Любовь Суворова
Конспект родительского собрания-практикума в специализированных группах «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать компетентность и активную родительскую позицию в вопросах оздоровления дошкольников через использование новых форм работы в условиях ДОУ;
Задачи:
1. Раскрыть перед родителями важность наличия у детей правильного дыхания для укрепления здоровья и всестороннего развития детей;
2. Заинтересовать родителей оздоровительным процессом;
3. Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями, приёмами обучения правильному дыханию детей;
Публикация «Конспект родительского собрания-практикума в специализированных группах „Дышим правильно, говорим легко, болеем мало!“» размещена в разделах
4. Способствовать сплочению коллектива родителей, вызвать положительный отклик на такую форму проведения родительских собраний.
Составители: учитель-дефектолог-логопед Суворова Л. Л., воспитатели логопедической группы : Федосеева Н. Р., Тертышникова Н. В., воспитатели группы для детей с ЗПР : Игнатович Н. П., Смирнова Л. В.,
Ход собрания:
Слайд №1
Тема нашего родительского собрания «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало!».
Человек может обойтись без пищи более 30 суток, без воды более 3 суток, но без воздуха не проживет и десяти минут.
Слайд №2
Дыхание – жизненно важный процесс в организме человека. Недаром мудрецы называют кислород «эликсиром жизни». От того, как мы дышим, напрямую зависит наше здоровье. Основная функция органов дыхания – обеспечение газообмена между воздухом и кровью. Кроме того, органы дыхания участвуют в речеобразовании, определении запаха, выработке некоторых гормонов, в обмене веществ, в поддержании иммунитета организма.
А вот умеем ли мы дышать? Как дышат наши дети? Как правило – безграмотно. Отсюда и заболевания верхних дыхательных путей, тихие, «глухие» голоса, «каша во рту», робость – одним словом целый комплекс проблем, которые мешают становлению личности.
Из-за неправильного дыхания детям, имеющим речевые нарушения, не удаётся говорить фразами достаточно чётко с логическими паузами. Часто можно слышать, как малыш разговаривает «взахлёб». Создается впечатление, что ребёнок задыхается, что ему недостаточно в данный момент воздуха. Это происходит потому, что вовремя разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.
Слайд №3
Если дыхание поверхностное, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы, дошкольник выдыхает весь запас воздуха на первом слоге, а затем договаривает фразу шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы, ему приходится делать дыхательную паузу в неподходящем месте, иногда посередине слова, что ухудшает понимание высказывания окружающими. Некоторые дети стараются успеть сказать задуманное без перерыва и на вдохе, темп речи ускоряется настолько, что близкие не понимают, что им говорят. Бывает, что ребёнок делает неравномерный, толчкообразный выдох, речь звучит то громко, то тихо. Слабый вдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя приводят к искажению звуков.
Красивый, звучный голос, чёткая безукоризненная дикция – свидетельство интеллекта, психического и физического здоровья ребёнка. Значит нужно научить детей правильно дышать, чтобы были здоровыми, чтобы правильно говорили!
Слайд №4
В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по длительности. Для речи физиологического дыхания не хватает. В речевом дыхании вдох и выдох не равны – выдох гораздо длиннее вдоха: после короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, диафрагмы, которые помогают равномерно распределять выдыхаемый воздух. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. Он обеспечивает нормальное голосообразование правильное проговаривание звуков, позволяет изменять силу их звучания, помогает сохранять плавность и музыкальность речи.
В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Постепенно оно становиться непроизвольным.
Слайд №5
Вдох надо делать через нос – казалось бы, нет правила проще этого. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всём организме растущего человека. В минуту ребёнок делает более 20 вдохов и выдохов; в сутки ему требуется почти 10 тысяч литров воздуха. В воздухоносных путях происходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а также восприятие запаха, температурных и механических раздражителей.
Почему же вредно дышать через рот?
Во-первых, воздуха попадает в лёгкие значительно меньше, работать будут лишь верхние отделы лёгких. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожёвывать пищу. Обоняние притупляется, пропадает аппетит. И это ещё не всё. Застаивается жидкость, омывающая мозг. И в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы.
Слайд №6
Все люди при рождении дышат правильно. Ребёнок не нуждается в особых наставлениях, поскольку дышит естественно, но со временем под влиянием окружения его дыхание изменяется. Происходит это по нескольким причинам.
Причина первая. Всем известно, что дети повторяют всё, что видят. Они считывают о своих родителях намного больше информации, чем мы можем себе представить, и потому подсознательно копируют не только произносимые нами слова, но и мимику, и, самое главное, - способ дыхания.
