Светлана Синкина
Конспект развлечения детей средней группы Зимние посиделки
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей средней группы к истокам народной культуры с использованием малых фольклорных форм.
Задачи:
- продолжать развивать интерес к русскому народному творчеству;
- закреплять ранее изученные народные игры;
- воспитывать интерес к народному быту, опираясь на пословицы и поговорки;
- вызвать желание лепить из теста;
- активизировать речевую деятельность детей такими словами, как «посиделки», «изба», «Русь», «Святки», «старина», «чугунок», «калиточки».
Материал:
Публикация «Конспект развлечения детей средней группы Зимние посиделки» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сценарии развлечений
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
народные костюмы; антураж русской избы (печь, дрова, убранство, лавочки, прялка и веретено, деревянные ложки-заготовки, пластмассовые ножи); корзинка с подарками гостей; корзина с ложками; игрушки: котик и куколка, собачка, мышка, курочка и веник; деревянная лошадка для инсценировки; 2 картофелины и 2 деревянные глубокие ложки для игры; 2 одинаковых подноса; доски для лепки; солёное тесто и формочки для работы с ним; готовое печенье.
Ход развлечения:
В зал входит Хозяюшка (воспитатель в русском народном костюме обращается к зрителям)
Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.
Хозяюшка: И у нас сегодня посиделки.
Эй, девчоночки-девчушки,
Весёлые хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать,
Входят дети под русскую народную музыку «Светит месяц»
Музыкальный руководитель
В зимние холодные вечера на Руси народ собирался на посиделки – словом перемолвиться, да шуткой перекинуться, посмеяться да поиграть. В избе девушки – пряли, вышивали, вязали. Парни лапти плели, из глины посуду лепили, из дерева ложки да игрушки вырезали. Вот, и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидел, кто узоры вышивал, кто из дерева ложки вытачивал. Весело было!
Ребёнок держит принесённую с собой корзиночку с подарками (символично)
Ребё нок: В избу твою жаркую мы пришли с подарками.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, проходите. Милости прошу. Ой, ребята, молодцы, как подарки ваши хороши. Спасибо, что зашли ко мне в гости.
Ребятушки, посмотрите, стоит у меня русская печь, да пока холодная она. Не идёт ещё тепло от неё. Что же надо сделать, чтобы печь стала горячей? (ответы детей)
Правильно, надо дрова положить в печь, чтобы стало нам теплее (воспитатель «закладывает» полено в печь)
Хозяюшка: Ой, а что-то я всё-таки замёрзла! Ребята, а на улице какое время года? (Зима) Ох, на улице и мороз. И чтобы нам согреться предлагаю поиграть в игру.
Игра «Вот, на улице мороз» (выполняют движения по тексту)
Вот, на улице Мороз! Ну-ка, все потрите нос!
Ни к чему нам бить баклуши, ну-ка, взялись все за уши;
Покрутили, повертели, вот и уши отогрели!
По коленкам постучали, по плечам похлопали,
Ножками затопали!
Хозяюшка: Ох, уморилась я! Давайте посидим, мои друзья, проходите, да присаживайтесь. (Дети и воспитатель садятся).
Ну а что просто сидеть, надо нам и песню спеть! Но пока мы будем петь, ребятушки, покажите свои умения (выходят 2 мальчика и 2 девочки)
Песня «А у нас семья большая» ( дети мастерят: мальчики имитируют движение вырезания ложек, девочки прядут на деревянной прялке)
Хозяюшка: Пока мы с вами пели, ребята целую корзину ложек настрогали. А что можно делать с ложками? (ответы)
Гости дорогие, а вы знаете что с ложками и танцевать ещё можно? Выходите все на танец! (детям раздаются заранее приготовленные деревянные ложки)
Танец с ложками (все)
Хозяюшка: Молодцы, петь да плясать вы умеете. А вы взрослым дома помогаете по хозяйству? (ответ детей). Молодцы! Не зря в народе говорят: «Маленький, да удаленький». Оказывается вот какие вы помощники все! А сейчас присаживайтесь на лавочки.
Хозяюшка: Работать вы можете и танцевать, а думать умеете? Пословицы про труд знаете? (ответы) Вот сейчас и проверим: я начинаю, а вы продолжайте:
Делу время, а потехе… (час).
Без труда не вытащишь и рыбку… (из пруда)
От скуки - бери дело… (в руки);
Скучен день до вечера коли делать (нечего).
Хозяюшка: какие вы гости интересные. Многое знаете, многое умеете. Ой, и у меня работа есть!
(хозяйка начинает имитировать работу в избе)
Музыкальный руководитель
Наша-то хозяюшка сметлива была,
Всем в избе работушку к празднику нашла:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапкою скребет,
Половичку курочка веничком метет.
Хозяйка: Ребята, а ещё на посиделках друг другу рассказывали стихи, пели песни, чтобы повеселить друг друга и порадовать.
