Борзенко Александра Александровна
Конспект родительского собрания по теме возрастного кризиса у детей 3 лет «Я сам!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания по теме возрастного кризиса у детей 3 лет
Все дети уникальные и неповторимые, но всех их может объединять одно – это новообразование, характерное для раннего детства «Я Сам». Знакомо? Когда он только начинает знакомиться с внешним миром и хочет быть самостоятельными, только вот правила и требования от родителей мешают ему это сделать. Всё это способно выливаться в эмоционально-поведенческие отклонения, так пугающие родителей. Я думаю, что вы могли догадаться, что тема беседы возрастного кризиса, а именно кризис 3-х лет.
Публикация «Конспект родительского собрания по теме возрастного кризиса у детей 3 лет „Я сам!“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Немного вам научной справки, касательно этого термина. Кризис трех лет – это возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
Важно поддчеркнуть, что это возрастной кризис! Соответственно, он характерен для этого периода, от 2,5 до 3,5 лет. Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым, а у некоторых всё проходит сглажено и практически незаметно.
Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые. Они берут пример со своих родителей. И им тяжело сталкиваться с реальностью, когда их отругали за поздний просмотр телевизора и плохое слово. Ведь родителям можно, почему мне нельзя?
Как говорилось ранее, у детей протекает кризис по разному, но отношение родителей и педагогов, может повлиять на него. Например,
Авторитарный стиль воспитания. Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.
Гиперопека. Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.
Внутрисемейные отношения Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.
Темперамент. Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.
Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию.
Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов» : Негативизм, Упрямство, Строптивость, Своеволие. Протест. Обесценивание, Деспотизм.
Негативизм — «Делаю назло!» Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.
Строптивость — «Не хочу подчиняться!» В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.
Упрямство — «Я так решил!» «Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.
Бунт (протест) — «Мне всё надоело!» Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.
Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!» Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).
Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»
Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.
Своеволие — «Я могу сам!» Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.
1) Что делать с негативизмом? Прежде всего — понять его закономерность: чтобы сформировать свое, нужно отказаться от "чужого" (даже если оно родительское). Иногда вы даже можете использовать устойчивый негативизм ребенка в своих воспитательных целях, например, активно предлагать ему то, что, как вам кажется, ему хочется, но что для него вредно.
2) Как вести себя с упрямцами? Нельзя пытаться переломить ребенка, потому что, как показывает народная мудрость, в такой ситуации не будет выигравших. Вы облегчите жизнь себе и ребенку, если проявите гибкость. Когда уже станет ясно, что малыш готов согласиться, но его сдерживает ранее сказанное им же, попробуйте переиначить свое предложение или придумать компромиссный вариант. А может быть, просто оставьте ребенка в покое на какое-то время, а затем позовите его присоединиться к вам. Главное, не ущемляйте гордости ребенка словами типа "Я же говорил, что ты придешь смотреть мультики!", постарайтесь просто радостно приветствовать его, если он все-таки принял ваше предложение.
3) Как укротить строптивых? Пусть ребенок побудет один и займется тем, чем хочет. Довольно скоро ему станет скучно, и он придет к вам. Вот тогда вы предложите ему все то, от чего он отказывался раньше. Только сделайте это ненавязчиво, без излишнего энтузиазма, чтобы не спровоцировать отказ ребенка снова.
4) Как реагировать на своеволие? Здесь необходимо искать золотую середину, ведь неограниченная свобода для ребенка вредна не менее, чем строгие ограничения. Во-первых, постарайтесь сделать свой дом максимально безопасным для ребенка, чтобы у вас было как можно меньше ситуаций, когда необходимо ограничивать ребенка в целях его безопасности. Во-вторых, предоставьте ребенку делать самостоятельно все, что он сам реально в силах сделать. В-третьих, в том что, что малыш еще не может сделать, но чему его можно научить, помогайте ему, но не делайте все за него. В-четвертых, когда малыш явно хочет заняться не своим делом (например, поработать перфоратором, то самое время родителям вспомнить о таких особенностях детской психики, как повышенная переключаемость внимания и вовлеченность в игровую деятельность. Можно предложить ребенку поиграть в инструмент, когда он выключен, или купить ему игрушечный аналог.
