Олейник Алена Андреевна
Конспект родительского собрания «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок».
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
в подготовительной к школе группе «Незабудка».
Выполнила: воспитатель
Олейник А. А.
Мильково,
2024г.
Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».
Публикация «Конспект родительского собрания „Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Цель: создание условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей в речевом развитии.
Задачи:
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
-поощрять родителей за создание необходимых условий для речевого развития в семье.
Формы проведения: Онлайн - путешествие.
Участники: Воспитатель, родители.
Организационный момент:
Вступительное слово воспитателя по теме.
Для начала я бы хотела сказать огромное «спасибо» родителям, которые нашли время посетить наше онлайн - собрание. Надеюсь, что время, потраченное на него будет проведено для вас с пользой.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Тема нашего родительского собрания «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».
1 слайд. Собрание начнем со слов известной сказки А. С. Пушкина «А как речь то говорит, словно реченька журчит».
Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего. Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.
К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов.
Поэтому мы сегодня собрались для того чтобы обратить на это внимание и помочь нашим детям легче преодолевать трудности в учебе и личных взаимоотношений между детьми и взрослыми. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты
2 слайд. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста :
1. Бедный словарный запас;
2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие:
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи, в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня);
Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове. 3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;
4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;
5. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
В рамках нашей встречи хочется остановиться подробнее на вопросах окончательного правильного звукового оформления речи. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
3 слайд. Развитие речи в детском саду ведё тся по следующим направлениям:
Развивающая речевая среда.
Звуковая культура речи.
Формирование словаря.
Грамматический строй речи.
Связная речь.
Совместная работа с семьёй по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка.
4 слайд. Но чтобы знакомство с этими направлениями было интересным предлагаю по ним совершить путешествие по всем направлениям речевого развития. Билеты для путешествия вы сейчас получите, первым островком на нашем пути будет остров «Звукарик».
5 слайд. На начальном этапе следует привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребё нок усваивает следующее: когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.
К. Д. Ушинский говорил: «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».
- А сейчас вспомним:
1. Звуки мы слышим и произносим.
Звуки бывают:
Гласные. Назовите эти звуки. (А У И О Э Ы). (Гласных звуков всего шесть). Почему эти звуки называют гласными? Правило: «Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся». Эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Обозначаем красным кругом или квадратом.
А, О, У, Ы, Э - обозначают твердость согласных;
Я, Е, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й] [А].
Согласные - эти звуки произносятся с шумом, выходящий воздух изо рта встречает преграды в виде языка, губ, зубов.
Согласный звук может быть:
-твердый, если после него стоит- а, о, у, ы, э или в конце слова. Твердый звук обозначается синим квадратиком или кругом;
-мягкий звук, если его смягчает гласная я, е, ю, и, е, или Ь (мягкий знак).
Й, Ч, Щ - всегда мягкий. Мягкий согласный звук обозначаем зеленым квадратиком или кругом.
6 слайд. 2. Буквы видим и пишем.
Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:
- На что похожа буква?
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
3. Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный.
Слово - состоит из слогов.
Предложение - состоит из слов.
7 слайд. Игра 1. «Назови первый звук в слове».
Цель: Выработка навыка определения первого звука в слове.
Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук [к], кит – в слове «кит» первый звук [к,], сад – в слове «сад» первый звук [c], сено – в слове «сено» первый звук [c,] и т. д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый, а также назвать последний звук в слове.
8 слайд. Игра 2. «Услышишь — хлопни».
Цель: Развитие умения слышать в слове определённый звук.
Ход игры:
Взрослый произносит слова, ребенок должен сделать хлопок, если слышит в слове заданный звук. Например: звук [ш] :
шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;
голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.
9 слайд. Игра 3. «Измени слово».
Цель: Образование существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Ход игры:
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж] :
друг — дружок,
пирог — пирожок,
сапог — сапожок,
снег — снежок,
рог — рожок,
луг — лужок,
творог — творожок,
флаг — флажок.
10 слайд. Следующим островом, на который мы отправимся будет новый остров под названием «Развивай-ка».
