Наталия Новикова
Конспект родительского собрания «Роль семейных ценностей и традиций в воспитании и развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания «Роль семейных ценностей и традиций в воспитании и развитии ребёнка»
Цель: формирование у родителей представления о роль истинных семейных ценностей в воспитании и развитии нравственных качеств личности ребенка.
Задачи:
Публикация «Конспект родительского собрания „Роль семейных ценностей и традиций в воспитании и развитии ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
1. Показать важную роль семейных ценностей и традиций в семьи в воспитании ребёнка как основу школьной успешности.
2. Повысить педагогическую культуру родителей.
Форма проведения: мастер-класс
Участники: воспитатель, психолог, родители.
Оборудование: раздаточный материал, пирамидка.
Оформление доски:
Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
(В. А. Сухомлинский)
«Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются»
(Пословицы)
Ход собрания:
1. Эмоциональный настрой
- Добрый день, уважаемые родители! Приятно видеть вас в этой аудитории. Я очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно…
2. Совместное целеполагание
-А начну я нашу беседу с небольшой притчи, которая называется «Кувшин».
«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка. Он заполнил его камнями и спросил:
- Скажите мне, этот кувшин полон?
Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
Профессор ничего не сказал, а лишь начал насыпать в кувшин гальку, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого верха, и уже невозможно было насыпать даже малую толику.
- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?
Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон, наверное.
Профессор снова ничего не сказал и начал аккуратно сыпать в кувшин песок. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.
Он повернулся к группе студентов и спросил:
- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
Профессор взял в руки графин и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.
Он повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?
В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Профессор взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.
И снова профессор повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, а сейчас кувшин полон?
Один очень милый студент встал и сказал:
- Нет, профессор, он еще не полон.
- А-аа! – протянул профессор. – Но он полон.
- Как вы считаете, зачем профессор показал этот опыт своим ученикам? (Рассуждения родителей)
- А профессор так сказал своим ученикам: «Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили камни».
- Скажите, что, по-вашему, может являться фундаментом жизненных позиций человека? (ответы родителей)
- Как вы думаете? О чём сейчас пойдет речь? (ответы родителей)
- Я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания написанные на доске. (зачитать)
«Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В. А. Сухомлинский)
- Действительно, с момента рождения ребёнка и до его становления как личности, именно в семье закладывается основа его ценностей, именно вы, родители, закладываете камни, которые станут крепким фундаментом его жизненной позиции.
- Сегодня я предлагаю вам принять участие в мастер-класс по теме «Роль семейных ценностей и традиций в воспитании и развитии ребёнка»
-Мы вместе попробуем заложить тот фундамент, который необходим для развития и воспитания ваших детей.
2. Практическая часть
-Для начала я предлагаю вам создать проект «Духовно-нравственный портрет моего ребенка»
Работа в группах.
-Перед вами силуэт ребёнка, ваша задача наделить его теми духовно-нравственными качествами, которые вы хотели бы видеть в своих детях. Для этого вам надо объединиться в группы, просмотреть журналы и газеты, лежащие перед вами, выбрать в них слова, фразы, предложения, которые можно использовать для выполнения проекта. После того как вы для себя определите подходящий материал, его нужно вырезаете и оформить свой проект. Затем мы заслушаем их и определим для себя, какими нравственными качествами должен обладать каждый человек. (выполнение, обсуждение)
- Ещё хочется обратиться к пословице «Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы родителей)
- Мы должны с вами разобраться, какова роль семьи, семейных ценностей, традиций в формировании нравственной личности ребёнка? Какие качества могут лечь в основу фундамента?
1. Чтобы заложить первый камень в фундамент личности ребёнка я загадаю вам загадку.
Папа, мама, старший брат,
Таня, дедушка Игнат —
Много разной тут родни.
А все вместе кто они?
-Конечно, это родственные отношения. Вокруг каждого из нас много родственников, с которыми мы связаны в истории человечества одной кровью. Каждый из нас – продолжатель своего рода. И тот род силен, кто предков своих помнит, уважает и бережет.
