Татьяна Вячеславовна Исакова
Сценарий развлечения по фольклору «Сундучок с потешками да забавами» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
открытого развлечения по фольклору
«Сундучок с потешками да забавами»
Разработала и провела:
Исакова Татьяна Вячеславовна,
воспитатель младшей группы МБДОУ
«Новоторъяльский детский сад «Солнышко»
Цель: Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста как средства общения и воспитания любви к истокам родного языка через малые формы детского фольклора – потешки.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Сценарий развлечения по фольклору „Сундучок с потешками да забавами“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Потешки для детей
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
1. Актуализировать знания детей по содержанию потешек.
2. Стимулировать речевую активность малышей, побуждать к самостоятельному рассказыванию малых форм детского фольклора.
Развивающие :
1. Развивать умение детей передавать образы героев потешек, их артистические способности через использование элементов народных костюмов, характерные фразы.
2. Развивать эмоциональный отклик на развлечение посредством народных игр и забав.
3. Развивать слухо – зрительно- двигательную координацию детей, артикуляцию звуков родной речи, мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к произведениям детского фольклора.
2. Воспитывать нравственные качества детей на примере поведения героев потешек.
3. Формировать у младших дошкольников умение действовать вместе со сверстниками через народную игру.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познание», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Приоритетные образовательные области: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Тип развлечения : интегрированное
Возраст детей : 3-4 года
Форма НОД: совместная деятельность взрослых и воспитанников.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы, инсценирование потешек, двигательная, совместная деятельность со взрослым и со сверстниками.
Предварительная работа: чтение потешек и их разучивание с помощью картинок, мнемотаблиц, настольного театра, мультфильмов; обыгрывание потешек фронтально, в паре, индивидуально; знакомство с русской игрушкой – сувениром – матрешкой, ее особенностями и значением в национальной культуре, историей создания. Знакомство с ярмарочной веселой куклой – Петрушкой. Беседа о ярмарке. Разучивание народных игр «Клубочек», «Платок».
Словарная работа: ярмарка, торжок, базар, скоморохи, Петрушка, Матрешка, овес, грош, плетень, картуз, сарафан, сундучок, фразы «тары – бары, всяки разные товары», «на что тебе коровы?», «с пылу, с жару, из печи», «бренчит на улице», «чики – брики», «тень – тень – потетень», «клубок доле, нитка боле», «стала Маша гостей созывать».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность, словесный метод, использование художественной литературы, дифференцированный подход, физкультминутка «Хлопают в ладошки дружные матрешки», пальчиковая игра «Кулачок», зрительная гимнастика «Грачи».
Материалы и оборудование: театральный уголок с разноцветными лентами, ширма – балаган, сундучок с реквизитом к потешкам, столы с всевозможными товарами (платками, самоваром с калачами да баранками, клубочками ниток, пирогами и булочками, блинами, с матрешками да ложками, игровой парашют, платок, сладкие петушки.
Действующие лица: взрослые – ведущий в русском сарафане и платочке, Петрушка.
Дети: мальчики в русских народных рубашках, картузах; девочки в сарафанах и платочках.
Средства ИКТ: ноутбук, доска, проектор, видеопрезентация, мультфильм к потешке «Тень – тень -потетень», анимация к слайдам.
Музыкальное оформление: минус песни «Ах, ярмарка», запись голосов скоморохов, фоновые русские народные мелодии, волшебная мелодия при открытии сундучка, запись «Крик грачей», музыкальная игра «Клубочек», запись голоса говорящего сундучка, запись музыкальной игры «Карусели».
Структура занятия:
1. Вводная часть – 3 минуты.
Игровая ситуация и загадка про Петрушку, скоморохи зазывают на ярмарку.
2. Основная часть – 15 минут.
Посещение ярмарки, встреча с Петрушкой, рассказывание потешек из сундучка, пальчиковая игра «Кулачок», мультпотешка «Тень-тень-потетень», инсценирование ранее разученных потешек, народные игры «Клубочек», игра с Матрешкой «Платок», физкультминутка «Хлопают в ладошки дружные матрешки», «катание» на карусели, угощение детей петушками, возвращение в детский сад.
3. Заключительная часть (рефлексия) – 2 минуты.
Анализ развлечения воспитателя с детьми.
Ход мероприятия
(Звучит минус «Ах, ярмарка». На экране заставка «Ярмарка». Дети цепочкой заходят в зал и встают полукругом)
В: 1-2-3! – «Поклоном здравствуй, говори!» (поклон)
1-2-3! – «Гостям улыбку подари!» Вот и поздоровались!
В: Ребята, какие вы сегодня все нарядные да пригожие! Мальчики, как ясны соколы! А девочки, как цветочки аленьки! Ой, что -то я среди вас своего дружочка не вижу! Он только что был тут, а теперь я его не вижу! Ну и плутишка – шалунишка! Вы его случайно не видели?
Его красный колпачок
Лихо сдвинут на бочок!