Почему я говорю новый потому, что раньше «Развивающая речевая среда», не выделялось как отдельное направление. И главную роль в этом направлении, чаще играют родители. Насколько интересней и многообразней у ребенка с вами окружающий мир, настолько у него ярче о нем впечатления, которые не заменят ни рассматривание книг, ни познавательные занятия. Ничего не заменит посещение настоящего музея, живой экскурсии по любому городу, создание своей личной коллекции и все это в ваших руках. Посещая новые места, выставки, театры больше беседуйте с ребенком, рассказывайте ему о том, что знаете сами, проявляйте живой интерес, сами не стесняйтесь задавать вопросы экскурсоводу, обращайтесь за информацией в интернет и делитесь с ней с ребенком и это навсегда останется в его памяти, а значит обогатятся его знания и словарь.
А если ребенок поделится с полученной информацией в детском саду, и желательно не просто словами, а желательно вы оформите это в виде альбома или проекта, то ребенок еще и получит опыт оратора, научится правильно представлять полученные знания, и это несомненно пригодится ему в школе.
В повседневной жизни, в играх подсказывайте детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент, для этого чаще родителям достаточно быть самим вежливым, и дети как калька в этом возрасте сами все перенимают.
Учите детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
11 слайд. Нам пора на новый остров под названием «Знайки».
И здесь на помощь вам придут речевые игры, в которые для того чтобы поиграть необязательно специальное время, в них можно поиграть по дороге в детский сад, вечером на диване, перед сном, для того чтобы успокоить ребенка.
12 слайд. «Скажи наоборот».
Предлагаю сейчас Вам подобрать слова-пары.
1. Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой)
2. Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность)
3. Глаголы (бежать-стоять, смеяться-плакать, кричать-молчать, открывать-закрывать)
13 слайд. «Подберите эпитеты к словам».
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
-родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-ребенок
14 слайд. «Подбери действия к предметам».
Цель: Закрепление умения согласовывать существительное с глаголом.
Ход игры:
Подберите как можно больше действий к предметам:
Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;
снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;
собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается, скулит;
мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;
слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;
вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;
лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;
15 слайд. «Скажи похожее».
Цель игры: Игра, направленная на подбор слов со сходным значением, учить
детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к
глаголам и прилагательным.
Ход игры.
Взрослый передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает
платок обратно, называя синоним к глаголу.
- Думать - (размышлять, открыть - (отворить, отыскать - (найти,
зябнуть - (мёрзнуть, поразить - (удивить, шалить - (баловаться,
забавлять - (развлекаться, прощать - (извиняться, звать -…
(приглашать, реветь - (плакать, мчаться - (нестись, вертеться -…
(крутиться, опасаться - (бояться, бросать - (кидать).
«Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)».
16 слайд. «Четвертый лишний».
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Цель: Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры. Взрослый называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например,
Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон.
Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима.
Понедельник, вторник, лето, воскресенье.
День, ночь, утро, весна.
Ребенок говорит, что лишнее и почему.
17 слайд. «Слова-родственники».
Цель: Подбор однокоренных слов.
Медведь – медведица, медвежонок, медвежий …
Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…
Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька….
18 слайд. А мы отправляемся на следующий остров под названием «Грамотей-ка».
Грамматический строй речи.
19 слайд. «Один — много».
Мы — волшебники немного: был один, а станет много.
Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, называя имена существительные в единственном числе. Ребенок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол- столы двор — дворы нос — носы гора — горы нора — норы мост —мосты дом — дома глаз — глаза луг — луга город — города провод — провода холод — холода день — дни пень — пни сон — сны лоб — лбы ухо — уши стул — стулья кол — колья лист — листья перо — перья крыло — крылья дерево — деревья носок — носки чулок — чулки кусок — куски кружок — кружки дружок — дружки прыжок — прыжки утенок — утята гусенок — гусята цыпленок — цыплята тигренок — тигрята слоненок — слонята
20 слайд. «Веселый счет».
Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.
Цель: Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход игры: Взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять». Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.
