи, прилетают птицы, распускаются листья на деревьях, просыпаются звери от спячки, появляются насекомые.
2. Игра «Построй башню» - игра для развития фонематического восприятия. Можно использовать любые кубики, как маленькие, так и большие, как твердые, так и мягкие. Кубики ставятся вертикально друг на друга, поставили 3 кубика нужно придумать слово состоящее из 3 звуков (сок, кот, дом, 4 кубика - 4 звука (стол, игра, мост, Маша, 5 кубиков - 5 звуков (лампа, кошка, домик, 6 кубиков - 6 звуков (машина, кувшин, Марина).
3. Игра «Составь предложение» - родителям раздаются сюжетные картинки о временах года, они друг за другом поставляют предложение, а в итоге получается небольшой связный рассказ. Зимой холодно, идет снег. Дети тепло одеты в шубы и шапки. Ребята на улице катаются на санках и лыжах. Медведь спит в берлоге.
(Игра «Опиши предмет»: можно разложить массажные коврики и картинки на описание овоща или фрукта). (игры для творческого составления рассказов, сказок)
Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков. (поочередно надеваем массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука «Ш»)
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса. Можно – поиграть в фанты. Правила просты: договорившись с ребёнком, что когда он будет забывать правильно произносить звук, то должен будет отдать вам фант (магнитик, игрушку и т. д). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.)
Уважаемые родители! Без вашей помощи, наша работа будет не полноценной, мало эффективной, поэтому помогите нам и ребенку, для эффективной коррекции речевых нарушений. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь советами, услышанными на собрании. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!