Рыпакова Оксана
Конспект родительского собрания в средне группе «Знаю ли я своего ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания
«Знаете ли вы своего ребенка?»
Цель: Развивать педагогическую компетентность родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Задачи:
1. Снять эмоциональное напряжение в общении между родителями; Выбрать единый стиль воспитания в ДОУ и семье;
2. Познакомить родителей с особенностями работы педагогов ДОУ.
Публикация «Конспект родительского собрания в средне группе „Знаю ли я своего ребёнка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2021
3. Вооружить практическими советами и рекомендациями в развитии и воспитании детей по приоритетным направлениям ДОУ.
Воспитатель: Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена теме воспитания ребенка в семье, я хочу, чтобы вы поделились своим опытом воспитания детей в семье, ответили на мои
вопросы, обсудили интересные ситуации. Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка. Следует внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их и, конечно, знать особенности возраста, причины тех или иных поступков ребенка. Я хочу, чтобы родители ответили на такие вопросы:
1. Заметили ли вы изменения в поведении ребенка и за какой период? Если да, то в чем это проявляется? (ответ от каждого стола 1 родителя)
2. Стала ли у ребенка больше проявляться самостоятельность, появились ли трудовые обязанности в семье? (ответы родителей)
3. Задают ли дети вопросы?
4. Что их интересует?
5. Как вы отвечаете на их вопросы?
Беседа «Что нужно знать о своем ребенке?»
Воспитатель: Что нужно знать о своем ребенке? И для чего нужно знать? (высказывания родителей). Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке нужно знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается, почему лжет и т. д.
Воспитатель: Малыши по природе своей поистине уникальны, неповторимы. У них очень гибкое мышление, которое помогает фантазировать, воображать. Детская фантазия богата, индивидуальна и очень интересна. Временами свои фантазии, выдумки дети начинают использовать в личных, корыстных целях. Они тонко чувствуют и знают, где вставить свою фантазию. Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазии – это выдумки, воображаемый мир. Дети умеют убедительно сочинять, а знаете, в чем секрет? В том, что ребенок сам верит во все что рассказывает. Все знают историю про оптимиста и пессимиста. «Стеклянный сосуд, который наполовину наполнен водой. Пессимист скажет, что сосуд наполовину пуст, а оптимист скажет, что сосуд наполовину полон, любое событие каждым человеком воспринимается по-разному.
Дети могут доносить до близких взрослых неверную информацию. Лучше переспросить у воспитателя, чтобы не возникало недоразумений и, того хуже конфликтов на этой почве.
Почему возникают конфликты между родителями и воспитателями.
Конфликты – часть нашей жизни, и важно уметь конструктивно их решать.
Воспитатель. Предлагаем проанализировать педагогические ситуации и обсудить их вместе с родителями и воспитателем.
«Молодая мама из состоятельной семьи каждый день допрашивает воспитателей, как вел себя ее ребенок? С кем играл? Во что играл? Что ел? Сколько ел? Как спал? И получает в ответ не то, что хотела бы услышать (ни с кем не играл, пассивен, сам в себе). В итоге мама в недоумении. Доказывает воспитателям, что ребенок дома совсем другой, спрашивает, почему так происходит» (родители обсуждают ситуацию)
Комментарий. У ребенка явно трудности в общении. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребенок выдвинут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы. У ребенка развивается внутриличностный конфликт, и он не знает как себя вести в группе.
Он не обучен этим навыкам. Родители должны скорректировать некоторые поведенческие особенности ребенка. Приоритетная установка должна быть следующей: ребенок не главный в семье, а часть семьи.
Воспитатель. Давайте мысленно проанализируем, такой ли мой ребенок, вспомним его достоинства и недостатки, помечтаем, каким бы я хотела его видеть. Чтобы легче было сравнить отрицательные и положительные качества, предлагаем вам упражнение «Контраргументы».
Упражнение «Контраргументы»
Перед вами бланк. Заполните его, пожалуйста.
Достоинства моего ребенка Недостатки моего ребенка Каким бы хотел я видеть моего ребенка.
После того как написали, задается вопрос: Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?
Обобщает. В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только одни недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что видя те или иные особенности своего ребенка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И, если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинство и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.
Воспитатель: Я уверена в том, что многие родители попадали в различные ситуации, выход из которых у них вызвал затруднение. Сейчас вам будут представлены ситуации, в которых мы с вами попытаемся разобраться.
Ситуация 1.
Ребенок просит поиграть с ним, а вы заняты - ваши действия?
Высказывания родителей.
Вопросы к родителям :
1. Попадали ли вы в такую ситуацию?
2. Как вы из нее выходили?
3. Что бы вы сказали всегда занятым родителям?
