Елена Рыбалка
Конспект РМО музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в развитии музыкальности дошкольников»
Дистанционное РМО музыкальных руководителей, МБДОУ ДС №1 "Колокольчик", г. Пушкино.
Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово “игра” ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития жизнерадостного, здорового ребенка. Игра – это ещё и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить. Игра имеет преимущество перед всеми другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает детям большую возможность проявить собственную активность и самостоятельность.
Публикация «Конспект РМО музыкальных руководителей „Музыкально-дидактические игры в развитии музыкальности дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Темочки
Игра, как самый увлекательный вид деятельности в детском саду, открывает широкие возможности для разностороннего воспитания и обучения детей. Ведь в условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда надо просто запомнить.
В музыкальной деятельности игра способствует развитию основных музыкальных способностей дошкольника. Это ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма. Однако, для успешного музыкального развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.
Цель применения музыкально-дидактических игр – развивать музыкальные способности детей, заинтересовать основами музыкальной грамоты, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающей задачи, содержания, правил, игровых действий.
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Исходя из этого, для быстрого нахождения нужной мне игры, я составила таблицу – коллекцию наиболее интересных и полезных, на мой взгляд музыкально – дидактических игр и распределила их не только по возрастным группам, но и по решаемым с их помощью дидактическим задачам.
Классификация музыкально - дидактических игр неоднозначна и существуют различные ее вариации. Наталья Андреевна Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей выделила основные виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные.
В дальнейшем разработка мди была продолжена А. Н. Зиминой, Э. П. Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н. Г. Кононовой, которая определила основную цель и назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В соответствии с этим музыкально - дидактические игры имеют следующие задачи:
• развитие звуковысотного слуха;
• развитие чувства ритма;
• развитие тембрового и динамического слуха;
• развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
• развитие творческой активности;
• формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.);
• обогащение новыми впечатлениями.
В своей же коллекции я решила упорядочить игры по девяти основным обучающим задачам. Это:
1. Развитие звуковысотного слуха
Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, играть, нужно знать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Доступный и интересный способ знакомства детей с миром звуков на мой взгляд - «Цветная» нотная грамота. Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, дети наглядно видят движение мелодии, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру.
Для реализации этой цели я активно использую фланелеграф с нотным станом и цветными фетровыми нотками, а также фетровую лесенку и фигурки животных для наглядности различия тембровых и звуковысотных характеристик. Также помогают в работе цветные диатонические колокольчики, которые соответствуют цветам радуги. Вот некоторые из игр на развитие звуковысотного слуха: «Угадай, кто зовет», «Бим, Бам, Бом»
2. Слышание направленности мелодического движения
Безусловно, направление движения мелодии также относится к звуковысотным характеристикам. Отдельным пунктом я вынесла его лишь для удобства в использовании таблицы.
1. «Кот и мыши»
2. Музыкальные лесенки
3. Тембровый и динамический слух.
В звуковом ощущении мы различаем три стороны: высоту, тембр и громкость. В связи с этим можно говорить и о трех сторонах музыкального слуха : звуковысотной, тембровой и динамической. Основное качество музыкального слуха – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. С помощью музыкально-дидактических игр дети узнают тембры музыкальных инструментов, учатся различать динамику.
1. В лесу
2. Принц и принцесса
5. Развитие чувства ритма. Что касается чувства ритма,
его развитие способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности.
Развивать у дошкольников чувство ритма помогают речевые упражнения и игры.
Детям очень нравится отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке (например, в играх «Ритмическое лото», «Выложи мелодию»). они без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки и анализируют их. Выполнять ритмические рисунки ребята любят разными способами: хлопками, по коленям, по животику, игрой пальцев на столе, по бубну, по барабану, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями. При этом применяется приём, принятый в системе музыкального воспитания : четверти обозначаются слогом «та», восьмые слогом – «ти», половинные длительности – «бом».
Игра «Яблоки и апельсины»
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно
быстро;
- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и
естественнее;
- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и
сочинять;
- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции –
это всегда радость и удовольствие для детей.
6. Различение характера музыки, чувство лада.
«Страшная вещь – музыка! Что она делает?. Она, музыка, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю…» Это слова Л. Н Толстого и вряд ли скажешь лучше о том, как характер музыки может влиять на человека.