Вот у меня котик около печи греется, расскажите мне потешку про него, порадуйте (воспитатель предлагает взять в руки игрушечного котика мальчику, который заранее выучил стих про него)
Мальчик (рассказывает, поглаживая котика)
Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
Хозяюшка: Хорошая потешка, мне понравилась. Спасибо! Посмотрите, у меня и куколка ещё есть. Обычно девочки, играя с нею, часто напевают колыбельные. А мои гостьи-красавицы знают колыбельные?. Девочки, выходите, да свои уменья покажите! (приглашаю двух девочек, с которыми заранее была разучена колыбельная).
Девочки (качая куклу) :
Баю-баю-баю-бай, ты, собаченька, не лай.
Бела лапа, не скули, мою куклу не буди.
Спи, дочка маленька. Спи, дочка слатенька.
«Колыбельная песенка» р. н. м. (исполняют девочки)
Хозяюшка: Ай, да умницы! Спасибо, порадовали нас. Присаживайтесь, красавицы!
Ребята, раньше на Руси не только пели и играли, но как самые настоящие артисты и сценки показывали. А вы можете мне сценку показать? (приглашаются двое детей, с которыми была разучена сценка)
Выходите, да нас всех вы удивите!
Инсценировка «Куда, Миша, едешь?» :
(раздаётся музыка и на середину зала «выезжает» мальчик верхом «на лошадке», а на встречу ему выходит девочка)
Девочка Куда, Миша, едешь, куда погоняешь?
Мальчик Сено косить!
Девочка На что тебе сено?
Мальчик Коров кормить.
Девочка На что тебе коровы?
Мальчик Молоко доить. Малых детушек кормить! (уезжает)
Хозяюшка: Так, гости дорогие, увидела я какие вы умельцы: и стихи рассказывать можете, и песни петь. А вот ловкие ли вы, сейчас и узнаем. Выходите, свою удаль покажите. Становитесь в две колонны. Надо картошку в ложке пронести до стола и не выронить.
Игра — аттракцион: «Пронеси картошку в ложке»
Хозяюшка: Гости дорогие, от души вы поиграли, свою дружбу мне показали. Предлагаю вам дружбу ещё крепче хороводом скрепить.
Хоровод «Хозяйка» (после дети присаживаются на лавки)
Хозяюшка: Молодцы! Дружные вы, ребятушки! А вот весело петь умеете? Кто из вас, честной народ, нам частушку пропоёт? Выходите и нас всех повеселите!
Частушки (3 мальчика и 3 девочки)
Хозяюшка: Ребята, а вы знаете, что в старину очень любили в избах чаёвничать. Выпивали чаю, аж по 10 стаканов и говорили: «Чай пить – не дрова рубить».
Вот и я вам предложила бы чай попить, но беда - не успела я приготовить печенья к чаю! Посмотрите, я тесто сделала, а вот печенье нет. Гости мои дорогие, вы мне поможете сделать печенье? (ответы)
Спасибо! Подходите, ребятушки, к столу, присаживайтесь. Сейчас мы с вами вместе сделаем «калиточки» - это маленькие печенья, которые делали как раз в это время, когда на дворе были Святки.
Под русские народные мелодии дети присаживаются за столы. Каждому предлагаем кусочек теста и смазываем руки растительным маслом во избежание раздражения от солёного теста. Дети самостоятельно выбирают формы печенья. В итоге всё это выкладываем на большой поднос, который ставим в печь для «выпекания». Дети, после лепки обязательно моют руки.
Хозяюшка: (обращаясь к детям) В печи-то жарко стало, сейчас всё быстро приготовится. А пока наше печенье выпекается, давайте поиграем в игру «Золотые ворота».
Игра «Золотые ворота»
Хозяюшка: Ребята, что же стало с нашими калиточками (печеньем? Надо посмотреть, испеклись ли они (воспитатель заглядывает в печь).
А печенья-то наши уже и приготовились (воспитатель достает из печи заранее приготовленный поднос с готовым печеньем)
Хозяюшка: Мы и пели, и плясали, и стихи всем рассказали. Все дела мы завершили, про потеху не забыли.
Мы с вами и пословицы вспомнили, а в одной из них говорится: «Делу время, а потехе час».
Вот и мы с вами сейчас чай душистый нальём и угощаться все начнём! Ребята, а зрителей мы угостим? (угощаем и гостей, которые пришли посмотреть наши посиделки)
Хозяюшка: Гости мои дорогие, гости мои удалые! Все вы славно потрудились и надеюсь все повеселились. Я приглашаю вас к столу, присаживайтесь, отведайте наши калиточки. Приятного вам аппетита, кушайте на здоровье!
А когда покушаете, то я вас и домой отпущу, до дверей провожу.
(под р. н. музыку начинается чаепитие).