Связь поколений – это ценность семейного воспитания, которая формирует следующие качества личности ребёнка : забота о каждом члене семьи, любовь, уважение. (Родители выбирают качества из предложенных вариантов, комментируют. Можно добавить свои)
2. Чтобы заложить второй камень в фундамент личности ребёнка ответьте на вопрос :
- Какой предмет может быть источником знаний о семье?
Семейный альбом - это книга памяти, история семьи, рассказывающая обо всех ее значимых и важных событиях. Трудно представить себе большую дружную семью без фотоальбома.
Старый альбом хранит множество историй; бывает, что только в нем правнуки и могут впервые увидеть свою прабабушку или прадедушку.
Очень полезно рассказывать своему ребенку о событиях своего детства, используя при этом фотографии. Старайтесь оформлять некоторые странички семейного альбома вместе с детьми. Каждая страничка будет ассоциироваться с каким-то рассказом из жизни и обязательно запомнится ребенком.
Семейный фотоальбом – это ценность семейного воспитания, которая укрепляет сплоченность, даёт ощущение целостности семьи, самобытности общего дома, добавляет уверенности в счастливом будущем. (Родители выбирают качества из предложенных вариантов, комментируют. Можно добавить свои)
3. Чтобы заложить третий камень в фундамент личности ребёнка скажите, какое занятие больше всего сближает взрослых и детей? Что для ребенка остается самым интересным и захватывающим? - Совместная игра. Она позволяет ребенку чувствовать себя любимым и ценным, открывает дверь для доверия, чтобы ребенок легко мог делиться с вами проблемами, когда они возникают, зная, что получит от вас помощь и заботу. Это также помогает родителям узнать, насколько уникален каждый ребенок. Разыгрывая реальные ситуации, вы помогаете детям учиться решать проблем, развиваете социальные навыки. Например, позвольте кукле продемонстрировать неправильный способ поведения в определенной ситуации. Затем вместе с ребенком разыграйте лучший способ. Приведите примеры таких игр.
Совместная игра- это ценность семейного воспитания, которая учит детей взаимодействовать, сближаться, уметь делать выбор и больше доверять.
4. В любые времена семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Людям дана такая роскошь, как человеческое общение. Но сегодня динамика жизни слишком быстрая и очень трудно найти время для общения. К сожалению, утрачивается одна из важных семейных ценностей совместная деятельность. Ведь именно она помогает развивать сильные семейные связи, которые могут длиться целую жизнь.
Именно в совместной деятельности, где каждый участник, выполняя свою роль тесно взаимодействует с другими участниками общего дела, а результат зависит от того насколько все слажено действовали. Для детей очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность.
Совместная деятельность - это ценность семейного воспитания, которая воспитывает в детях чувство ответственности, уверенности, повышают самооценку, но самое главное сближают его с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи. Расскажите, какие виды совместной деятельности применимы к вашей семье.
5. Самым ярким элементом семейных ценностей являются семейные традиции.
- Я предлагаю вам взять каждый по колечку от пирамидки и, надевая на палочку, предложите любую семейную традицию, но, не повторяя уже сказанных, и не обязательно что бы это была ваша семейная традиция.
Очень важно чтобы ребенок был активным участником семейных традиций, а не наблюдателем, чтобы он вместе со всеми готовился и проживал эту традицию, только тогда она станет и для него и его будущей семьи традицией.
Семейные традиции – это ценность семейного воспитания, которая даем возможность ребёнку с оптимизмом смотреть на жизнь, повод гордиться своей семьей, приносит ощущение стабильности. Расскажите о традиции в вашей семье, которая передаётся из поколения в поколение.
Рефлексия
- Наша встреча подошла к концу.
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, что вы сегодня узнали?
Упражнение «Весы»
Представьте, что ваши руки – весы. На одной стороне то новое, что вы узнали, а на другой то, что вы сами внесли в сегодняшнюю встречу. Теперь соединим обе ладони и похлопаем сами себе.
Спасибо за участие.