5) Как вести себя во время ссор? Безусловно, здесь нужны ограничения. Когда ребенок обзывает мать или отца, он должен понимать, что делает что-то нехорошее, и что взрослые сердятся. Однако нельзя опускаться до уровня трех лет и начинать конфликтовать с ребенком. Лучше покажите мимикой и интонациями или действиями, что вам это неприятно и обидно. Если же малыш просто скандалит, но не оскорбляет родителей, то попробуйте озвучить его чувства: "Ты сейчас сердишься на папу?" или "Ты злишься, потому что тебе не дали посмотреть телевизор?" и т. п. Таким образом вы даете ребенку ощущение, что его понимают и учите проговаривать свои эмоции так, чтобы не обижать окружающих. Нужно периодически давать ребенку приемлемые способы выплеснуть свою агрессию: понарошку подраться, покидаться подушками, поколотить грушу и т. п., исходя из ситуации и места.
6) Что делать с обесцениванием? Больше всего в таких ситуациях родителей обычно волнует не то, что все старое обесценивается, а то, что новые ценности приобретаются не так быстро. Когда вы почувствуете, что все бунтарские проявления уже не имеют прежней мощи и что "развенчанная" действительность уже в тягость самому ребенку, то можете попробовать начать предлагать ему что-то новое. Например, самому выбрать игрушку в магазине, знакомьте его с новыми людьми и т. д.
7) Как строить свою жизнь с маленьким тираном? Лучше сразу разумно ограничивать ребенка, давая ему много свободы, чтобы распоряжаться своим временем и силами, но не временем и желаниями других членов семьи. Важно мягко, но строго уметь говорить ребенку "нет", подчеркивая, что действия других в данном случае никак ему не вредят, а значит, родители (или другие взрослые) имеют право сделать так, как им хочется.
Что делать?
1. Реагировать спокойно.
2. Поощрять самостоятельность.
3. Ограничения должны быть разумными.
4. Право выбора.
5. Больше проводить время с детьми.
6. Использовать сюжетно-ролевые игры.
7. Давать поручения посильные ему.
Нельзя делать
1. Ругать
2. Не стоит поддаваться на манипуляции
3. Не допустимо наказывать физически
4. Кричать
5. Задабривать подарками.
6. Проявлять гиперопеку.
7. Пугать
8. Использовать сложные термины
Теперь, чтобы закрепить еще раз материал, я предлагаю вам небольшой интерактив. Я буду вам зачитывать условия проблемной ситуации, ваша задача дать ответ, какой признак характерен и пути его решения.
1. Саша (2 года 11 месяцев) ругается «плохими» словами. Папа Саши поощряет брань мальчика. Мама обеспокоена этим. Не знает, что ей делать.
2. Мама Кирилла (2,5 года) жалуется на то, что ребенок стал совершенно неуправляем. Отказывается выполнять просьбы и указания матери, обзывает ее, упрям. С другими взрослыми ведет себя более адекватно. Мальчик стремится все делать самостоятельно, мама беспокоится за ребенка и стремится ограничить самостоятельность.
3. Маша (2 года 7 месяцев). Долгожданный ребенок в семье. Родители, бабушки и дедушки стремятся все сделать для девочки. Последние 2 месяца у девочки наблюдаются по мнению родителей «припадки». Она бросается на пол, на землю, кричит, бьется. Родители переживают, что у ребенка развивается какое-то заболевание. Стремятся любыми средствам предотвратить истерику дочери. Испытывают чувство вины, что «не доглядели» за здоровьем Маши.
4. Мама Риты (2 года 10 месяцев) жалуется на то, что девочка «ужасно» дерется. Рита бьет всех членов семьи, особенно старшего брата Сашу (9 лет).
5. Мама Марины (3 года, 2 месяца) жалуется на то, что девочка отказывается ходить в детский сад, плачет каждое утро по дороге в сад. В саду Марина успокаивается, играет с другими детьми. Вечером Марина вполне довольна, домой «не спешит», просит маму подождать, пока она поиграет с детьми. Чтобы успокоить дочь, мама часто покупает ей игрушки, сладости.
И под конец, небольшой опрос о том, как же вы проходите данный этап в жизни вашего ребенка. Опрос анонимный, он важен, чтобы вы увидели как вы переживаете возрастной кризис вместе с ребенком. После вы можете ознакомится памяткой для родителей на стенде или же задать интересующий вас вопрос после родительского собрания. Спасибо всем, что смогли уделить время.