Данилова Полина Александровна
Конспект родительского собрания в первой младшей группе во второй половине учебного года «КГН»
Тема: «Культурно-гигиенические навыки детей».
Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.
Задачи: Способствовать развитию понимания у родителей ценности в воспитании самостоятельности и привитии культурно – гигиенических навыков у детей. Активно привлекать родителей развитию навыков самообслуживания и соблюдению личной гигиены детей дома.
Публикация «Конспект родительского собрания в первой младшей группе во второй половине учебного года „КГН“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Группа раннего возраста (от 1,5 до 3 лет).
Важной задачей в работе с детьми группы раннего возраста детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.
В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.
Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались. Если это время упустить, неправильные действия автоматизируются, и ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, зубная щётка, носовые платки, мочалка для тела.
Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
-мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
-умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
-принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
-мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
-подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
-полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
-пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
-пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
-пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
-ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
-не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства).
Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:
-разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка;
-подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
-прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
-положите в ванной коврик (решетку, чтобы ребенок не поскользнулся.
Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок у нас).
1. Учим умываться.
-Завернуть рукава одежды ребенка.
--Проверить температуру воды.
Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки!" и т. п.
-Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
-Вымыть лицо, называя каждую его часть.
-Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
-Еще раз обмыть водой руки ребенка.
-Закрыть воду.
-Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
-Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (цыпки, трещинки и т. п.)
2. Учим пользоваться полотенцем.
-Снять полотенце с крючка.
-Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
-Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
-Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
-Вытереть вторую руку.
3. Учим пользоваться носовым платком.
.Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
-Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
-Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
-Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
-Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
-Обращать внимание на чистоту носового платка.
4. Учим пользоваться расческой.
-Знать свою расческу и место, где она лежит.
-Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
-Учить спокойно, относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
-Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
-Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
-Исключить возможность пользования чужой расческой.
5. Учим пользоваться зеркалом.
-Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
-Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
-Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.
Вывод:
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Ну, а мы, в свою очередь придем на помощь Вам, родителям.
Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться. Поэтому так важно придерживаться одинаковых требований к навыкам гигиены и самообслуживания в детском саду и дома, действовать совместно на благо ребенка.
Памятка для родителей!
-Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
-Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
-Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
-Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
-Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
-Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
-В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
-Старайтесь использовать игровую ситуацию.
-Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.