Татьяна Антонова
Конспект родительского собрания-практикума во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорные эталоны как средство развития конструктивных способностей детей»
Цель: Развитие родительских компетенций по вопросам сенсорного
воспитания дошкольников; через практическую деятельность показать значение сенсорных эталонов в конструктивной деятельности детей.
Задачи:
1. Актуализировать знания родителей по вопросу сенсорного воспитания дошкольников; через практическую деятельность показать значение сенсорных эталонов в конструктивной деятельности детей.
2. Познакомить с игрой «Волшебный квадрат» (В. Воскобович)
3. Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Оборудование:
1. Наборы деревянного конструктора «Томик»;
2. Объемные геометрические фигуры –цилиндр, куб,конус для игры «Фотоателье;
3. Пособие «Резиночка» ;
4. Игровое пособие «Волшебный квадрат» (В. Воскобович) (двухцветный);
5. Презентация «Что мы делаем не скажем, а что делаем –покажем.»
(самостоятельная конструктивная деятельность детей с пособием В. Воскобовича «Фонарики», «Волшебный квадрат»)
6. Проектор
Предварительная работа:
-анкетирование родителей по вопросам собрания;
-буклеты по темам «Сенсорное воспитание», «Значение конструирования для развития дошкольников» .
Ход собрания:
Добрый вечер, многоуважаемые родители. Мы очень рады, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Надеемся, что она пройдет в теплой, дружеской обстановке. И так, начнем.
«Ассоциации» .Перед вами в зашифрованном виде тема нашего собрания, Какие ассоциации возникают у вас при виде этой картинки. (На экране «зашифрованная» тема встречи)
Родители, при помощи наводящих вопросов определяют тему встречи.
С темой мы с вами определились. И прежде, чем мы будем активно работать над поставленными вопросами, предлагаю немного поиграть.
Педагог предлагает родителям из предложенного деревянного конструктора построить какую-нибудь постройку. Родители могут работать как в парах, так и самостоятельно.
Расскажите, что вы построили и какие детали конструктора вы брали для создания вашей постройки
(Ответы родителей)
Поскольку тема консультации о сенсорных эталонах в конструировании, то можем ли мы утверждать, что перечисленные вами детали являются сенсорными эталонами? (предположения родителей).
Давайте разбираться вместе. Сформулируйте, пожалуйста, понятие «сенсорный эталон».
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних форм предметов.
Усвоение сенсорных эталонов –это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкое представление о разновидности каждого свойства и главное, уметь пользоваться такими представлениями для выделения свойств разнообразных предметов в самых разнообразных ситуациях.
Попробуйте определить основное свойство элементов вашей постройки.
Основным свойством элементов конструктора выступает -форма.
Форма- это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличить один предмет от другого.
Можем ли мы утверждать, что форма, как свойство - является сенсорным эталоном?.(родители высказывают свои предположения)
«Резиночки»
Когда-то очень давно любимой игрой девчонок была игра в резиночки. А почему бы и нам с вами не поиграть!
Педагог предлагает родителям выйти на свободное пространство зала и взять в руки резиночку по всей ее окружности.
Вам сейчас загадаем загадки, а отгадку вы должны изобразить при помощи резиночки сообща.
(Родителям предлагаются загадки про воздушный змей, огурец, солнце.)
Предлагаю поиграть в игру «Фотоателье».
Представьте, что в фотоателье пришли вот такие клиенты – куб, цилиндр, конус. Камеры в фотоателье расположены спереди объекта. сверху и сбоку. Какие фотографии получатся в этом случае? Самое главное в съемке- клиент находится на одном месте.
Что бы было легче, возьмите карандаши и лист бумаги и нарисуйте то, что увидели с каждой из сторон. (фотографируя каждой из камер.) «Клиента» поворачивать нельзя!
Что же у нас вышло? Вы зарисовали на своих фотографиях ….квадрат, прямоугольник, круг и точку
Какой сделаем вывод? Мы увидели геометрические фигуры.
Теперь вернемся к игре «Резиночки». Отгадывая загадки,вы изображали что? Сам загаданный объект? Вы изображали форму отгадываемого объекта. Какой формы был воздушный змей? Огурец? Солнце?
Выходит,что геометрические фигуры и выступают эталонами, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Форма – это зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.
Зачем же нам нужно, чтобы дети знали эти эталоны?
