Татьяна Юдина
Конспект родительского собрания «Развитие координации движений дошкольников с нарушенным слухом в течении дня»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект общего родительского собрания
на тему «Развитие координации движений дошкольников с нарушенным слухом в течении дня»
Подготовила:
воспитатель Юдина Т. А.
Публикация «Конспект родительского собрания „Развитие координации движений дошкольников с нарушенным слухом в течении дня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Проблема развития речи и координации движения у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом связана с тем, что эти компоненты являются основными при организации коррекционно-педагогической работы с детьми в специальных дошкольных образовательных учреждениях.
В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, на создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всестороннем комплексном изучении особенностей его развития. Для этого необходимо знание общетеоретических закономерностей ребенка с нарушением в развитии, чтобы руководствоваться ими в педагогической работе. Все разнообразие нарушений в развитии неслышащего ребенка не является следствием только ограниченного доступа звуковых раздражителей. Здесь как прямое следствие вытекают лишь нарушения в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков. Основная патология может вызвать цепочку следствий, которые, возникнув, становятся причинами новых нарушений и являются сопутствующими.
Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Занятия проводятся учителем - дефектологом, владеющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 минут. Эффективность логоритмической ритмики объясняется существующей взаимосвязью между двигательной активностью ребенка и развитием речи. Формирование движений происходит при участии речи, ритм которой (особенно стихотворений) способствует развитию моторики.
Логоритмика является вспомогательным средством обучения устной речи и развития моторных качеств, воспитание тактильно – вибрационного, слухового, зрительно внимания, формирование координации движений, вырабатывание навыков ориентировки, внутренней собранности ребенка, развития дыхания, голоса, четкого произношения звуков, слоговых сочетаний и ритмичность речи.
Координационные способности - один из наиболее существенных составных элементов двигательной функции. По мнению В. П. Назарова, координация движений - это согласование их во времени, пространстве и по усилиям, как результат приспособления организма к окружающей среде. Поэтому специфические координационные способности детей с тяжёлыми нарушениями слуха, такие как: способность к ориентированию в пространстве; способность к дифференцированию параметров движения; способность к равновесию; способность к ритму; способность к вестибулярной устойчивости, проходят процесс формирования и становления более сложно и длительно, чем у нормально слышащих сверстников. Эффективность всего процесса обеспечения координации движений во многом зависит от уровня развития реагирующей способности, т. к. она является пусковым механизмом к началу всех координирующих влияний. Дети с нарушением слуха отличаются замедленностью реакции, как на простой, так и на сложный зрительный раздражитель. Причём, на сложный раздражитель глухие дети реагируют в два раза медленнее, чем слышащие. Выраженное отставание в развитии реагирующей способности детей с нарушенным слухом обусловлено, по-видимому, также недостаточностью работы двигательного анализатора.
В занятие по логоритмической ритмики входит часть по развитию общей моторики тела детей с нарушенным слухом. Это часть реализуется совместно с остальными, параллельно, но для развития координации движений выделяется специальная работа по развитию моторики.
На первоначальных этапах обучения сурдопедагог сам мелодекламирует тексты, а задача детей заключается в удержании заданной позы и регулировании фаз начала и завершения упражнения в соответствии с началом и концом речевого и музыкального сопровождения. Например, можно использовать такие игры, как «В зоопарке», «В лесу», «На лугу». В их ходе каждый ребенок «застывает» в определенной позе, изображающей каждого животного, а учитель – дефектолог отгадывает, что воспитанник хотел изобразить:
• «заяц» – положение на корточках, руки около головы подняты вверх;
• «медведь» – ноги и руки широко расставлены в стороны и т. д.
Этому же способствуют игры – соревнования, в которых одна команда детей предлагает другой угадать, какие действия она совершает. Условиями, усложняющими выполнение заданий, являются включение в занятия упражнений на уменьшение площади опоры, изменение её высоты, изменение положения тела в пространстве.
Существенным качественным отличием в действиях детей с нарушением слуха является то, что у них речь не участвует в процессе решения наглядных задач, отсутствует планирующая функция речи. Процесс формирования речи тесно связан с развитием многих других способностей, которые выступают как предпосылки для ее возникновения и успешного развития. Например, надо специально развивать «движение», способность к осознанному подражанию, особенно в младшем дошкольном возрасте общую выносливость как базовое качество для выполнения большого объема учебной работы в старшем дошкольном возрасте и позднее. Существует несколько причин для использования движений к стимуляции речи. Главная из них заключается в совпадении элементов речи и движения. Напряжение, интенсивность, ритм и пространственная направленность представляют собой биологические компоненты человеческого существа, а содержатся они как в движении, так и в речи. Организованное движение обостряет чувство ребенка к разным степеням напряжения, продолжительности, быстроты, акцентированию и развивает ощущение собственного тела, которыми можно потом легче управлять в макродвижениях, переходя к контролю микродвижений артикуляционной мускулатуры. Движения помогают детскому воображению, доводят до аффективного состояния (в специально организованных играх, вызывая спонтанный голос и слуховое осознание своего голоса. Сама по себе речь также имеет комплексную структуру, т. е. включает в себя несколько компонентов, каждый из которых имеет общую со всеми или свою особую основу для развития.
На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Достигнутые успехи в развитии двигательной сферы помогают организовать речь.
Следует отметить, что кроме отдельных логоритмических занятий, используется отдельно логоритмическая и фонетическая ритмика, как физкультминутка на фронтальных и индивидуальных занятиях, что осуществляет комплексный подход в развитии координации движений у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Движений на логоритмических занятиях и при исполнении логоритмических упражнений предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию. Они выполняются как с использованием звукоусиливающей аппаратуры, так и на основе только слухового восприятия, без неё.
Дети с нарушением слуха отстают от своих сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Затруднения вызывают такие задания, как например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
Эта работа направлена на нормализацию мышечного тонуса, развитие статистической выносливости, упорядочения темпа движения, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций. Поэтому, занятия необходимо планировать так, чтобы было возможно решать не только коррекционные и образовательно – воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей. В занятиях присутствует рациональное сочетание статистических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала. На занятиях обязательно используются физкультминутки. Это могут быть специальные упражнения на координацию речи с движением, как правило, они подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой или изучаемым звуком.
Они решают сразу несколько задач:
формирование умений и навыков правильного выполнения основных движений;
способствуют развитию внимания, координации речи с движениями;
воспитывают у детей организованность и дисциплинированность;
развивают положительные эмоции.
Это может быть подвижная или хороводная игра в соответствии с лексической темой («Здравствуй осень», «Уточка», «Кабачок», «Дует, дует ветер, «Солнышко» и другие). Кроме того, на занятиях часто использую игры, которые решают коррекционные задачи и расширяют двигательную активность. Например, дидактическая игра «Живые слова». Основная цель этой игры: упражнять детей в составлении предложений. Но организуется она с передвижением детей, каждый ребёнок изображает слово. Аналогично проводится игра «Живые звуки». Такие игры, как «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот» проводятся с мячом.
Ребёнку бросается мяч и называется слово, он должен бросить мяч взрослому и назвать слово в изменённом виде.
Организация двигательной активности детей с ослабленным слухом зависит от тесного сотрудничества логопеда, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей группы.