Ирина Бакаева
Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Начало учебного года»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №241»
Родительское собрание в средней группе «Начало учебного года - начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников».
Составила: Бакаева И. В.
Цель: взаимное общение педагогов и родителей; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Публикация «Конспект родительского собрания в средней группе детского сада „Начало учебного года“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Родительское собрание в начале года, знакомство
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4—5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей
Участники: воспитатели, родители.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Поздравление родителей с началом учебного года. Вручение благодарственных писем.
3. Презентация «Как мы провели лето» (фотоотчет о лете, проведенном в детском саду).
4. Особенности образовательного процесса в средней группе (памятки для родителей).
5. Презентация «Я могу» подготовленная воспитателями группы.
6. Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год. Утверждение плана совместных мероприятий.
7. Знакомство с новыми семьями.
8. Выборы родительского комитета.
9. Заключительная часть.
Ход мероприятия:
1. Родители заходят, рассаживаются произвольно за стол. Каждому выдается бейджик, фломастер и предлагается написать свое имя и отчество, а также подсказку для других родителей (например, мама Оли Ч.).
Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На центральной стене — изображение плывущего к острову корабля с темой собрания.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим знаменитым путешественникам исполнилось четыре - пять лет, они перешли в среднюю группу детского сада!
Упражнение «Пожелание» :
Родители передают друг другу бубен и говорят пожелания детскому саду :
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
2. Слова благодарности родителям за проделанную совместную работу. (Родителям вручают благодарственные письма за помощь в проведении ремонтных работ и подготовке группы и участка детского сада к началу учебного года.)
3. Воспитатель: Вот и подошло к концу лето. Наступила осень. А как мы его провели, сейчас узнаем.
Просмотр презентации «Как мы провели лето», подготовленной воспитателями группы.
4. А кто из вас этим летом совершил морское путешествие на теплоходе, катере, яхте?
А хотите отправиться в круиз прямо сейчас?
Итак, сегодня мы — дети, педагоги и родители — отправляемся в круиз по океану Знаний (показывает на плакат, которое продлится еще не один год, а конечный пункт нашего путешествия — это, конечно же, Школа.
Воспитатель: Корабль готов к отплытию. Полный вперед! Нет. чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств — педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемы родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4—5 лет?
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4—5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.
Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.
Возрастные особенности детей 4-5 лет:
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Вам как родителям важно :
Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и Т. д.
Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.
Воспитатели раздают памятку «Что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет» для самостоятельного изучения родителями :
Речевое развитие:
o Правильно произносить все звуки родного языка;
o Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
o Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
o Согласовывать слова в роде, числе, падеже;
o Употреблять предложения с однородными членами;
o Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;
o Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
o Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;
o Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
Познавательное развитие:
o Считать в пределах 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «сколько всего»;
o Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
o Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;
o Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
o Различать и называть части суток;
o Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
o Знать правую и левую руку;
o Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);
o Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;
o Уметь конструировать из бумаги : сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;
o Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);
o Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
o Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;
o Различать и называть части тела животного и человека;
o Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;
o Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;
o Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);
o Называть насекомых;
o Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж) : как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
o Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.
Художественно – эстетическое развитие:
o Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;
o Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;
o Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично располагая элементы;
o Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
o Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;
o Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;
o Правильно держать ножницы и действовать ими;
o Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал - из четырёхугольника, делать косые срезы;
o Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;
o Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
Социально – коммуникативное развитие:
o Уметь договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;
o Использовать «вежливые» слова;
o Иметь представление о работе своих родителей;
o Знать название своей Родины;
o Знать название города, где живут, улицу;
o Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду;
o Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте;
o Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);
o Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);
o Иметь представление о значимости труда взрослых;
o Бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Физическое развитие:
o Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;
o Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;
o Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;
o Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше 5 раз подряд;
o Лазать по гимнастической стенке не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой;
o Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;
o Строиться и перестраиваться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
5. Воспитатель: А сейчас, я предлагаю посмотреть презентацию «Я могу». Вы вспомните, какими ваши дети были в прошлом году и чему научились.
6. Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год. Утверждение плана совместных мероприятий.
Воспитатель предлагает родителям произвольно разделиться на несколько мини-групп. Каждой группе дается текст выписки из годового плана работы ДОУ на новый учебный год (раздел «Взаимодействие с семьей»). Обращается внимание на информационные листы с названием совместных проектов, которые будут осуществляться в течение года.
Задача родителей : познакомиться с содержанием мероприятий, предложить от группы тему родительского собрания, интересные проекты, конкурсы, экскурсии, мероприятия познавательного, культурно-массового, спортивного характера, которые они хотели бы провести со своими детьми в течение года.
Далее представитель от каждой группы озвучивает предложения, секретарь их фиксирует. План совместной работы утверждается голосованием.
7. Знакомство с новыми семьями.
Родители новых детей рассказывают о себе и своих детях.
8. Выборы нового состава родительского комитета.
Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».
Воспитатель коротко напоминает родителям о его функциях.
Возможные должности представителей комитета:
• председатель родительского комитета (он является представителем от группы в родительский комитет ДОУ или Совет ДОУ);
• заместитель председателя родительского комитета (его правая рука);
• секретарь родительского собрания;
• группа родителей, отвечающая за осуществление мероприятий по укреплению материально-технической и наглядно- дидактической базы группы, благоустройство и создание в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;
• сектор внимания (ответственный за приобретение подарков для именинников, на Новый год, организацию «сладких вечеров» и т. п.);
• спортивный сектор (проведение и оснащение мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспитанников);
• казначей.
Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.
Примечание. Председатель родительского собрания выбирается на один год; секретарь - на каждом родительском собрании из числа присутствующих.
9. Заключительная часть. Рефлексия
Родителям раздаются бумажные силуэты корабля, предлагается написать на них, что они думают о проведенном собрании.
Вариант решения родительского собрания :
1. Установить график проведения групповых родительских собраний — 1 раз в квартал. Время начала родительского собрания - 17.30.
2. Председателем родительского коллектива группы избрать. (Ф. И. О.).
3. Утвердить родительский комитет в следующем составе: (Ф. И. О. членов родительского комитета, их телефоны).
4. Назначить дату заседания родительского комитета по составлению плана групповой работы на первый квартал.
5. Принять к сведению содержание памяток «Что должен знать и уметь ребенок 4 — 5 лет»,
6. Принять к исполнению правила для родителей.
7. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.