Большинство детей дошкольного возраста очень тонко улавливают настроения в музыке и эмоционально на нее откликаются, но не всегда дети могут объяснить словами, что они чувствуют. Одна из наших задач – обогатить словарный запас ребят новыми знаниями о характере музыки, или, проще новыми прилагательными. Рассказать, что музыка бывает не только веселая и грустная, ведь музыка способна выразить все полутона состояния души – от трагизма до бурной радости. Так, музыка может быть созерцательная, тревожная, таинственная, грозная, воинственная, жизнеутверждающая, лирическая, патриотическая. Предлагаю вам посмотреть игру «Полянка настроений», которая дает возможность в увлекательной форме дать детям знания и о композиторах, и о ладовой принадлежности музыки и о характере произведений.
Игры 1. «Гномы и великаны»
2. «Цыплята и кот»
3. «Полянка настроений»
Для этой игры мы с детьми слепили из полимерной глины забавных сказочных человечков – гномиков, благодаря чему игра стала для ребят одной из самых любимых.
7. Умение определять жанр музыки.
Слово «жанр» имеет французское происхождение и с этого языка его обычно переводят как «вид» или род. Следовательно, музыкальный жанр – это вид музыкальных произведений. Для дошкольников достаточно ознакомление только с массово – бытовыми жанрами. Это так называемые «три кита» - песня, танец и марш. Как же научить маленьких детей распознавать и не путать их один с другим?
При знакомстве с каждым новым жанром можно задать детям 4 главных вопроса:
1. «Какая музыка?»
2. «Когда звучит?» (условия исполнения) – когда нужно спеть, танцевать
3. «Зачем?» (здесь мы говорим о жизненном назначении произведений данного жанра и выполняемой ими роли в обществе);
4. «Что это?» (тип художественно-музыкального содержания) этот заключительный вопрос и дает определение - это песня, танец или марш.
Например, мы хотим детям рассказать про такой жанр, как «вальс». Мы задаем вопрос: Какая это музыка?
Дети отвечают: легкая, воздушная.
Я говорю: «Да, для вальса характерно кружение, лёгкость, а потому и в музыке его есть то же мелодическое кружение и изящная ритмичная трёхдольность, в которой первая доля – сильная как толчок, а две – слабые, полётные»
2. Дальше, задаем второй вопрос: «Когда эта музыка может звучать? Когда нужно петь, танцевать или маршировать?» Слушаем ответы детей.
Да, действительно, музыку вальса играют не всякий раз, а именно тогда, когда нужно танцевать.
3. Зачем танцуют вальс? Иногда для развлечения, иногда, чтобы насладиться красотой пластики, иногда и потому, что танцевать вальс – это традиция праздника.
4. Итак, что такое вальс? Вальс – это танец.
9. Следующая дидактическая задача, поставленная перед нами - обучение основам музыкальных знаний (Сюда входит знакомство с композиторами, музыкальными инструментами, объяснение музыкальных терминов – например, соло, трио, ансамбль и др.)
Вот одна из игр на знакомство с терминами, определяющими количеством исполнителей в произведении.
Игра «Сколько нас поет?»
10. Развитие детского творчества.
Игры на развитие музыкальной творческой активности помогают развитию самостоятельной деятельности детей и могут проводиться в свободное от занятий время. Однако есть в этом разделе и игры, которые могут быть внесены в содержание праздников и развлечений. Одной из таких игр является «Радужные колокольчики». Каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до» Iй октавы, до «до» IIй октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Цветные ноты соответствует цвету диатонических колокольчиков.
Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят приобретает новое звучание. Дети чувствуют себя настоящими артистами, что приводит к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных по цветным партитурам (по нотам, что приводит к развитию целого комплекса музыкальных способностей. Диатонические колокольчики развивают музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух.
Игра «Радужные колокольчики»
Для меня игра «Радужные колокольчики» очень ценна тем, что ненавязчиво учит детей слышать в музыке что-то еще помимо мелодии - слышать подголосок и тем самым развивает гармонический слух.
Для этой игры можно использовать цветные партитуры для металлофона – их очень много в свободном доступе. Но если вы, как и я, нашли красивую музыку, а партитуры к ней нет, можно сделать ее самостоятельно. Я решила пополнить небогатый пока банк видеопартитур и создала несложную партию для неизвестного мне, но очень лиричного инструментального произведения. Этой работой с удовольствием делюсь с вами - вы можете скачать видеопартитуру в приложенных файлах.