Ситуация 2.
Ребенок просит покупать игрушки, в игре с которыми, проявляется насилие (пистолеты, автоматы и т. д. ваши действия)
Высказывания родителей.
Вопросы к родителям :
1. Каких игрушек много у вас дома?
2. Как часто вы покупаете игрушки?
3. Чем руководствуетесь при выборе игрушки?
Ситуация 3.
Ребёнок пытается одеться сам, но мама спешит и всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: «А я так хотел сам!»
Высказывания родителей.
Вопросы к родителям :
1. Бывают ли подобные ситуации у вас?
2. Как вы выходите из них?
3. Что бы вы посоветовали маме?
Ситуация 4.
Мама проводит уборку, ребенок хочет помочь, на что мама говорит: «Иди играй, вырастишь наработаешься».
Высказывания родителей.
Вопросы к родителям :
1. Как часто возникает желание помочь вам у вашего ребенка?
2. Какие поручения выполняет ваш ребенок?
3. Что бы вы посоветовали маме?
Воспитатель: Давайте еще немного поработаем. Ответьте на такой вопрос: Каков ваш круг запретов?
Вывод: Со стороны родителей важно объяснить причину запрета и запрещать делать то, что действительно нельзя.
Давайте обсудим такую ситуацию:
Мальчик решил строить мост.
- Не бери кубики, я только что их аккуратно сложила, - говорит мама.
- Ну, тогда я возьму самосвал, - решил ребенок.
Но мама снова недовольна.
- Я только что пол вымыла, лучше возьми книжку посмотри.
Однако книжка мальчика не интересует:
- Пойду погуляю.
Но мама напоминает, что сын недавно болел. А на улице холодно. Ответьте на вопросы:
1. Что можно посоветовать маме?
2. Можете ли вы назвать допущенные вами ошибки в воспитании своих детей?
3. Как ваш ребенок реагирует на неоправданное наказание?
Вывод: Для воспитания послушания у детей важно единство требований со стороны взрослых, проявление со стороны родителей такта, терпения – постоянно. Следует предоставлять ребенку возможность заниматься полезной деятельностью, осторожно подходить к использованию запретов и наказаний - ежедневно
Всестороннее развивать ребенка - постоянно
Рекомендации для родителей
Замените угрозу обещанием - невыполнимые угрозы подрывают доверие к родителям. Ребенку часто говорят: «Если ты не уберешь игрушки, то я сейчас все выкину.» Или: «Перестань реветь, а то я уйду».
Лучше делать упор на положительное, например, сказать: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то мы успеем еще и почитать с тобой сказку». Так можно предупреждать детское непослушание, но не следует заявлять, что ребенок непослушный, «пока сто раз не скажешь ему, он ничего не сделает».
Дети верят в то, что им говорят родители, они убеждены, что действительно такие упрямые, непослушные и т. д.
Однажды мальчик сказал: «А моя мама зовет меня неудачником, все равно из меня ничего не получится».
Понятно, каковы последствия такого воздействия, Мы уже отмечали, что важно оценивать не личность, а поступок ребенка. Не говорите ему: «Ты грязнуля», а скажите «У тебя грязно», избегайте прозвищ, обидных высказываний.
Лучше не использовать в общении с ребенком выражение типа: «Ты бы лучше…». Обсуждайте только, как исправить положение.
Дети охотнее откликаются на те слова и поступки, которые воспринимаются как ободряющие, и хуже реагируют на те, что унижают их, на замечания, приводящие к неверию в собственные силы. Помните, что одобрение воодушевляет, а поощрение подавляет.
Тест «Какой вы родитель?»
Воспитатель: А теперь давайте оценим себя: какие же мы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого. Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос «Какой же я родитель?»
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с
детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)
3. Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)
4. И в кого ты такой уродился (2 балла)
5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)
6. Ну, на кого ты похож? (2 балла)
7. Я в твои годы(2 балла)
8. Ты моя опора и помощник (1 балл)
9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)
10. О чем ты только думаешь? (2 балла)
11. Какой ты у меня умница! (1 балл)
12. А как ты считаешь? (1 балл)
13. У всех дети как дети, а ты… (2 балла)
14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)
Теперь посчитайте общее количество баллов
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.
Воспитатель рассказывает притчу: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках человек!» уважаемые родители, ваш ребенок в ваших руках. Наше собрание я хочу завершить словами П. Ф. Лесгафта: «Большинство родителей в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую наследственность или, в утешение себе и другим, ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которые нельзя ни предусмотреть, ни избежать».
Относитесь внимательно к своим детям. Не спешите с наказаниями, окриками. Старайтесь проникнуть в душу ребенка, поддержите его, не скупитесь на поощрения.