Конструирование –это процесс сооружения построек (если мы говорим о конструировании из деталей конструктора- техническое конструирование) или создание объекта из плоскостного конструктора, в котором предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а так же способы их крепления.
В процессе конструирования мы даем представление детям о том, что устойчивость предмета определяется его расположением на плоскости, показываем и разъясняем детям, что форма деталей обуславливает их конструктивные свойства, обеспечивающие прочность, устойчивость конструкции.
Каково же значение таких эталонов как цвет и величина?
Восприятие цвета заключается в том, что это свойство не может быть выделено практическим путем. Цвет нужно обязательно увидеть. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем.
Как эталон, цвет выступает на начальном этапе сенсорного воспитания.
В дальнейшем в своих постройках дети могут использовать цвет для придания особенности своего «шедевра».
Величина (размер)-это так же значимое свойство предмета. Определяем мы это свойство путем сравнения однородных предметов, в специально созданной обстановке либо в самостоятельной конструктивной деятельности.
Усвоив тот эталон, ребенок с легкостью может создавать постройки,в которые включены элементы разной величины.
Хочется отметить, что конструирование это не только создание объекта из нескольких разных элементов, но это еще и преобразование одного конкретного объекта, зная его свойства.
Перед вами волшебный квадрат (родителям предлагается для работы двусторонний квадрат Воскобовича).
Назовите, пожалуйста, его отличительные особенности. (имеет 4 равные стороны и 4 угла.)
Этот квадрат умеет превращаться в разные предметы.
А сейчас предлагаю вам послушать небольшую сказку:
«В одном городе жила семья- мама Трапеция, пап Прямоугольник и их сынишка – Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник. Дедушка жил в другом городе, и добраться к нему можно было только по суше, или по воздуху или по воде. Так говорил пап
Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал. что от дедушки снова пришло письмо, в котором дедушка передает всем привет, желает всем отличного здоровья и интересуется, кем мечтает стать его любимый внук Квадрат.
После завтрака мама с папой ушли по делам, а Квадрат, оставшись дома один задумался над словами дедушки. Подошел он к зеркалу, посмотрел на себя и сказал:
- Интересно, а кем я могу стать? Я же самый обыкновенный квадрат у которого есть одинаковые стороны и 4 угла? То ли дело –домик во дворе! Он такой красивый, такой нарядный. Вот если бы я хоть на немножко стал домиком!
Только подумав об этом, Квадрат почувствовал, как его уголки пришли в движение и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел, что перед зеркалом теперь –домик!»
Давайте с вами построим домик. (предлагается сложить из квадрата дом, путем загибания противоположных углов к середине)
И так, мы получили дом с крышей.
«Конечно, своему превращению Квадрат немного удивился, но невеселые мысли о том, что он напишет дедушке Четырехугольнику, его отвлекли, и он снова стал Квадратом.
Квадрат рассуждал, что папа попросит его приписать что-нибудь в конце письма.»
Так уже было – на новогодней открытке он большими печатными буквами написал поздравление дедушке.
И тут он вспомнил новогоднюю елку с множеством игрушек. Но больше всех ему запомнилась почему-то конфета, висевшая среди хрустальных сосулек. Она была не хуже игрушек, украшавших елку.
- А почему бы мне не стать конфетой!- воскликнул Квадрат.
И в этот самый момент он снова почувствовал, что его уголки задрожали, и из зеркала на Квадрат смотрела Конфета…»
Теперь превратите наш квадрат в Конфету.
Какую задачу мы решаем при работе с этим пособием? (формирование мелкой моторики, освоение сенсорных эталонов, конструктивные навыки)
(Приложение 4)
Встреча наша подошла к концу. Думаем, мы вместе разобрались в значении сенсорных эталонов, хорошо провели время.
И для обратной связи, что бы было понятно, насколько вам важна эта тема, интересен ли был подход к раскрытию темы, просим закончить несколько фраз.
Родителям предлагаются следующие фразы:
«Сегодняшняя встреча для меня…»,
«Я поняла(-л….»,
«Я буду ….»
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991.
2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. : Просвещение, 1988.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Под ред. Венгера Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1988.
4. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни. - МПСИ Модэк, 2007.
5. Титарь А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» — М:
Аркти, 2008
6. Парамонова Л. А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. – М. : Изд-во Академия, 2002.
7 .Интернет источники.