Это веселая игрушка,
А зовут его (Петрушка)
В: А-а, я, кажется, догадалась. Он где – то спрятался! Любит в прятки он играть, начинаем его искать! Подождите! Слышите, музыка веселая играет? Да это скоморохи на ярмарку зазывают!
Скоморохи (в записи) :
-Приглашаем всех на ярмарку веселую! Подходите! Подходите! Посмотрите! Посмотрите!
В: А что, ребятишки, давайте и мы отправимся на ярмарку, может, там Петрушку и найдем? А заодно на товар посмотрим и себя покажем! Прямо сейчас и начинаем! (на фоне музыки)
(Потешка «Чики – брики, вы куда? Чики-брики -на базар.»)
В: Ну на вороном коне мы сейчас не поедем, а пройдем на ярмарочную площадь через золотые ворота! «Золотые ворота! Пропустите вы меня! Я сама пройду да всех деток проведу!
(заходят через ворота на ярмарку)
В: Вот мы и прибыли на шумную да разноцветную ярмарку! (на фоне музыки)
Что я вижу! Что за диво? Сколько радости вокруг! Правда, детки, тут красиво? Аж захватывает дух! А вы знаете, что такое ярмарка?
В: Правильно. Ярмарка – это место, где никому не тесно! Куда отовсюду товар привозят, продают, меняют, и, если понравится, покупают!
Петрушка: Э -ге-гей, детвора! Подходите все сюда! (на фоне музыки за ширмой)
Как у нас ли тары - бары, всяки разные товары!
В: Ребятки, да кто же это?
Дети: Петрушка!
В: Точно Петрушка! Смотрите-ка, сам нашелся!
В: А вот и я! Всем привет! Я – Петрушка! Развеселая игрушка!
В: Ну, здравствуй, Петрушка! Какой ты сегодня озорной да смешной! Ребятишки хотят с тобой поиграть!
П: С превеликим удовольствием! Есть у меня сундучок! (сундучок стоит на ширме) Да не простой! Не за деньги продаю, а за потешки да забавы отдаю! Что, согласны так играть?
В: Потешки рассказывать – это наше любимое занятие! Правда, ребятишки? Мы их много знаем. Сундучок будем открывать и потешки вспоминать!
В: «Сундучок, сундучок! Посеребрённый бочок! Сундучок, отворись!
- Не открывается! Что же делать?
П: А вы кулачками постучите! (пальчиковая игра)
В: Кула-кула-кулачок (стучат кулачками)
Из ладошки сундучок (соединяют 2 ладошки вместе).
Тук – тук – тук -тук (стучат кулачками)
Открывается сундук! (раскрывают ладошки)
Сундучок, крышку отвори и потешку покажи! (звучит волшебная музыка)
(на экране мульт к потешке «Тень -тень-потетень»(на фоне музыки)
П: Да медведь– то дрессированный, на ярмарке всегда медведя водили да народ веселили! (слайд)
В: Это что! Вот Фома ехал на курице!Вот стучало -то, вот бренчало-то на улице! (Запись шума, грохота). Да и сейчас где - то бренчит? Может, в сундучке? Сундучок, открой свой бочок! (Петрушка достает из сундучка ведерко, дает ведущему Точно, вот это самое ведро Фомы и стучало! Садитесь, ребятишки, на бревнышко, Фома с Тимошкой едут! (поставить стулья)
(инсценировка потешки «Стучит, бренчит на улице»).
П: Ха-ха-ха, насмешили петуха! На курице! На кошке! По кривой дорожке! (Петрушка уносит стулья, выбегает с сундучком из-за ширмы) Эй, детвора! Не зевай! Подходи, товар выбирай, покупай да сундучок открывай! (Петрушка дает сундучок ведущему)
В: Сундучок, сундучок! Открой скорее свой бочок! (волшебная музыка).
-Я клубочки вынимаю и новую потешку приглашаю. Выходите продавать клубочки!
(потешка «Кошка ниточки мотала и клубочки продавала»)
В:. Ой, покатился, покатился клубок, покатился за лоток! За руки, детки, скорей беритесь, будем нитку мотать да клубочек завивать! (все встают с бревнышка) (народная игра «Клубочек»)
(сразу после игры слышится крик грачей»)
П: Аня, не зевай, да баранки продавай! Слышишь, грачи летают, все баранки растащат!
В: Аня, подходи, друзей-подружек зазывай, скорее сушки продавай!
Аня Д: Подходите, друзья- подружки!
Продаю баранки, сушки! Пряники ростовские
Сахарные, на меду! Во все карманы накладу!
В: Подходи, народ, не стой! Покупай! Покупай! Баранки! Калачи!
(потешка «Ай,качи, качи, качи! Глянь, баранки, калачи!» (видео «Крик грачей») зрит гимн.
Сундучок : (голос в записи) Покупайте! Блины масляные! Пирожки ароматные! Вкусные да сладкие! Булочки, конфетки! Покупайте, детки! Апчхи!
В: Ребятки, это кто чихает?
П: Это мой говорящий сундучок, зачесался его бочок. (запись чиха) Апчхи!