Причина вторая. Проблемы с дыханием появляются в тот момент, когда родители начинают запрещать детям плакать. Такой запрет – одна из травм для здоровья ребёнка, как физиологического, так и психического. Плач – это способ сбрасывать напряжение. Когда ребёнок плачет, происходит расслабление его мышц, ребёнок «выталкивает» из себя стресс. Если этого не происходит, то ребёнок зажимается и пытается переучить свой организм. В результате расслабления не происходит, а возникает хроническое напряжение. Пытаясь сдерживать свой плач, ребёнок напрягает шейные мышцы и мышцы живота, что приводит к непроизвольной задержке дыхания. А так как эти действия происходят в момент эмоционального пика, то подобное неправильное поведение быстро запоминается организмом и не даёт человеку полноценно дышать. А в ответственных или стрессовых ситуациях вместо того, чтобы дышать глубже и сбрасывать напряжение, человек ведёт себя как в детстве – ещё больше напрягается.
Причина третья. Маленькие дети любят кричать от радости или просто для собственного удовольствия. Обычно взрослым это не нравится, и они пытаются воспрепятствовать крику, лишая ребёнка возможности развивать свои лёгкие. Для ребёнка крик – прекрасное дыхательное упражнение, самая лучшая вентиляция его лёгких. Ребёнок выплёскивает наружу переполняющие его эмоции, то есть «выпускает пар». Если ему не предоставить такой возможности, напряжение останется внутри и окажет такой же негативный эффект, как и «задавленный» плач.
Причина четвёртая – тесная одежда, которая не позволяет делать полноценный вдох.
Причина пятая – духота в помещении.
Слайд №7
На занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
*выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут;
*проводить занятия в хорошо проветренном помещении;
*заниматься до еды;
*одежда должна быть свободной;
*вдыхать через нос и выдыхать через рот (следите, чтобы не надувались щёки);
*не напрягать мышцы в области шеи рук, живота и груди;
Слайд №8
Немедленно нужно прекратить упражнения, если ребё нок:
- дышит слишком часто;
- резко побледнел или покраснел;
- жалуется, что онемели ручки или ножки;
- начали дрожать кисти его рук.
Слайд №9
А сейчас мы бы хотели познакомить вас ещё с одним аспектом дыхания, имеющим огромное значение для оздоровления ребёнка.
Аромотерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Она, используя целительные возможности природы, укрепляет защитные функции организма. Основными средствами аромотерапии служат натуральные эфирные масла, которые стимулируют нервную систему, убирают нервное напряжение, уменьшают раздражительность, эмоциональную возбудимость, нормализуют сон, повышают работоспособность.
Используются различные методы аромотерапии мы можем улучшить работу всего организма ребё нка и облегчить последствия стрессов и напряжений: это ванны, ингаляции, аромомедальоны, окуривание аромомаслами, и конечно – дыхание.
Слайд №10
Аромотерапевты считают союзниками в борьбе с гриппом, респираторными заболеваниями – лук, чеснок, корицу, эвкалипт, лимон, иссоп, сосну, кедр, ель, пихту, чабрец, лаванду, розмарин.
Слайд №11
Если ребёнок чрезмерно плаксив, возбудим, с криком просыпается по ночам, то для спокойствия ему нужны ароматы апельсина, розы, иланг-иланга, сандала, жасмина.
Если малыш недостаточно уверен в себе, болезненно робок и застенчив - ему полезны ароматы мяты, ванили, герани, апельсина, корицы.
Полезны для улучшения памяти, концентрации внимания, активизации деятельности мозга ароматы лимона, бергамота, розмарина
(Требования и разъяснения о пользе конкретных запахов на различные заболевания раздаем каждому родителю на подготовленных памятках).
Слайд №12
И пусть на окошке в детской круглый год цветут герань и розы, как у Герды и Кая из сказки о Снежной Королеве. Ведь они волшебным образом превращают энергию разочарования и печали в силу самосовершенствования. С такими союзниками ребёнку любые трудности по плечу!
Слайд №13,
Недостатки детского дыхания преодолеваем:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой умения правильно дышать в процессе речи.
Слайд №14,
В нашем детском саду игры на дыхание проводятся на логопедических занятиях, активно используются в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах на протяжении всего дня.
Упражнения предъявляем ребёнку только в игровой форме.
Слайд №15, Слайд №16
Для развития дыхания ребёнка используются множество дыхательных игр (показываем и даем возможность самим родителям выполнить предлагаемые дыхательные упражнения) :
• Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, руки;
• Дуть на лёгкие шарики, карандаши, свечи;
• Дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки;
• Надувать воздушные шары, пускать мыльные пузыри;
• Поддувать вверх пушинку, целлофановый пакет и т. п.
Слайд №17
Сегодня мы предлагаем вам вернуться во времена своего детства и вспомнить самую простую, занимательную, доступную, неустаревающую игрушку для развития дыхания - ВЕРТУШКУ. И приложив старание и умение изготовить самый простой дыхательный тренажёр.
Слайд №18, Слайд №19
Раздаем необходимые инструменты и материалы и объясняя последовательность изготовления вертушки помогаем родителям своими руками создать игрушку.
Слайд №20
В конце нашего собрания мы объявляем смотр – конкурс на лучшее изготовление тренажёров для дыхания (по лексическим темам, выставка которых состоится через месяц.
фото выставки тренажёров выложу в следующем посте.