Вариант 1. один стол - пять столов, один слон — пять слонов, один шкаф — пять шкафов, один гусь — пять гусей, один лебедь — пять лебедей, один журавль — пять журавлей, одна гайка — пять гаек, одна майка — пять маек, одна шишка — пять шишек, один утенок — пять утят, один гусенок — пять гусят, один заяц — пять зайцев, один палец — пять пальцев, одно платье — пять платьев, одна шапка — пять шапок, одна перчатка — пять перчаток, одна банка — пять банок, одна рукавица — пять рукавиц, одна пуговица — пять пуговиц, одна мыльница — пять мыльниц, одна шляпа — пять шляп, одна книга — пять книг, одна конфета — пять конфет.
21 слайд. «Скажи ласково».
Ты словечко сейчас поймай, да немножко приласкай.
Цель: Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — шапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.
22 слайд. «Составляем одно слово из двух».
Сам варит – самовар
Сам летит – самолёт
Сам катит – самокат
Сам сваливает – самосвал
Пыль сосёт – пылесос
Везде ходит — вездеход
Хлеб печёт — хлебопечка
Кофе варит – кофеварка
Варит на пару – пароварка
Мясо рубит – мясорубка
Сок выжимает – соковыжималка
Рыбу ловит – рыболов
Пчёл разводит – пчеловод
Землю копает – землекоп
Пешком ходит – пешеход
Лес рубит – лесоруб
Трубы чистит – трубочист
Листья падают – листопад
Снег падает — снегопад
24 слайд. Мы покидаем остров «Грамотей-ка» и плывем на остров «Расскажи-ка».
1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
- составлению творческих рассказов;
- составлению рассказов по картине, по серии картин - пересказам.
А помогают нам в этом вот такие схемы (показываем).
2. Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.
3. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
4. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, то занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка «как догадался?», «почему».
25 слайд. Хочу загадать вам загадки, придуманные вашими детьми по лексической теме «Бытовая техника».
В нее кладут вещи, но это не шкаф,
Крутится, но не колесо.
Белая, но не облако,
Прямоугольная, но не книга.
(стиральная машина)
26 слайд. Прямоугольная, но не холодильник,
Греет еду, но не плита.
Электрическая, но не мясорубка.
(Микроволновка)
27 слайд. Греет, но не огонь,
Похожа на гармошку, но не играет.
(обогреватель)
28 слайд. Горячий, но не плита.
Есть подошва, но не сапог,
Пускает пар, но не пароход
Гладит, но не рука (утюг)
29 слайд. Дует, но не ветер
Стоит на одной ноге, но не цапля.
Жужжит, но не пчела
Вертится, но не колесо
(вентилятор)
30-34 слайд. Что необходимо делать вместе с ребенком дома:
1. В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
3. Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребё нку эти фразы: - Ты самый любимый! - Ты очень многое можешь! - Что бы мы без тебя делали! - Иди ко мне! - Садись с нами! - Я помогу тебе. – Я радуюсь твоим успехам. – Расскажи мне, что с тобой.
35-40 слайд. Приобщение к художественной литературе.
О пользе чтения художественной литературы много уже было сказано, сегодня добавлю, что чтение решает все задачи речевого развития.
А сейчас я предлагаю угадать загадки про сказки:
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть (Колобок)
2) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (Теремок)
3) В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались : Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)
4) Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (по щучьему веленью)
7) Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три поросенка)
8) Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь, но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. (Золушка)
Итак, наше путешествие пришло к концу.
Рефлексия:
- Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание: Вы путешествовали по островам речевого развития, все они у вас есть, отправьте пожалуйста свой билет на остров мне в личном сообщении, на котором вам больше всего понравилось или считаете самым нужным для вашего ребенка.
Также предлагаю Вам ознакомиться с памятками, брашюрами и консультациями по данной теме.
Задание родителям и детям.
Конечно, все дети любят сказки: слушать, пересказывать, драматизировать. Мы предлагаем вам – сочините с ребёнком свою сказку, запишите её тетрадь или блокнот, а ребёнок будет иллюстратором этих сочинений. Получится замечательная книга – ваша и вашего ребёнка.
«Как читать детям»
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
Что дома делать надо:
1. В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).
3. Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребё нку эти фразы: - Ты самый любимый! - Ты очень многое можешь! - Что бы мы без тебя делали! - Иди ко мне! - Садись с нами! - Я помогу тебе. – Я радуюсь твоим успехам. – Расскажи мне, что с тобой.