В: Ничего себе! Сундучки начали чихать! Ребятки, давайте присядем на бревнышко, да посмотрим, что там такое лежит в сундучке, что он даже расчихался? (подхожу к Петрушке)
П: Блинчики да пирожки из печи, до чего же горячи! Покупайте! Не зевайте! Скорей сундучок мой открывайте!
В: Сундучок, сундучок, открой скорее свой бочок! (Петрушка достает из сундучка блины, пирожки и дает мне).
Ах, блины, блиночки, для сыночка – дочки! (кладу на прилавок) Ой, какой горячий пирожок! (выкладываю на продажу)
-Ребята, подскажите, кто ходил на торжок да купил там пирожок? (Котик)
(потешка «Пошел котик на торжок»)
В: Давайте скажем котику «спасибо», какой он добрый и заботливый. Недавно мы познакомились с одним Елизаром, вот он совсем не такой внимательный.
(инсценировка потешки «Кто ты будешь? Елизар»)
П: (мечтательно) А я тоже блины люблю! Они такие круглые, как весеннее солнышко, кружевные! Если хотите, к Маше идите, она всех угощает, всех привечает! (инсценировка потешки «Стала Маша гостей созывать).
П: Кто на ярмарку придет, что захочет, все найдет!
В: (заглядываю в сундучок) А этот товар не простой! Мимо не ходи, постой!
В сарафане пестром, в расписном платочке, разрумянилась немножко - наша русская (матрешка!
(достаю матрешку, отдаю Петрушке. Вместе с Матрешкой встает в круг, играет с нами).
П: Ну – ка, за руки беритесь! В круг скорее становитесь! (Матрешка встает в центр круга).
В: Сейчас я не тетя Таня. Я платок перевяжу, стану я матрешкой! (перевязываю платок, превращаюсь в Матрешку) Вы, ребята, не зевайте! Вместе с Матрешкой поиграйте!
Физкультминутка:
В: Хлопают в ладошки - дружные матрешки!
На ногах сапожки – топают матрешки!
Влево, вправо наклонились. Всем знакомым поклонились!
П: Матрешка, матрешка, откройся немножко! (Матрешка в руках Петрушки, он ее открывает, я достаю из матрешки платок)
П: Матрешка, какой у тебя красивый платок! (Петрушка ставит матрешку на стол к другим матрешкам)
Матрешка: Я когда к вам в гости шла вооот такооой платок нашла!
Разноцветный, расписной, необычный, не простой! Играть, детишки, хотите? Ну тогда пляшите!
(Звучит музыка, дети пляшут, музыка останавливается, дети приседают и закрывают глаза ладошками. Матрешка (воспитатель) накрывает платком кого – нибудь из детей).
«1,2,3! Кто же спрятался внутри? Не зевайте! Поскорее отвечайте!
П: Вот забава так забава! Поиграли мы на славу!
П: Ай, ребята! Ай, люли, люли, люли, карусель видна вдали! (Петрушка выносит карусель из – за ширмы) 1,2 – не зевай! Для карусели место освобождай!
В: Собирайся народ! Карусель всех зовет!1-2, подхватили! 3-4, раскрутили!
Мы на карусели сели, завертелись карусели! И по кругу полетели!
А теперь прокатимся на лошадках! Но! Поехали!
Пересели на качели. Вверх летели, вниз летели! - 2 раза
Много мест на карусели! Побывали, кто хотели!1-2, вот и кончилась игра!
В: 1,2 – не зевай! Карусель освобождай! (Петрушка уносит парашют за ширму)
- Вот забава так забава! Покатались мы на славу!
П: Ах, какие вы хорошие, ребятишки! Как мы весело поиграли, потешки рассказали. Чем же мне вас порадовать? Ну-ка, загляну я еще раз в сундучок!
Сундучок, сундучок!
Посеребрённый бочок!
Расписная крышка,
Медная задвижка!1,2,3,4,5 (Петрушка считает вместе с детьми)
Пора деток угощать! (звучит волшебная музыка)
(Петрушка угощает детей петушками)
В: Вот такие петушки, золотые гребешки!
Ярмарку мы встретили, да как прошло время мы и не заметили!
Вот и закончились потешки да забавы из сундучка. Возвращаться нам пора!
П: Сундучок вы заслужили! Дарю! Потешек много разучили!
Пришло время расставания! До свидания! До свидания! (Петрушка убегает за ширму)
В: Ребятки, давайте скажем: «До свидания, Петрушка, веселая игрушка!»
Вот и солнце закатилось! Наша ярмарка закрылась! (возвращаемся через золотые ворота)
В: Золотые ворота, пропустите вы меня! Я сама пройду и ребяток проведу!
В: Вот мы и вернулись! Вам понравилось на ярмарке? Что мы там делали? Кого там повстречали? Что нам подарил Петрушка? Давайте пойдем в группу, будем складывать новые потешки в наш волшебный сундучок.
В: Тут веселью окончанье! Добры люди, до свиданья!
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа – М. : Мозаика- Синтез, 2014.
2. Зарецкая Н. В. Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста – М. : Айрис – пресс, 2002.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб, 2010.