Докучиц Ирина
«Педагоги и родители-бесконфликтное общение». Конспект родительского собрания
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания «Педагоги и родители -бесконфликтное общение»
Цели и задачи:
Объединить участников группы.
Развить у них коммуникативные навыки.
Развивать чувство единства, сплочённости.
Учить действовать согласованно.
Учить договариваться в конфликтной ситуации.
Добрый день, уважаемые родители! Я рада Вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём время.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Сегодня мы поговорим с вами о конфликтах в системе "педагог — родитель",
а тема звучит: «Педагоги и родители - бесконфликтное общение».
Детство- самая прекрасная пора в нашей жизни. Именно с детством связаны самые яркие и незабываемые воспоминания, так как нас окружают самые дорогие нашему сердцу, самые родные и любимые люди. И наверняка вы помните, как ласково к вам обращалась мама или бабушка, тетя или дядя. Внимание, перед вами разноцветные листочки, на которых вы напишите Ваше ласковое имя и прикрепите к груди. Далее все участники друг к другу будут обращаться именно так как в детстве
Упражнение «Ласковое имя»
Родители в музыкальном зале размещаются на стульях полукругом. На столе лежат пустые бейджики и фломастеры (либо маленькие разноцветные листочки и булавки) по количеству присутствующих.
Задание: выбрать листочек и фломастером написать ласковое имя из своего детства (например как обращалась бабушка, мама и т. д, прикрепить бейджик на грудь и по очереди рассказать о своих воспоминаниях.
Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их чадо находится в окружении других детей.
Откуда берутся конфликты «педагог — родитель»?
Причин — много: недопонимание; несбывшиеся ожидания родителей; желание самоутвердиться за счет педагога; подогревание конфликта другими родителями; и так далее.
К сожалению, наш менталитет диктует нам такую модель поведения :если не поняли-злимся. Разозлились-надо показать свой гнев. Кто из оппонентов будет выглядеть более угрожающе, тот и прав. Многие даже не догадываются что можно по другому.
Так давайте же разберем положительные и отрицательные стороны конфликта.
Положительные
Получение социального опыта.
Нормализация морального состояния.
Получение новой информации.
Разрядка напряжённости.
Помогает прояснить отношения.
Стимулирует позитивные изменения.
Отрицательные
Настроение враждебности,
Ухудшение социального самочувствия.
Формализация общения.
Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение.
Эмоциональные затраты.
Ухудшение здоровье.
Снижение работоспособности.
Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.
Упражнение «Праздничный пирог»
Психолог: «Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)
Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)
Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется.
(Приспособление «медвежонок»)
Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)
Стратегия поведения Характеристика стратегии
Конкуренция, соперничество («акула») Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество («сова») Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
Компромисс («лиса») Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
Избегание, уклонение («черепашка») Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
Приспособление («медвежонок») Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)
На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).
Упражнение «Комплименты»
Цель: объединить участников группы, развить у них коммуникативные навыки.
Ход игры: Каждый по очереди говорит друг другу приятные слова. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
Упражнение «Иван Иванович»
Цель данного упражнения состоит в том, что полученная нами информация часто искажается и передается неправильно.
Добровольцы выходят из аудитории и ждут, когда их пригласит ведущий. Пока добровольцы находятся за пределами аудитории, ведущий объясняет участникам правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать рассказ, который он приготовил, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, который был предложен аудитории в самом начале игры.
В конце игры можно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе СМИ, и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам и мифам.
Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, так как договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».
Упражнение «Массажная цепь» (Спросить все ли любят массаж! Есть люди, которые не терпят прикосновений к телу.)
Цель: развивать чувство единства, сплочённости, учить действовать согласованно.
Инструкция: «Встаньте друг за другом в круг. Положите руки на плечи впереди стоящего. А теперь – Массаж! Каждый начинает массировать спину, плечи и шею. Можно говорить друг другу, что вам нравится, а что нет». Через некоторое время все поворачиваются на 180° и повторяют процедуру с другими партнёром.
Психолог предлагает родителям поиграть в игру «Педагог и родитель» где предлагаются конфликтные ситуации.
Конфликтные ситуации
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".
Вариант решения конфликта
Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.
Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.
Конфликтная ситуация
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.
Решение
Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".
Рефлексия
Каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт (Была ли эта встреча полезной? Что нового я сегодня узнал? Что хотелось бы узнать ещё)
Заключение
Уважаемые родители, успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью.
Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству!
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о нашем тренинге. Что бы вы хотели пожелать его участникам?