Елена Кадомская
Сценарий развлечения в старшей группе «Хороша капуста наша!»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработали: Кадомская Е. А., воспитатель высшей категории
Поспелова А. А., воспитатель 1 категории
Цель: формирование духовно – нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, традициям, обычаям.
Развивать у детей культурное наследие и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту, старинным семейным традициям.
Предварительная работа:
- посещение мини – музея «Русская изба»;
Публикация «Сценарий развлечения в старшей группе „Хороша капуста наша!“» размещена в разделах
- Капуста. Все о капусте
- Капустник, 8 октября
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Сценарии праздников, досугов, развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2017
- разучивание русских народных игр «Тетера», «Завивайся, капуста», «Дударь»;
- знакомство с русским народным костюмом (женским и мужским);
- рассказ воспитателя о труде крестьян;
- рассматривание иллюстраций о жизни русских крестьян;
- изучение материала по теме «Овощи», «Фрукты»;
- рисование и лепка овощей, фруктов;
- отгадывание загадок.
Материалы и оборудование:
• Декорации русской избы
• Муляжи овощей и фруктов в корзине
• 2 мольберта, маркеры
• Капуста белокочанная и краснокочанная
• Выставка заготовок овощей и фруктов на зиму
• Тазики, разделочные доски, терка для моркови, нашинкованная капуста, соль, стеклянные банки
Ход занятия:
В группе оформлен фрагмент русской избы (стилизованная печка, утварь).Дети входят в групповую комнату и располагаются на стульях полукругом. Родители сидят за столами.
Воспитатель в русском костюме в роли Хозяйки.
Хозяйка: - Добрый день, гости званные и желанные! Пригласила я вас на капустные посиделки!
Дует ветер, льется дождь,
Холодно на улице.
А в избе у нас тепло,
Жду гостей к себе давно.
Под русскую мелодию входят мальчик и девочка в русских костюмах с большой корзиной в руках. Корзина полна овощей и фруктов.
Хозяйка приветствует гостей:
- Проходите, гости дорогие!
Дети кланяются и дарят корзину.
Хозяйка обращается ко всем детям:
- Ребята, что находится в корзине? (Овощи и фрукты)
- Как назвать их одним словом? (Урожай)
- В какое время года собирают урожай? (Осенью)
- Молодцы! А теперь отгадайте загадки про наш урожай! Одна загадка детям, другая – родителям.
1. Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко) В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена.
(Тыква)
2. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь) Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)
3.
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Надорвали край рубашки —
Вниз посыпались стекляшки.
Не собрать их все назад.
Что за плод такой? (Гранат)
4. Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка) Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(Горох)
5. Как слива темна,
Как репа кругла.
На грядке силу копила-
Хозяйке в борщ угодила. (Свекла) Носил мальчик
Зеленый кафтанчик.
Стал пан –
Надел красный сарафан.
6. На ветвях вися шары,
Посинели от жары Наш лиловый господин
Среди овощей один.
Он французский граф де Жан,
А по – русски… (Баклажан)
7. Этот вкусный желтый плод
К нам из Африки плывет,
Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год дает. (Банан)
Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки,
Золотистые початки. (Кукуруза)
Далее Хозяйка проводит игру «Что как собирают?» Показывает картинки овощей, а дети отвечают, например: «Картофель выкапывают, морковь выдергивают, лук срезают, помидоры срывают»
Малоподвижная игра «Разложи по корзинкам».
Дети делятся на 2 команды. Рядом с командами 1 большая корзина с фруктами и овощами. Напротив стоят 2 корзины: для овощей и для фруктов. Каждый игрок берет один фрукт или овощ, добегает до корзины и кладет его в нужную корзину. А затем возвращается в команду.
Взрослый проверяет содержимое каждой корзины, показывая по одному овощу или фрукту, и просит детей назвать ласково.
Выигрывает команда, чьи игроки не ошиблись с выбором корзины.
Хозяйка: - Следующая игра «Нарисуй овощ или фрукт» - для родителей.
Одна команда рисует овощи, другая – фрукты. Каждый игрок с закрытыми или завязанными платком глазами по очереди подходит к мольберту и рисует 1 овощ (фрукт) и возвращается в команду. Побеждает та команда, в которой нарисованные овощи или фрукты похожи на реальные.
Хозяйка: - Молодцы! Приглашаю всех присесть.
