Юлия Клочек
Конспект занятия по речевому развитию «Зимнее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развитие коммуникативных способностей детей.
Задачи.
Образовательные:
Закрепить в словаре детей слова-названия зимних месяцев;
Формировать навыки словообразования;
Учить составлять простые распространенные предложения по картинкам.
Развивающие :
Развивать способность высказывать собственное мнение, выдвигать свою версию решения проблемы;
Развивать темп, ритм речи;
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать воображение, мышление детей;
Развивать мелкую моторику рук, дыхательную систему.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимодействия и сотрудничества с детьми и взрослыми.
Оборудование.
Мяч
Картинки с изображением признаков зимы (снег лежит на крыше дома, дети катаются на санках и т. д.)
Фланелеграф
Снежинки на веревочках на каждого ребенка
Макет – дерево
Заяц – игрушка
Фигуры – 2 маленьких и 1 большой овал, 1 большой и 1 маленький круг, полукруг (комплекты на каждого ребенка)
Карточка с изображение елочки (на каждого ребенка)
Аудио запись Е. Железнова – Зайка серенький сидит
Аудио запись «Новый год»
Ход НОД
Организационный момент.
Воспитатель. «У природы нет плохой погоды, всякая погода – благодать!» - поется в песне. Погода бывает разной и сейчас мы немного поиграем и вспомним, какой именно, она может быть. Я буду говорить, что происходит на улице, а вы назовете, какая при этом погода. Например, если на улице сильный мороз, то погода морозная.
Дидактическая игра: «Назови, какая?» (с мячом)
Цель: закрепить навыки словообразования, активизировать словарь признаков.
Воспитатель. (Бросает мяч ребенку, задает ему вопрос, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю.)
Если дует ветер, то погода какая? … (ветреная)
Если светит солнце, какая погода? … (солнечная)
Если на улице холодно, то какая погода? … (холодная)
Если вокруг много снега, то какая погода? … (снежная)
Если на улице метель, какая погода? … (метельная)
Основная часть.
Воспитатель. Вспомните и повторите слова, которыми вы обозначили признаки погоды. (Ветреная, солнечная, морозная, холодная, снежная, метельная)
Воспитатель. К какому времени года, больше всего они подходят? (К зиме)
Сегодня мы поговорим о зиме.
Воспитатель читает стихотворение Бродского А.
Всюду снег
Всюду снег, в снегу дома —
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Воспитатель. Ребята, у зимы три месяца: декабрь, январь, февраль.
- Повторите названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль)
Воспитатель. Каждый из месяцев следует друг за другом. Первый зимний месяц декабрь. В народе о нем говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».
- Как вы думаете, почему так говорят? (Воспитатель выслушивает предположения детей. Делает обобщения, уточнения, подтверждения их версий.)
- Повторите поговорку: «Декабрь год кончает, а зиму начинает». (Дети выполняют задание)
Воспитатель. Второй зимний месяц – январь. «Январь году начало, зиме середина».
- Поясните эту поговорку. (Воспитатель выслушивает предположения, версии детей. Делает обобщения, уточнения, подтверждения их версий.)
Воспитатель. Третий зимний месяц – февраль.
В феврале метель гуляет
И танцует снегопад,
В феврале мороз играет,
В лес идет, сугробам рад.
- Что можно сказать о погоде в феврале - месяце? (В феврале бывают метели, снегопад, мороз.)
Воспитатель. Повторите названия зимних месяцев.
Воспитатель обращает внимание детей на предметные картинки с изображение признаков зимы.
- Перед вами картинки. Это зашифрованные телеграммы от жителей далекого Севера. Хотите узнать, что в них? Давайте попробуем их расшифровать. Шифровка связана со словом зима.
Дидактическая игра: «Телеграмма»
Цель: закрепить навыки составления простых распространенных предложений по картинкам.
Действия детей и образец речи. Ребенок берет картинку, составляет по нему предложение и выкладывает картинку на фланелеграф. Например, на картинке изображено дерево, на котором лежит снег. Ребенок берет картинку, называет предложение: «Зимой деревья покрыты снегом.» и выкладывает картинку на фланелеграф.
Воспитатель. Пока мы с вами читали телеграммы, к нашему окну подлетела снежинка. (Воспитатель обращает внимание детей на снежинку, закрепленную к окну). Снежинка предлагает вам поиграть с ней. Для этого, возьмите со стола коробочки со снежинками.
Дыхательная гимнастика под спокойную классическую музыку.
Цель: развивать дыхательную систему детей, выработать речевой выдох.
Воспитатель. Положите снежинку на левую ладонь, правой рукой держите за веревочку. Подуйте на снежинку так, чтобы изо рта шел холодный воздух. Следите, чтобы он не согревался, и не растаяли ваши снежинки. Дети выполняют задание.
Воспитатель. Молодцы! Не одна снежинка не растаяла, значит, все правильно выполнили задание. Теперь положите снежинки под дерево.
- Посмотрите, у нас получилась целая гора снега.
- Что лежит под деревом? (Снег.)
Дидактическая игра «Назови родственные слова»
Цель: закрепить навык образования слов при помощи приставок и суффиксов.
Воспитатель. У слова снег есть слова – родственники. Это такие слова, которые имеют одинаковую общую часть. Назовите эти слова. (Снежинка, снежный, снеговик, снежок, подснежник, снегурочка, снегопад)
Воспитатель. Снежинка, снежный, снеговик, снежок, подснежник, снегурочка, снегопад – от этих слов стало вокруг так холодно.
- Кто знает, как можно согреться? Воспитатель выслушивает предположения, версии детей. Обращает их внимание на зайчонка – игрушку, который сидит под елочкой.
Воспитатель. Посмотрите, здесь под елочкой спрятался зайчонок. Он шепчет свой вариант, чтобы погреться.
Динамическая пауза под аудиозапись
(Е. Железнова – Зайка серенький сидит)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (дети делают ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопают в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгают)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Воспитатель. Любит зайка сок капустный: и полезный он, и вкусный.
- Повторите эту фразу. (Фраза повторяется с детьми сначала тихо хором, затем индивидуально с ударением на 1-ое слово, с ударением на 2-ое слово и т. д.)
Воспитатель обращает внимание детей на коробочки с фигурами.
- Перед вами фигуры, назовите их. (Большой круг, маленький круг, большой овал, маленький овал, полукруг). Возьмите карточку с изображением елочки и сложите эти фигуры так, чтобы получился образ. Дети выполняют задание.
Дидактическая игра «Сложи фигуры»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения.
Рефлексия.
Воспитатель. Думаю, зайчонок очень рад, что вы собрали для него друзей. Но он еще больше обрадуется, если вы вспомните и скажете о каком времени года мы сегодня говорили. (о зиме)
- Сколько всего зимних месяцев?
- Назовите первый (второй, третий) зимний месяц.
Воспитатель. Молодцы! Вы сегодня очень порадовали и меня и зайчонка и снежинку на окошке. А зима вас порадует своим ярким праздником Новым годом.
Звучит песня «Новый год».