Марданова Галина
Конспект развлечения «Пуховые платки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Продолжать знакомить детей с народными промыслами(«вязание пуховых платков, воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Ход развлечения
Зал оформлен элементами интерьера русской избы. На лавке сидит воспитатель-Хозяйка. К ней подбегают дети.
Ребенок. Холодно на дворе! Пусти нас хозяюшка, погреться.
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогиеЗаходите, садитесь к печке, грейтесь. Нынче
зимушка-зима вьюжливая да заметелистая
Дети садятся на лавках вокруг Хозяйки.
Дети. А что ты, хозяюшка, делаешь? Может быть, мы тебе поможем?
Публикация «Конспект развлечения „Пуховые платки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Хозяйка. Я вяжу, про то и вам расскажу. В нашей стороне мастерицы-рукодельницы под тихий треск лучины длинными зимними вечерами вязали платки и ажурные шали, теплые да изрядна тонкие да легкие как паутинки (Показывает детям оренбургский платок.)Создавали эту красоту из мягкого и шелковистого козьего пуха.
Для этого разводили коз особой пуховой породы. Каждая хозяйка любила свою
козу ухаживала за ней, гребнем вычесывала. Пух бережно собирала и вычищала из него
мусор. Затем промывала его в мыльной воде,ополаскивала, просушивала, и только после этого приступала к прядению.
Девочки. Дай нам, хозяюшка, прясть попробовать.
Хозяйка. Старым старушкам дадим шерсти клочок, а красивым молодушкам-беленький пушок. (Хозяйка показывает приёмы прядения с веретеном, Пальцами левой руки я вытягиваю пух и скручиваю его в тонкий жгутик. Быстрым движением правой руки вращаю веретено так, чтобы на него наматывалась пуховая нить. с песней и дело спорится. Спойте-ка мне, детушки.
Дети исполняют песню "Прялица" (слова и музыка народные, в обработке Т. Ломовой).
Хозяйка.
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленый, погляжу.
Загадку отгадаете, в коробе отгадку найдете.
Чем быстрее я верчусь, тем больше толстею. (Веретено.)
Маленькое, кругленькое, за хвост не поднять. (Клубок ниток.)
Барыня-княгиня весь мир одевает, а сама голая ходит. (Спица.)
Дети отгадывают загадки, рассматривают предметы. Хозяйка объясняет их назначение.
Хозяйка. Пух спряден, но вязать из него пока нельзя. Для прочности пуховую нить
переплетают с шелковой. (Дети сравнивают прочность пряжи, состоящей только из
пуха и укрепленной шелковой нитью.) Вот теперь пряжа готова.
Клубок из рук хозяйки падает на пол. Ребенок в костюме кота начинает с ним играть.
Ребенок.
Наш коток-воркоток
Укатил клубок,
Клубок катится,
Нитка тянется.
Уж коту-воркоту
И достанется!
Дети догоняют кота, забирают у него клубок, приносят Хозяйке.
Хозяйка. Теперь главная забота - платок связать. Где бы узор присмотреть
покрасивее. Вот на зимнем окне - затейливый (подходит с детьми к окну, рассматривают морозные узоры).
Каждый элемент узора платка имел свое название. Рассмотрите их, подумайте, на что
они похожи? Придумайте им названия. Хозяйка показывает детям схемы с эле-
ментами узоров. Дети предлагают свои варианты их названий.
Хозяйка (выслушав ответы детей, называет элементы узоров так, как это принято у мастериц-вязальщиц). Мелкие дырочки - пшонки; крупные дырочки - корольки; цепочки из дырочек - мышиные тропки, угольнички, рыбки, снежинки и т. п.
(Показывает отдельные приемы вязания.)
Из одинаковых элементов каждая мастерица создавала платок с неповторимым узором.
Рукодельницы на посиделках вязали пуховое кружево. В это время добры молодцы
и красны девицы резвились-веселились. Вот и я буду вязать, а вы меня потешьте.
Дети (встают в круг, в центре которого водящий - ".жених", поют).
Прялица - кокорица моя,
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть да попрядывать,
На беседушку поглядывать.
"Жених" выбирает "невесту", приглашает ее на танец, после исполнения которого оба выступают в роли водящих, привлекая к танцу следующую пару. По окончании игры дети возвращаются к Хозяйке. Она показывает им пуховый платок. Дети рассматривают узоры, находят знакомые элементы, сравнивают их с теми, которые видели на схемах, вспоминают их названия. Девочки перед зеркалом примеряют платки.
Хозяйка. Вязать платки - домашнее ремесло. Его секреты передавались из поколе-
ния в поколение, от матери - дочери, от бабушки - внучке. Исстари считалось, что на-
стоящее мастерство приходит только к хорошему человеку. Засела в душе недобрая
мысль - и не откроется тебе истинная красота. Вот и создают добрые люди чудесные
платки, делятся со всеми теплом своей души.
Девочка.
Платочком взмахните
И в круг выходите.
И спойте для всех, и спляшите!
Девочки исполняют танец "Сударушка” с платками (музыка народная, в обработке