Галина Жигулина
Конспект развлечения с детьми в старшей группе «Путешествие в мир часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей об истории часов. Подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части, определять признаки материала; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т. д.); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.
Материалы: Предметные картинки с изображением часов; различные часы.
Публикация «Конспект развлечения с детьми в старшей группе „Путешествие в мир часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Ход развлечения:
• Кто это у нас плачет? (Оглядывает детей, заглядывает за ширму) Да это же Петрушка! Что с тобой? Ты же всегда смешишь детей, а сейчас плачешь?
Петрушка: В том-то и дело, что я хотел сегодня попасть на детский праздник, но, пока собирался, он уже закончился. Я посмотрел на улицу, солнце еще светило, подумал, что успею, зашел в магазин игрушек…. и опоздал! Солнце меня подвело.
• Подожди, Петрушка, не плачь. Давай разберемся. Почему солнце тебя подвело?
Петрушка: Но у меня же нет часов. А как люди раньше узнавали время? Подскажите мне! (По солнцу) Ну вот. Я посмотрел на солнце, увидел, что оно светит, подумал, что успею, и зашел в магазин ….
• Петрушка, Петрушка, мы это уже слышали. Но ведь солнце светит целый день. Давай спросим у ребят, что они думают, как по солнцу можно определять время? (Если солнце низко – еще утро, если солнце высоко – день. Или по тени.) Вы говорите правильно, но люди стали задумываться, как точнее узнать время, и придумали настоящие солнечные часы.
Петрушка: Ух ты, как интересно! А я-то думал…
• Петрушка, хочешь пойти с нами в музей часов? Ты увидишь, какие часы были раньше, и я все расскажу о них.
Петрушка: Конечно! Пошли.
Под музыку дети делают разные движения (физкультурная минутка) и затем приходят в музей.
• Вот и макет солнечных часов. Сначала люди делали их на земле. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом, вместо стерженька для стрелок – колышек. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка. Как вы думаете, удобны такие часы? (Нет, к ним нужно всегда бегать смотреть.) А можно пользоваться такими часами в пасмурную погоду? (Солнца не будет и тень не будет падать. Часы не будут нужны. Еще такие часы могут затоптать или сломать колышек.)
• Да, такими часами люди не долго пользовались, изобрели масляные часы. Как они устроены? (Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени.) Удобны такие часы? (Нет, они могут упасть, и получится пожар.
Петрушка: Вот здорово, ведь в доме станет светло-светло и лампа будет не нужна! (Все сгорит, и ты, Петрушка, тоже.) Ну а если часы не упадут? (Нужно будет всегда следить, не кончилось ли масло, подливать его.) А это что за свечка? Зачем она здесь?
• Это - тоже часы. Как, вы думаете, узнавали время по свечке? (Когда свечка сгорит, прошел день.)
• А если свечка маленькая, она быстро сгорит. Вот смотрите, на ней снизу доверху начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло часов. Удобны такие часы? (Нет, нужно много свечек и на улице не узнаешь время, ведь нельзя же носить свечку с собой, она погаснет.) Поэтому люди изобрели песочные часы. Как они работают, чем удобны и чем не удобны? (В них сыплется песок, и люди по этому узнают, который час. Их можно носить с собой и все время переворачивать.) Но песок в них сыпется только 5 минут, и приходится считать время по минутам. (По ним можно засекать время. Например, успеешь или нет пробежать вокруг сада.) Людям с этими часами не очень удобно и они придумали простой механизм. Смастерили большие механические часы, повесили их на высокой башне. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки эти часы тоже неудобны. Почему? (Их видно не из всех домов. Надо выходить на улицу и смотреть, который час.) И какие тогда часы придумали люди? (Которые носят на руке, их можно везде носить.)
• Но раз люди стали точно узнавать время, им и вставать нужно было в одно и то же время. Что для этого они изобрели? (Будильник. Его заводят, он звенит.)
• В если, например, человек чем-то занят на работе, а через час ему нужно куда-то идти, что ему делать? Все время смотреть на часы? Он будет отвлекаться. (Завести будильник, положить часы перед собой, сказать кому-нибудь, чтобы ему напомнили.)
• А вот для чего человек придумал электронные часы, которые работают на батарейках. Их можно поставить на то время, какое нужно, и они подадут сигнал. Это настоящие чудо-часы.
Петрушка: Почему здесь стоит петух? (По нему тоже раньше узнавали время.) Как это? (Он утром кукарекал и всех будил, а вечером кукарекал, что бы люди ложились спать.)
• Ну, вот и все часы, а сейчас мы с вами вернемся в группу, и каждый нарисует часы, которые он хотел бы иметь, но только совсем другие, новые, которые еще никто не придумал.
Под музыку дети возвращаются и начинают рисовать.