- Ребята, а еще одного овоща не хватает в нашей корзинке. Если отгадаете загадки наших ребят, то узнаете, какого.
Девочка: - Сто одежек и все без застежек. Что это?
Мальчик: - Там на грядке вырос куст, слышно только «Хруст да хруст». Что это?
Дети: - Капуста!
Хозяйка: - Правильно, капуста. А к нам гости пожаловали!
Под русскую мелодию (игру на балалайке) входит воспитатель в костюме Козы.
Коза несет в корзинке капусту и приветствует гостей:
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые!
- Я – коза, люблю капусту!
Без нее в желудке пусто.
Капуста – это самый любимый овощ на Руси, недаром ее величают «первой барыней на деревне». В честь нее слагали пословицы и поговорки, песни, даже праздники устраивали, которые называли капустниками. На капустниках пели, плясали, играли. Девицы надевали самые лучшие свои наряды, старались показать себя трудолюбивыми в работе, ловкими в игре, да статными в хороводе. А молодцы в эти дни выбирали себе невесту.
Я пришла к вам не одна, со мною гостья. Ее зовут Марина Ивановна, и, как вы уже заметили, она играет на балалайке и поет красивые русские песни. Я приглашаю всех ребят и взрослых поиграть в русские народные игры под аккомпанемент балалайки!
1. Хоровод «Капуста». Дети берутся за руки цепочкой. Один – закручивает капусту, другой – последний в цепочке изображает «кочешок» - кочерыжку. Он стоит на месте, а водящий – первый в цепочке – закручивает всех остальных детей вокруг него под песенку.
«Уж мы вьем, вьем капустоньку,
Завиваем золотой кочешок.
Мы у батюшки в терему,
Мы у матушки в высоком»
Музыкальное сопровождение «Вейся,капуста!»(https://muzofond.org/search/%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0)
2. Хороводная игра «Тетёра шла»
Два человека становятся «воротами», то есть, держась за руки, поднимают их вверх так, чтобы остальные играющие могли вереницей пройти через «ворота». Все поют:
Тетёра шла, моховая шла,
По каменьям, по раменьям сама прошла,
Всех детей провела,
Самого лучшего детёныша оставила!
Со слов: «оставила» ворота закрываются, и пойманные в них играющие становятся в круг с воротами. Все вновь запевают песню, и те, кто не пойман, продолжают ходить вереницей, время от времени проходя через ворота. Когда в следующий раз пойманных оказывается достаточно много, чтобы построить еще одни ворота, они становятся другими воротами, а вереница проходит уже и через новые ворота и через старые. Игра продолжается до тех пор, пока все ходящие вереницей не будут пойманы в ворота.
3. Игра «Дударь»
Выбирают “Дударя”, ходят по кругу, взявшись за руки, и поют:
- Дударь, дударь, дударище.
Старый, старый старичище!
Его. под колоду, его под гнилую., его под сырую…
Пропев песню, спрашивают:
-Дударь, Дударь, что болит?
Дударь отвечает: -Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т. д.)
Все находящиеся в хороводе берутся за “больное”место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого поймает, тот становится на его место.
4. Игра «Коза»
Все встают, взявшись за руки, образуя круг. Один человек в центре этого круга - «коза». Все поют, «коза» изображает то, о чем поется в песне:
-Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
Давай,коза, попляшем, попляшем, попляшем
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Со слов: «Давай, коза, попрыгаем …» «коза» выбирает кого-либо из круга, встает напротив него и все вместе с козой выполняют несложные движения: прыгают на одном месте, затем поочередно выбрасывают то правую, то левую ногу, кружатся на месте, подняв ручки, двигают воображаемым хвостиком, затем хлопают в ладоши и в заключении топают поочередно ногами. Тот, кого выбрала «коза», становится в центр круга, и игра продолжается до тех пор, пока все не захотят играть в другую игру.
В конце игры все поют:
Головкой покачаем, качаем, качаем
И песенку кончаем, кончаем, кончаем.
Коза благодарит детей и гостью за веселье и игру.
Хозяйка: -Хорошо поиграли, а теперь за работу! Руки мыть, да капусту солить!
Вы мне поможете капусту на зиму посолить, а я вас сладким чаем с сушками угощу!
Дети надевают фартуки, моют руки и распределяются за столами со взрослыми для засолки капусты.
Пальчиковая игра
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Чаепитие.